Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иннокентий Смоктуновский в спектакле «Идиот». БДТ. 1966 г.

Поиск

ЛЮБИМОВ И «ТАГАНКА»

В самом конце апреля 1964 г. в старом, давно ожидавшем ремонта здании Театра драмы и комедии состоялась премьера пьесы Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана». Это был выпускной спектакль Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина, дипломная работа курса, которым руководил вахтанговский актёр Юрий Петрович Любимов (родился в 1917 г.). Режиссёрские способности у героя-любовника классических и современных спектаклей проявились неожиданно и блестяще. На сцене забытого и зрителями, и критиками театра молодые актёры, вчерашние студенты, разыгрывали притчу об опасности доброты в жестоком мире. Играли они раскованно и заразительно, пели песни под гитару и аккордеон, жили в роли со всей страстью и в то же время «с холодком отчуждения». Оказалось, что великие традиции можно оживить и освоить, вспомнив о театральности Вахтангова и об остроте мейерхольдовских мизансцен, об условности восточного театра и о безоглядной патетике русских трагиков. Начало новому театру было положено. Отныне театральная Москва (а спустя несколько лет и Европа) следили за тем, что происходит у Любимова на Таганке.

За брехтовскими спектаклями последовали поэтические композиции: на сцену вернулась поэзия, зазвучали стихи Андрея Вознесенского («Антимиры», 1965 г.) и молодых поэтов, погибших на войне («Павшие и живые», 1965 г.). Потом Любимов снова обратился к Брехту — осенью 1966 г. состоялась премьера спектакля «Жизнь Галилея» с Владимиром Семёновичем Высоцким (1938—1980) в главной роли.

Театр приобрёл героя, выразившего себя сполна, понятного всем. Спустя несколько лет Высоцкий сыграл Гамлета. Хриплым, срывающимся голосом он поведал о том, что «время вывихнуло сустав» — здесь, за стенами театра, в этой стране. На Таганке говорили о несвободе, о гнёте обстоятельств, но сам факт существования такого театра, актёрская игра, очень личная и откровенная, пророчествовали о грядущих переменах.

Любимов познакомил зрителей с дерзкими и в то же время продуманными, выстраданными трактовками русской и зарубежной классики. В репертуаре Театра на Таганке долгое время сохранялись «Тартюф» Мольера и «Преступление и наказание» Достоевского, «Гамлет» Шекспира и «Три сестры» Чехова. Зрителей поразила любимовская версия романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с ироничным Вениамином Смеховым в роли Воланда.

Любимов может на сиене поистине всё, его режиссёрская рука по-прежнему тверда и уверенна, фантазия безгранична, профессионализм бесспорен. Он чувствует каждый миллиметр сценического пространства, как музыкант диезы и бемоли, и это ощущение передаёт актёрам. Вслед за великими режиссёрами XX столетия — Максом Рейнхардтом и Всеволодом Мейерхольдом — и подобно булгаковскому персонажу Любимов заслужил наименование Мастера.

Юрий Петрович Любимов.

Зинаида Славина в роли Шен-Te (пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана»).

Иван Бортник, Николай Губенко и Валерий Золотухин в спектакле «Борис Годунов». 1982 г.

и фальши. Одним из активных единомышленников Эфроса был молодой артист ЦДТ Олег Ефремов, вскоре возглавивший театр-студию «Современник».

В 1964 г. Анатолий Эфрос стал главным режиссёром Театра имени Ленинского комсомола. Он успел проработать там всего три сезона. Поставил «Чайку» (1966 г.) с бунтующим мальчишкой Треплевым — очень резкий спектакль, в котором не было ничего от привычного мхатовского Чехова. В «Мольере» М.А Булгакова он говорил об уничтожении художника властью, о том, каким унижениям могут подвергнуть творца. Через некоторое время после премьеры «Мольера» Эфроса сняли с должности главного режиссёра. Он перешёл в Московский драматический театр на Малой Бронной; вместе с ним ушли десять актёров.

Здесь искусство Эфроса достигло расцвета и настоящей зрелости. Здесь выкристаллизовалась свободная режиссёрская манера, в основе которой лежал точный разбор «изогнутой проволочки» психологического состояния героев. Эфрос являлся приверженцем разносторонности: персонажи его спектаклей были живыми людьми — в чём-то хорошими, в чем-то слабыми или даже дурными. Любимые актёры Эфроса (Николай Волков, Ольга Яковлева, Лев Дуров, Лев Круглый и другие) умели донести до зрителя всю палитру чувств.

ТЕАТРЫ-СТУДИИ

В конце 80-х гг. в стране появилось огромное количество театров-студий. На самом деле многие студии возникли задолго до начала «перестройки» — просто существовали полуподпольно, а после 1985 г. стали легальными. В 1988 г. было создано Всероссийское объединение «Творческие мастерские» (ВОТМ), под крылом которого и собрались экспериментальные театры.

Режиссёр, драматург, автор сценариев, либретто и книг Марк Григорьевич Розовский (родился в 1937 г.) в 60-х гг. руководил знаменитой студией «Наш дом» при МГУ. Театр «У Никитских ворот», возникший в 1982 г., — прямой наследник «Нашего дома». Спектакли студии «У Никитских ворот» часто напоминают милый капустник с вокальными номерами и музыкой.

Спектакли другой студии со стажем — Театра на Юго-Западе — всегда «крепко сколочены». Это театр ярких мизансцен и оглушающей музыки, несколько преувеличенной манеры актёрской игры — мир скорее фантасмагорических масок, чем живых людей. Студия на Юго-Западе возникла в 1977 г. как драмкружок рабочей молодёжи. В 80-х гг. «Юго-Запад» был невероятно популярен: жёсткая эстетика его спектаклей выглядела неожиданно и современно. Актёры здесь бравировали тем, что пришли в театр из «настоящей жизни»: они работали водителями троллейбуса, дворниками и в большинстве своём не имели специального образования. Звездой сцены был Виктор Авилов — артист с запоминающимся лицом и выразительной пластикой.

История Театра-студии под руководством Олега Табакова непроста. Ещё в 1974 г. во Дворце пионеров Бауманского района Москвы Олег Павлович Табаков (родился в 1935 г.) организовал студию, где посвящал в тайны актёрского ремесла шестнадцатилетних подростков. В 1987 г. она превратилась в профессиональный театр-студию, а в 1992 г. в Театр под руководством О.П. Табакова.

«Табакерка» — фаворит и баловень публики. За годы своего существования из приятного, но неяркого театрального содружества «Табакерка» выросла в модный «звёздный» коллектив. Имена Владимира Машкова и Евгения Миронова, Евдокии Германовой и Марины Зудиной, Сергея Безрукова и Виталия Егорова заставляют учащённо биться сердца поклонниц и поклонников «Табакерки». На сцене встречаются популярные молодые звёзды и умудрённые опытом мастера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.009 с.)