Скоморохи, дающие представление в Марьиной роще. Лубок. 1858 г.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скоморохи, дающие представление в Марьиной роще. Лубок. 1858 г.



*В древнерусском языке слово «шкура» произносилось как «скора».

компромиссное решение — запретил скоморохам петь и плясать перед свадебным поездом, но разрешил делать это на самой свадьбе.

Скоморохи участвовали и в поминальном обряде, но Собор указал всем «священникам, по градам и селам, чтобы православных христиан... учили, в которые времена родители свои поминают, и они бы нищих покоили, и милостыню бы по силе подавали, и кормили и поили...», а скоморошьи представления запрещали бы.

Специальным указом 1648 г. царь Алексей Михайлович (1645—1б7б гг.) выступления скоморохов запретил.

Особой формой театра была народная драма. Представления напоминали коллективную игру, в которую каждый участник вносил что-то своё. Постепенно складывались постоянные сюжеты и тексты, которые дошли до наших дней в записях, сделанных в XIX в. К наиболее известным относятся народные драмы «Царь Максимилиан», «Лодка», «Комедия о барине».

Ещё одной формой театральных действ был церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. Рождественской инсценировкой являлось «Пещное действо». Его сюжет взят из Библии: три отрока отказались поклоняться идолам ассирийского царя Навуходоносора; их бросили в печь, но ангел, посланный Богом, спас отроков от гибели.

История русского профессионального театра насчитывает более трёх веков. До XVII в. (если говорить точно — до 17 октября 1б72 г.) в России не было театра в тех формах, которые привычны для сегодняшнего зрителя. Именно 17 октября в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, был сыгран первый спектакль в истории русского театра.

Можно сказать, что Алексей Михайлович, отец Петра I (1б72— 1725 гг.), кое в чём предвосхитил своего сына-реформатора. В середине XVII в. началось бурное развитие образования и культуры. Развивались светская музыка и живопись, была издана первая грамматика Мелетия Смотрицкого, открывались разнообразные школы и училища, а в 1687 г. была открыта Эллино-греческая академия (с 1775 г. стала называться Славяно-греко-латинской).

Возник у царя интерес и к театральному искусству. Своих специалистов ещё не было, и Алексей Михайлович поручил подыскать их за границей, но поиски оказались безуспешными. Человека, способного написать пьесу и поставить спектакль в Москве, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в России иностранцы.

Алексей Михайлович запретил искусство скоморохов, и он же учредил театр. Вряд ли, создавая театр, царь исходил из глубоких культурных побуждений, просто он знал от послов, что при каждом европейском дворе есть театры, и не хотел отставать. Есть основания считать, что окончательное решение Алексея Михайловича создать театр возникло 30 мая 1б72 г., во время пира в честь рождения его сына Петра. Указ «учинити комедию» датирован 4 июня того же года.

Непосредственным исполнителем царской воли стал начальник Посольского приказа (сейчас он бы назывался министром иностранных дел) Артамон Сергеевич Матвеев (1625—1682). Он и нашёл в Немецкой слободе Иоганна Готфрида

Уличное представление на Руси в XVII в. Реконструкция.

«Пещное действо». Макет.

Артамон Сергеевич Матвеев.

*Навуходоносор II, царь Вавилонии (605—562 гг. до н.э.), захватил территорию Сирии и Палестины, совершил поход в Северную Аравию. Этот правитель дважды разрушал восставший Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и увёл в плен множество жителей Иудеи.

Иоганн Готфрид Грегори.

Грегори (1631—1675), пастора местной лютеранской церкви. За дело взялись серьёзно: одновременно писалась пьеса и строилось здание театра.

Указ о создании театра обязывал «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии книгу Есфирь... и для того действа устроить комедийную хоромину». Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Действие начинается со сцены пира, устроенного персидским царём Артаксерксом. Он решает показать гостям красавицу жену Астинь, но та не хочет выйти к пирующим. В Библии её отказ мотивирован непомерной гордостью красавицы, в пьесе же Астинь рассуждает о том, что женщина равна мужчине. Астинь изгоняют и находят царю новую жену — Есфирь. По совету воспитателя — Мардохея она скрывает от Артаксеркса своё иудейское происхождение. Мардохей спасает жизнь царя, раскрыв заговор, но вызывает злобу и зависть со стороны царского воеводы князя Амана, который хочет погубить весь еврейский народ. Рискуя жизнью, Есфирь спасает свой народ.

Премьеру сыграли 17 октября 1672 г. в «комедийной хоромине» в селе Преображенском. Царь остался очень доволен «потехой» и щедро наградил её автора.

Учёные долго обсуждали вопрос о том, на каком языке играли спектакль. Царь не знал немецкого языка, однако пьесу писал немец и играли её в первые годы существования театра жители Немецкой слободы. В результате долгих изысканий выяснилось, что они русский язык знали. Ученики школы Грегори играли пьесу перед царём на русском языке.

Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме «Артаксерксова действа» играли пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве». При таком репертуаре нельзя было опираться только на актёров из Немецкой слободы. Пришлось набрать русских людей и направить их на учёбу к Грегори.

Конечно, круг зрителей придворного театра был не очень широк и театральное искусство не оказывало на жизнь общества почти никакого воздействия, но, тем не менее, культурное значение первого театра нельзя недооценивать. Его опыт утвердил саму идею театра, которая многим казалась греховной, заложил основы драматургии, подготовил первое поколение профессиональных актёров.

На развитие театрального искусства повлиял и школьный театр — представления играли в духовных и светских школах. Пьесы школьных театров опирались на библейские сюжеты, но наряду с героями Библии в них действовали и аллегорические персонажи. Школьный театр дал русскому искусству двух выдающихся драматургов — Димитрия Ростовского (Даниил Саввич Туптало, 1651 — 1709) и Симеона Полоцкого (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, 1629—1680).

После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь — Фёдор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ. Но идея театра не умерла. Начался долгий процесс развития русской сцены.

Есфирь у Артаксеркса.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.024 с.)