Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Затраты, качество и конкурентоспособность продукцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Состав затрат на качество Основополагающий документ, который определяет термины в области качества, МС ИСО 8402-94 под «затратами, связанными с качеством», подразумевает такие, которые возникают при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связаны с потерями из-за недостижения удовлетворительного качества. Современное понятие затрат на качество включает: • затраты на оценку качества; • затраты на обеспечение качества; • затраты на улучшение качества; • затраты на управление качеством. Классификация затрат на качество (табл. 6.1) является целевой. Таблица 6.1 Классификация затрат на качество
Затраты на качество связаны со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Совокупность видов деятельности применительно к качеству составляет систему качества предприятия. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции — от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения их. Типичными видами деятельности предприятия, связанными с системой качества по стадиям экономического жизненного цикла продукции, работ и услуг, являются следующие: • маркетинг; • исследование, разработка и проектирование продукции; • планирование выпуска продукции; • закупки; • производство продукции, выполнение работ, оказание услуг; • проверки соблюдения технологии производства; • упаковка и хранение; • реализация; • монтаж и ввод в эксплуатацию; • техническая помощь и послепродажное обслуживание; • утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы. Все виды деятельности предприятия, обеспечивающие качество, представлены в стандартах ИСО 9000-88 — 9004-88. Затраты на оценку качества. В эту группу включают затраты на выполнение следующих основных работ: • выбор номенклатуры показателей качества; • выбор базовых образцов и определение базовых показателей качества; • выбор методов и определение значений показателей качества; • выбор и обоснование метода оценки уровня качества; • оценка уровня качества. Затраты на обеспечение качества. К этой группе причисляют затраты на следующие цели: 1) правовое обеспечение в области качества: а) приобретение законодательных документов; б) юридическая экспертиза внешних и разработка внутренних документов; в) анализ контрактов на соответствие юридическим нормам и требованиям для предупреждения риска ответственности; г) сторонние юридические консультации; д) сертификация и патентование; 2) информационное обеспечение в области качества: а) разработка методов учета и форм регистрации данных б) выбор системы информационного обеспечения и технических средств контроля; в) организация сбора информации о качестве; г) контроль сбора информации о качестве; д) обработка, хранение, анализ информации о качестве и 3) обеспечение качества исходных материалов: а) выбор, оценка субподрядчиков и привлечение для аудита второй стороны; б) составление и утверждение документов на закупку; в) выбор, анализ и утверждение методов проверки закупаемой продукции; г) входной контроль; д) обеспечение качества закупаемых сырья и материалов 4) обеспечение качества при изготовлении продукции: а) технологическая подготовка производства; б) управление процессами; в) контроль и испытания; г) метрологическое обеспечение; д) предотвращение несоответствий ТУ и стандартам; е) обеспечение стабильности и гарантий качества; 5) обеспечение качества упаковки, хранения и транспортировки: а) разработка требований к упаковке, хранению и б) разработка упаковки и маркировки; в) упаковка и маркировка; г) контроль упаковки и маркировки; д) хранение продукции и содержание складских помещений; е) соблюдение условий транспортировки; ж) контроль условий хранения и транспортировки; з) разработка методов консервации; и) консервация; к) контроль консервации; 6) послепродажная деятельность: а) монтаж; б) контроль качества монтажа; в) составление инструкций по эксплуатации; г) сервис; д) анализ качества продукции при эксплуатации; 7) обучение и подготовка кадров: а) разработка методик определения потребности в подготовке и подготовки кадров в области качества; б) подготовка кадров; в) контроль подготовки кадров и корректировка методик г) определение и подтверждение квалификации работников; 8) поддержание связи с потребителями: а) сбор и анализ запросов потребителей в отношении качества; б) обработка и анализ претензий; в) работа службы маркетинга, связанная с качеством; 9) учет, оценка и анализ затрат на обеспечение качества: а) сбор данных о затратах на качество; б) разработка документации по учету затрат на качество; в) создание и обеспечение баз сравнения для оценки затрат на обеспечение качества; г) анализ затрат на качество и выпуск рабочих отчетов; д) планирование и реализация политики по снижению затрат на качество. Остановимся на некоторых из названных категорий затрат. • Затраты на правовое обеспечение в области качества обусловлены деятельностью в рамках юридической ответственности предприятия за качество, устанавливаемой действующими нормами законодательства. Отнесение этих