Хелен Миррен в роли королевы Маргариты в спектакле «Генрих VI». Режиссёр Т. Хэндс. Королевский Шекспировский театр, Лондон. 1977 г.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хелен Миррен в роли королевы Маргариты в спектакле «Генрих VI». Режиссёр Т. Хэндс. Королевский Шекспировский театр, Лондон. 1977 г.



ОДЕРЖИМЫЙ ШЕКСПИРОМ

Иэн Маккеллен (родился в 1939 г.) ещё в студенческие годы, учась в Кембриджском университете, пробовал свои силы на театральной сцене. Но его настоящий актёрский дебют состоялся в 1964 г., а годом позже Маккеллен вступил в труппу Национального театра. За прошедшее время он сумел сыграть очень разные роли — в пьесах классических и современных авторов. Однако, как и для многих других английских актёров, «венцом» драматургии для Маккеллена является Шекспир. Можно сказать, что он старился вместе с героями Шекспира: в молодые годы был Ромео и Гамлетом, а позже — Кориоланом и Яго.

Едва ли не самым примечательным спектаклем начала 90-х гг. был «Ричард III», поставленный художественным руководителем Национального театра Ричардом Эйром. Иэн Маккеллен исполнил в нём главную роль. Режиссёр не случайно перенёс действие в XX столетие: он хотел показать, как человек, оказавшийся на вершине власти, превращается в хладнокровного

убийцу и диктатора. У Ричарда Маккеллена не было традиционного горба — лишь неподвижная левая рука в кармане шинели. Режиссёр и актёр лишили героя магнетизма, некой дьявольской обольстительности. Напротив, и в Яго, и в Ричарде актёр выявил заурядность зла, изобразил убийцу из толпы. Однако, как отмечали и сторонники спектакля, и его противники, сыгранный Маккелленом «феномен зла» — в чистом виде, лишённый романтических котурнов — оказался более страшным именно из-за повседневности, банальности. В финале спектакля Ричарда убивал не одиночка Ричмонд, но разъярённая толпа — словно стихия народного гнева обрушивалась в порыве очищения на того, кто принёс скверну. Интересны шекспировские монопрограммы, созданные Маккелленом, — «Слова, слова, слова» (1966 г.) и «Играя Шекспира» (1977 г.). Первая прошла относительно незамеченной, зато со второй актёр объехал весь мир. На фестивале Театра наций в Париже (1984 г.) программа игралась по-английски, но желающих попасть «на Маккеллена» оказалось так много, что устроителям пришлось перенести выступления с малой сцены театра «Одеон» на большую. Эти представления были не просто чтением стихов и знаменитых монологов, но настоящими спектаклями, автором и исполнителем которых был Иэн Маккеллен. В 2000 г. актёр был удостоен премии К. С. Станиславского, которая ежегодно присуждается деятелям театра за выдающиеся заслуги в развитии сценического искусства.

Иэн Маккеллен.

театра «Олд Вик» открылся первый в истории Англии Национальный театр. Пригласив в качестве помощника по литературной части молодого театрального критика Кеннета Тайнена (1927—1980), Оливье тем самым дал понять, что главное назначение Национального театра — быть не театром-музеем, но отражать в постановках дух нации, её современные проблемы. В XX в. Генри Ирвинг первым среди английских актёров был возведён в рыцарское звание. Незадолго до своей кончины Лоренс Оливье стал первым актёром, удостоенным титула лорда и пэра Англии. Это была не только высокая оценка личных заслуг, но и признание профессии.

Английский театр XX в. — театр режиссёрский; одним из выдающихся представителей этой профессии является Питер Брук (родился в 1925 г.). Брук не любит и не ставит пьес своих английских сверстников. Наиболее известным его спектаклем можно назвать постановку в 1964 г. пьесы «Марат/Сад» немецкого писателя и драматурга Петера Вайса (1916—1982). Современность мышления, театрального языка, ощущения жизни Брука воплощается через произведения Шекспира. Среди его знаменитых постановок — «Гамлет» (1955 г.) и «Король Лир» (1962 г.); в обеих главные роли сыграл один из самых значительных актёров послевоенного мирового театра — Пол Скофилд. Широко известна также постановка «Сон в летнюю ночь» (1971 г.).

Творческий путь режиссёра чётко делится на два периода: английский, в основном связанный с Королевским Шекспировским театром, и второй, парижский. Он начался

в 1974 г., когда Брук создал в столице Франции Международный центр театральных исследований — интернациональную труппу-лабораторию.

Век расшатался, и скверней

всего,

что я рождён восстановить

его! —

вновь и вновь провозглашает, вступая на сценические подмостки, очередной принц Гамлет. И то, как актёр произносит эти бессмертные, бесконечно многозначные слова, как и во времена Шекспира, определяет суть и смысл не только искусства театра, но и жизни Англии.

 

СУМРАЧНЫЙ ГЕРМАНСКИЙ ГЕНИЙ.

