Сцена из спектакля «тристан и изольда». К этой опере Р. Вагнера йозеф свобода обращался несколько раз. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сцена из спектакля «тристан и изольда». К этой опере Р. Вагнера йозеф свобода обращался несколько раз.



Театр Карела Чапека (1890— 1938) — это восемь пьес (три Чапек написал совместно с братом Йозефом Чапеком), которые по сей день не сходят со сцен театров Чехии

и Словакии. Будущий драматург окончил гимназию, изучал философию в университетах Берлина и Парижа, в 1915 г. защитил в Пражском университете диссертацию и получил степень доктора философии. Человек в первой комедии Чапека «Разбойники» (1920 г.) предстаёт как мир в себе. Старость и молодость — два прямо противоположных отношения к жизни: примиренческое, построенное на отстаивании незыблемости сложившихся устоев, — и дерзновенное, смело разрушающее их. Этой дерзновенной силой автор наделяет главного героя.

В пьесе «R.U.R.» («Россмусовские универсальные роботы», 1920 г.) Карел Чапек открыл очень важную для XX столетия тему: взаимоотношения человека и машины. Разум

СЦЕНА АНДЖЕЯ ВАЙДЫ

Польского режиссёра Анджея Вайду (родился в 1926 г.) широкая публика знает больше по кинофильмам, чем по работам в театре. Однако благодаря Вайде на польской сцене появились оригинальные интерпретации романов Ф.М. Достоевского. Трагизм и психологическая изощрённость прозы русского писателя привлекали и других режиссёров, но именно Вайда сумел открыть в произведениях Достоевского особую театральность, превратить литературный текст в захватывающее сценическое зрелище.

Несколько раз Вайда обращался к роману «Идиот»; известен опыт работы с японским актёром, который сыграл сразу две роли: и князя Мышкина, и Настасью Филипповну. В спектакле «Бесы» (1971 г.) на сцене Старого театра в Кракове Вайде удалось создать мрачную и тревожную атмосферу, соответствовавшую духу одноимённого романа. Перед зрителем представал мир в предчувствии катастрофы, поражённый неизвестной болезнью. Ритм действия был лихорадочен и взвинчен, персонажи балансировали на грани бездны. Общее построение дополняло художественное решение спектакля: тёмные облака, поле с увядшей травой, комья серой, грязной земли на досках сцены...

В театре Вайда использовал кинематографические приёмы: «кадрирование» пространства (на площадке высвечивался небольшой участок), монтаж эпизодов, резкую стыковку разных по настроению фрагментов. По свидетельству самого режиссёра, он столь же охотно работает на сцене, как и в кино, потому что любит литературу и актёров.

Сцена из спектакля «Бесы». На переднем плане: Войцех Пшоняк в роли Петра Верховенского и Анджей Козак в роли Кириллова. Этот спектакль вызвал полемику среди польских критиков, но у зрителей пользовался неизменным успехом.

живой и разум сконструированный, как показала история, отнюдь не существуют в гармонии — робот способен присвоить себе функции человека и может стремиться к власти, господству над миром. Ранняя пьеса Чапека — предупреждение бездумному экспериментаторству.

Сходные проблемы поставлены в пьесе «Средство Макропулоса» (1922 г.). Автор задаёт вопрос: стоит ли изобретать средство, дарующее вечную жизнь, принесёт ли эликсир жизни счастье своему владельцу и окружающим его людям? Чапек ироничен, он посмеивается над своей героиней, обречённой на молодость, но за этой иронией стоят серьёзные философские размышления о роли и месте человека в мире.

Приход фашистов к власти в Германии оказался переломным моментом в творчестве Чапека. С 1934 г. он активный антифашист. В 1937 г. была написана пьеса «Белая болезнь», а в 1938 г. — «Мать».

Доктор Гален в первой пьесе изобрёл лекарство от загадочной болезни, охватившей население страны. Условия лечения — отказ соотечественников во главе с Маршалом от военной агрессии. Доктор Гален — воплощение гуманизма, мужества и бескорыстия. Ему противопоставлены Маршал и барон Крюге, которых современники соотносили с Гитлером и Круппом. Не случайно посольство Германии в Праге потребовало запретить спектакль «Белая болезнь».

Завершает путь философских исканий Чапека пьеса «Мать». Это вершина творчества чешского драматурга. Суть пьесы — в поисках смысла человеческого существования. Сыновьям главной героини Долорес свойственны героизм, отвага и честность. Эти черты — в традициях семьи. И Долорес теряет четырёх сыновей: они погибают, выполняя свой долг. Однако высокие идеалы близких людей кажутся героине искусственными, выдуманными и даже бессмысленными по сравнению с чувством материнской любви. Но в час испытаний, когда отчизне грозит

беда, мать, сорвав со стены винтовку, вручает её последнему оставшемуся в живых сыну.

В 60-х гг. интерес к чешскому театру вновь пробудили спектакли маленькой пражской сцены «За воротами». Руководитель группы Отомар Крейча (родился в 1921 г.) обратился к творчеству А. П. Чехова. Крейча вернул сценическим трактовкам пьес русского драматурга лиризм, главное внимание он уделял потаённым чувствам персонажей, подтексту сочинений. Умение актёров передать тончайшие движения души, особая откровенность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.005 с.)