Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 7. Улучшение эксплуатационных качествСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ТОПЛИВ И МАСЕЛ
Лекция № 14 Производства и применение присадок для улучшения качества Топлив и масел
Развитие и совершенствование процессов очистки нефтяных фракций тесно связано с разработкой и промышленным использованием присадок к топливам и маслам. Синтезировано много разнообразных соединений, которые при введении в топливо или масло в небольшом количестве резко улучшают их эксплуатационные свойства. Они могут придавать им новые желаемые свойства, не характерные для сырья. Многие нефтепродукты, особенно высококачественные масла, обязательно содержат присадки, чаще всего их композиции. Применение присадок позволяет понизить глубину очистки нефтяных фракций, а иногда и вообще исключить некоторые процессы. Таким образом, присадками называют химические соединения, способные в малых количествах резко улучшать одно или несколько эксплуатационных свойств нефтепродуктов. Добавление присадок - экономически выгодный, а иногда и единственно возможный способ улучшения этих свойств. Важнейшим качеством присадок является их высокая эффективность в улучшении эксплуатационных свойств. Кроме того, присадки должны: не ухудшать другие эксплуатационные свойства нефтепродуктов; растворяться в нефтепродукте или его компонентах; быть недорогими и иметь достаточную сырьевую базу; сохранять эффективность в любых эксплуатационных условиях; совмещаться с другими присадками, необходимыми для нефтепродуктов данного типа. Промышленное производство присадок является самостоятельной, бурно развивающейся отраслью нефтехимии. Присадки к топливам. Классифицируют по их назначению на следующие: 1) улучшающие процесс сгорания топливно-воздушных смесей в двигателях; повышающие антидетонационные свойства (октановое число) бензинов и уменьшающие период задержки самовоспламенения (повышающие цетановое число) дизельных топлив; противодымные, противонагарные и т.д. Важнейшим свойством топлива является его способность сгорать плавно и наиболее полно, не вызывая каких либо отложений в камерах сгорания и больших износов и поломок деталей двигателей и силовых установок. Для улучшения этого свойства топлив созданы присадки нескольких типов, но наиболее применимы антидетонационные присадки, или антидетонаторы. Наиболее эффективные антидетанаторы найдены среди металлоорганических соединений. В промышленности при производстве автомобильных и авиационных бензинов используют органическое производное свинца - тетраэтилсвинец, а в последние годы началось производство и применение тетраметилсвинец (ТМС). 2) способствующие сохранению исходных свойств топлив при их хранении, транспортировании и использовании в машинах и механизмах (антиокислители, деактиваторы металлов и присадки, подавляющие деятельность микроорганизмов - биодид): Топлива должны сохранять свои эксплуатационные свойства в период транспортирования и хранения. В некоторых топливах содержатся только такие углеводороды и неуглеводородные примеси, которые в обычных условиях в течение длительного времени не взаимодействуют с кислородом воздуха даже в присутствии каталитически активных металлов (меди, латуни, бронзы). Такие топлива химически высокостабильны и могут храниться в течение нескольких лет, не изменяя эксплуатационных свойств. Однако во многих топливах содержатся соединения, способные окисляться в период хранения. Образующиеся продукты окисления затрудняют эксплуатацию двигателей, а порой делают ее невозможной. Наиболее эффективным способом предотвращения окисления нестабильных веществ является добавление в топлива антиокислительных присадок. Наиболее эффективные антиокислители найдены среди фенолов, аминов и аминофенолов. 3) повышающие смазочную способность топлив (противоизносные присадки к реактивным топливам). Присадки этого типа начали разрабатывать недавно, однако некоторые из них уже широко применяются. В реактивных и дизельных двигателях топливо подается в камеры сгорания через форсунки при помощи специальных плунжерных насосов. Трущиеся плунжерные пары таких насосов смазываются самим топливам, износ этих деталей в значительной степени зависит от свойств топлив. Для улучшения их смазочных свойств применяют противоизносные присадки. Такие присадки способны образовывать на поверхностях трущихся деталей тонкие прочные пленки с высокими противоизносными свойствами. Такими являются поверхностно-активные вещества (ПАВ). Эффективны также жирные кислоты, антиокислители. 4) противокоррозионные (снижающие коррозионное воздействие топлив на металлические детали машин и механизмов и защищающие металлы от электрохимической коррозии в присутствии воды). Такие присадки разработаны, испытаны и частично используются в практике, как для подавления химической, так и электрохимической коррозии: амины, нафтенаты металлов, производные янтарного и малеинового ангидридов, сульфированные масла, нейтрализованные различными основаниями и т.