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР XIX—XX ВЕКОВ

Искусство сцены и драматургия в Германии в XIX в. часто существовали независимо друг от друга. Одним из драматургов «без сцены» стал Георг Бюхнер (1813—1837) — художник, намного опередивший своё время. Его творчество открылось театру только в XX столетии.

Первой пьесой Бюхнера стала «Смерть Дантона» (1835 г.) — историческая драма о Великой французской революции. Двадцатидвухлетний автор размышлял в своём произведении о судьбах Дантона, Робеспьера и других вождей революции, о роли народа и отдельной личности в истории. Молодой драматург открыл для себя роковую природу любого насилия: революция захлёбывается кровью, проливаемой «во благо людей», а её самые верные рыцари в ужасе отшатываются от ими же содеянного.

Второе знаменитое произведение Бюхнера — пьеса «Войцек» (1836 г.; не окончена). В основе сочинения лежит подлинная история цирюльника Иоганна Христиана Войцека, из ревности убившего свою возлюбленную и казненного за совершенное преступление. В реальной жизни Войцек был психически нездоров, но Бюхнер приглушил мотив болезни как объяснения убийства и создал драму о столкновении человека и враждебного мира. Творчество драматурга подводило итоги целой эпохи. В «Войцеке» на смену романтическому герою пришёл «маленький человек», бедный, неграмотный, косноязычный, который боится всего на свете. В обыденном течении жизни Бюхнер сумел увидеть трагическое. Не случайно эта пьеса, не оценённая в XIX в., была понята в XX столетии как гениальное предвидение.

НОВАЯ ДРАМА И НОВАЯ СЦЕНА

Если середина XIX в. отмечена в немецком театре относительным затишьем, то последняя треть столетия — время расцвета сценического искусства Германии. В немалой степени достижениям в области театра способствовало объединение страны (1871 г.) и начавшееся бурное политическое и экономическое развитие. Как и в других европейских государствах, обновление сцены пришло вместе с постановками новой драмы (см. статью «Век XIX — век XX. События, стили, направления»).

В Германии создателем новой драмы стал Герхарт Гауптман (1862—

Сцена из спектакля «Смерть Дантона» (пьеса Г. Бюхнера). Режиссёр А. Ланг. «Дойчес-театр», Берлин. 1987 г.

Георг Бюхнер.

МЕЙНИНГЕНЦЫ

В немецком городе Мейнинген в середине XIX столетия проживало всего восемь тысяч человек, однако местный театр был известен по всей Европе. В 1866— 1891 гг. труппу возглавляли режиссёр Людвиг Кронек и герцог Георг II (1837—1891). Именно при нём были выработаны художественные принципы мейнингенской труппы. Кронек был для актёров руководителем и учителем — деспотичным и властным, ему подчинялись беспрекословно. Он создал единый ансамбль исполнителей; ведущие актёры при необходимости участвовали в массовых сценах. Большое значение режиссёр придавал исторической достоверности материальной среды: костюмам, декорациям, бутафории. К тексту пьес при постановке всегда относились бережно. Особенно тщательно Кронек разрабатывал массовые сцены — продумывал звучание реплик, партитуру шумов; массовка распределялась по группам, к каждой из которых прикреплялся опытный артист (старшина). Антракт в спектаклях мейнингенского театра длился всего семь-восемь минут: декорации меняли очень быстро; в этой работе принимали участие и актёры. Репертуар театра складывался из классических пьес Шекспира («Макбет», «Венецианский купец», «Укрощение строптивой»), Шиллера («Разбойники»), Ибсена. Первый триумф мейнингенцев — постановка (1876 г.) «Юлия Цезаря» Шекспира.

Однако в жёсткой системе мейнингенцев были и недостатки. Прежде всего «вызубренность» эмоциональных реакций и мизансцен. На сцене всё было достоверно, размечено, выверено, но со временем осталась только великолепная форма, а суть утратилась. Спектакли по-прежнему отличались яркой зрелищностью, но уже не волновали сердца зрителей. В течение шестнадцати лет театр непрерывно гастролировал по Европе (в 1 885 и 1890 гг. приезжал в Рос-

Герцог Георг II на репетиции. Рисунок К. В. Аллерса. 1881 г.

сию), и годы «бродячей» жизни не могли не породить трудности, бытовые и творческие. И всё же следует сказать, что работы мейнингенцев оказали большое влияние на европейский театр, и в частности на сценическое искусство России.

1946). Одна из его первых пьес — семейная драма «Одинокие» (1891 г.). Жизнь героя — молодого учёного Фокерата внешне вполне благополучна, но в глубине души Фокерат тяготится мещанским окружением. Одинокий среди близких, он мечется между двумя женщинами, каждую из которых по-своему любит, и, в конце концов, не сумев сделать выбор, совершает самоубийство. Йоганнес Фокерат — удивительно точный портрет европейского интеллигента конца XIX в. с его нервозностью, одиночеством, растерянностью перед меняющейся действительностью.

Герхарт Гауптман.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.006 с.)