д. 5) обладающие использование топлив при низких температурах (присадки к бензинам, препятствующие обледенению карбюратора; предотвращающие выделение кристаллов льда из топлив; снижающие температуру застывания топлив); эффективным способом борьбы с обледенением карбюратора оказалось добавление в бензин присадок двух типов. Присадки первого типа (спирты, гликоли и т.д.) образуют с водой низкозамерзающие смеси. Присадки второго типа - ПАВ - образуют защитные пленки на кристаллах льда и на металлических деталях, тем самым, предохраняя карбюратор от обледнения. Противообледенительные присадки широко используют в странах с морским климатом, нашей стране их не применяют. Для улучшения низкотемпературных свойств дизельных и более тяжелых топлив применяют депрессорные присадки. Наиболее эффективные из них полимерные соединения. 6) препятствующие образованию отложений на деталях топливной аппаратуры - моющие, или детергенты (присадки к бензинам, устраняющие образование смолистых отложений на стенках впускного трубопровода). Чтобы предотвратить образование отложений, в бензин предложено добавлять моющие присадки, растворяющие отложения и смывающие их со стенок трубопровода. Такие присадки применяются в промышленности пока ограниченно. Более широко используют диспергирующие присадки (диспергенты, диспергаторы), предотвращающие засорение топливной аппаратуры нерастворимыми продуктами химических превращений топлив. 7) устраняющие накопление зарядов статического электричества (антистатические); В качестве антистатических присадок к реактивным топливам предложены самые различные зольные и беззольные соединения; 8) красители, окрашивающие топлива в различные цвета (наиболее широко используются для окраски этилированных автомобильных и авиационных бензинов); Окраска, предостерегает потребителей от неправильного использования бензинов. В качестве красителей применяют жирорастворимый желтый краситель - диэтиламиназобензол «К»; жирорастворимый темно-красный «Ж» - продукт взаимодействия 3 - нафтола и маминоазотолуола; зеленый смесевой краситель «А». За рубежом используют в основном производные анилина. Присадки к маслам. Высокие требования, предъявляемые к эксплуатационным свойствам современных масел, не могут быть обеспечены только подбором сырья и технологии его очистки. Для улучшения свойств масел, а иногда и придания новых, которыми масла не обладают, на завершающей стадии приготовления (при компаундировании) в них вводят присадки. Присадки не только улучшают эксплуатационные свойства масел, но и существенно снижают расход последних. В качестве присадок к маслам предложено несколько тысяч органических соединений. Однако промышленное производства и практическое применение получили немногие, более 100 продуктов и композиции. В наибольших количествах производят сульфонаты металлов, производные алкилфенолов, продукты окисления парафиновых углеводородов и, их соли. Эффективность присадок зависит от глубины очистки масел, их природы и состава. Присадки в зависимости от типа и концентрации улучшают один или несколько показателей эксплуатационных свойств масел, но могут ухудшать при этом другие показатели. Поэтому необходимо выявлять побочное отрицательное действие присадок и искать способы устранения или ослабления этого действия. Присадки к маслам классифицируют по назначению (функциональному действию), химическому составу и механизму действия. В наибольшей степени разработана и получила распространение первая классификация, в соответствии с которой выделяют следующие группы присадок, улучшающих те или иные свойства масел: повышающие устойчивость масел к окислению - антиокислительные (иногда их называют ингибиторами окисления); повышающие смазочную способность масел - антифрикционные, противоизносные, противозадирные; способствующие защите металлов от коррозии - ингибиторы коррозии и противокоррозионные; не допускающие образования на деталях двигателя нагаров, лаков и осадков - моющие, или детергентно - диспергирующие; понижающие температуру застывания — депрессорные; улучшающие вязкостно-температурные свойства - вязкостные; повышающие устойчивость масел к воздействию грибков и бактерий - ингибиторы микробиологического поражения, или антисептики, предотвращающие вспенивания и эмульгирование масел - противопенные и деэмульгирующие; повышающие адгезию и предотвращающие растекание масел - адгезионное прилипание; улучшающие одновременно несколько эксплуатационных свойств масел - многофункциональные. Классификация присадок по назначению не совсем строга, поскольку продукты, отнесенные к определенной группе, в большей или меньшей степени воздействуют и на другие свойства масел. Например, депрессоры влияют на вязкостно-температурные свойства масел при низкой температуре, ингибиторы коррозии могут тормозить окисление, а противоизносные присадки - усиливать или уменьшать коррозию металлов. В связи с этим ведется поиск многофункциональных присадок, улучшающие одновременно несколько эксплуатационных свойств масел, или разрабатываются композиции присадок, действующие аналогично и состоящие из 3-7 продуктов разного состава. Химическая классификация присадок предусматривает их подразделение по составу активной (полярной) группы и структуре или строению углеводородной (неполярной) группы. По составу активной группы выделяют кислород-, серо-, фосфор-, азот-хлор- и борсодержащие присадки. Применяют также органические соединения, содержащие в молекуле две - три активные группы; сероазот-, серохлор-, фосфоркислородсодержащие. Присадки могут быть подразделены также и на металлсодержащие (зольные) и не содержащие металлы (беззольные). Большая часть присадок относится к первой группе. Классификация присадок по механизму действия раскрывает причины, обусловливающие проявление их эффективности. В основе действия большинства присадок лежат поверхностные явления, т.е. процессы, протекающие на поверхности раздела фаз и связанные с поверхностной энергией, что позволяет условно подразделить присадки на адсорбционно-активные и адсорбционно-неактивные. Действие адсорбционно-активных присадок связано с низкой полярностью нефтепродуктов, что обусловливает высокую чувствительность присадок к посторонним ПАВ и, прежде всего к воде, как правило, присутствующей в малых количествах в маслах. Эффективность адсорбционно-неактивных присадок проявляется в химическом или физическом взаимодействии их с углеводородными или другими компонентами масла. Примером присадок физического механизма действия могут служить вязкостные полимерные присадки, роль которых сводится к улучшению вязкостно-температурных свойств масел. Антиокислители - типичные представители присадок химического механизма действия. Выявление механизма действия присадок предопределяет пути их направленного синтеза и позволяет обоснованно изменять их свойства, т.е. растворимость в масле, поверхностную активность и т.д. Многофункциональные и многокомпонентные присадки: эти присадки способны улучшать одновременно несколько эксплуатационных свойств масел. Синтезированы органические соединения, содержащие в молекуле наряду с металлами серу, фосфор, азот и другие полярные группы и улучшающие ряд основных свойств масел. Первая отечественная многофункциональная присадка к маслам, улучшающая их моющие, противокоррозионные и противоизносные свойства - дисульфиддиалкилфенолят бария (ЦИАТИМ-339). В последнее время в моторные и некоторые другие масла вводят уже не одну и не просто многофункциональную присадку, а композицию (пакет) присадок, выполняющих основные рабочие функции масла. Суммарная концентрация такой композиции (обычно 3-7 присадок) в масле превышает 10%, а иногда доходит до 20-25 %. Эффективность композиций присадок зависит от оптимальной концентрации и состава, а также от химического состава масла. Особенности производства присадок: Присадки к топливам в основ- ном производят на предприятиях химической промышленности, и на НПЗ-ды они поступают в готовом виде (антидетонаторы, выносители, красители и т.д.). Особенности производства таких присадок не рассматриваются. Большую часть присадок к маслам производят на предприятиях НП и НХП. Эта новая отрасль бурно развивается, т.к. присадки в настоящее время в значительной степени определяют основные эксплуатационные свойства многих видов товарных нефтепродуктов, особенно нефтяных масел. Технологические процессы производства присадок существенно отличаются от процессов производства нефтяных и многих нефтехимических продуктов. Высокая вязкость сырья, промежуточных и готовых продуктов, сильная коррозионная агрессивность многих используемых реагентов затрудняют создание непрерывных технологических процессов, поэтому большая часть установок по производству присадок работает по периодической или полунепрерывной схеме. Периодические процессы не могут быть в достаточной степени автоматизированы и механизированы, имеют и другие недостатки, что увеличивает себестоимость присадок. Производства присадок, особенно многофункциональных, осуществляется путем многостадийного синтеза. Сырьем служат продукты переработки нефти и нефтехимического синтеза, т.е. олефиновые, ароматические и парафиновые углеводороды, сульфокис-лоты, алкилфенолы, спирты, а также различные неорганические реагенты — гидроокиси металлов, пятисернистый фосфор, однохлористая сера, серная и соляная кислоты и т.д.
Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение понятию присадки. 2. Классификация присадок к топливам. 3. Классификация присадок к маслам. 4. Особенности производства присадок.
Литература 1. Черножуков Н.И. Технология переработки нефти и газа. Часть III М., Химия,1982. 2. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. Учебное пособие для вузов. Уфа, Гилем, 2002, 672 с.
Лекция №15
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.012 с.) |