затрат непосредственно к затратам на качество правомерно в силу того, что все они, за исключением затрат на сертификацию и патентование, направлены на предупреждение риска ответственности предприятия. Если в штате предприятия состоит лишь один юрист, который снимается не только правовым обеспечением деятельности предприятия в области качества, но и правовыми аспектами других видов деятельности, решение о целесообразности учета этого вида затрат принимается исходя из специфики конкретного предприя-1ия. В том же случае, когда на предприятии нет штатного юриста ими по каким-либо другим обстоятельствам юридические консультации предоставляются сторонними организациями, это учитывался отдельной статьей расходов в смете затрат на качество. • Затраты на информационное обеспечение — одна из важнейших категорий затрат. Тем не менее следует признать, что целесообразность их учета на предприятиях, особенно малых, имеющих единую информационную базу, довольно-таки спорна. Как и в предыдущем случае, вопрос о том, учитывать или нет эти затраты, должен решаться исходя из специфических особенностей предприятия. • Затраты на обеспечение качества исходных материалов являются неотъемлемой составляющей затрат на качество, поскольку невозможно создать качественное изделие из некачественных материалов. Некоторые руководители предприятий ошибочно полагают, что только четкая и отлаженная система входного контроля поступающих на предприятие исходных материалов обеспечивает уверенность в их качестве. Однако отнюдь не меньшее значение имеют грамотное составление документов на закупку и правильный выбор субподрядчика, такого, например, который может документально подтвердить качество своей продукции и гарантировать его стабильность. Это позволяет значительно снизить затраты на входной контроль, а в идеальном случае — вообще обойтись без входного контроля. • Затраты на послепродажную деятельность, охватывающую комплекс мероприятий по обслуживанию потребителей после продажи продукции в целях удовлетворения потребностей, возникающих при эксплуатации, для предприятий, работающих на основе конструкторской и технологической документации, зависят от специфики выпускаемых изделий. Включение этой категории в состав затрат на качество обусловлено тем, что даже качественное изделие может не удовлетворять потребителя из-за сложности монтажа (отсутствия специалистов по монтажу) или отсутствия подробной, понятной и высокоинформативной инструкции по эксплуатации (потреблению) и т. д. • Затраты на обучение и подготовку кадров являются едва ли не самыми важными, поскольку качество начинается и заканчивается подготовкой кадров. С одной стороны, только квалифицированные работники способны качественно выполнять свои функции, с другой — каждый работник должен четко представлять цели своего предприятия (в том числе и в области качества), поскольку без осознания целей невозможно получение необходимого конечного результата. • Затраты на поддержание связи с потребителями учитывать не всегда целесообразно. Решение этого вопроса зависит от специфики конкретного предприятия. Затраты на улучшение качества. Эта группа включает затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых потребностей потребителей, т. е. потребностей, которые еще полностью не сформировались, но с некоторой степенью вероятности могут возникнуть. Улучшение качества продукции требует затрат на следующие цели: 1) маркетинговая деятельность по улучшению качества: а) установление предполагаемых требований потребителя к качеству продукции; б) прогнозирование спроса и перспективного ассортимента продукции улучшенного качества; в) обработка информации и документальное оформление 2) научно-исследовательские работы: а) планирование НИР; б) информационное обеспечение НИР; в) проведение НИР; 3) проектирование продукции улучшенного качества; 4) технологическая подготовка изготовления продукции улучшенного качества; 5) метрологическое обеспечение производства; 6) подготовка и организация технологического процесса производства продукции улучшенного качества; 7) подготовка и обучение кадров; 8) оценка затрат на улучшение качества продукции. Затраты на управление качеством. Эту группу составляют затраты на содержание персонала, обеспечивающего функционирование системы качества на предприятиях.
6.2. Затраты и качество продукции – баланс интересов
В рыночной экономике важнейшим условием существования и развития предприятия является производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции достигается сочетанием качества и цены. Оптимальный баланс между качеством и затратами при разработке, производстве, реализации, эксплуатации и утилизации продукции достигается грамотным управлением на основе исследований и экономических расчетов. Прежде всего, предприятие должно выяснить, какие характеристики качества продукции в первую очередь привлекают покупателя и способствуют росту объема продаж. К основным характеристикам качества продукции относятся: • показатели назначения (производительность станка, мощность двигателя, грузоподъемность и скорость транспортного средства и т. п.); • технико-экономические показатели эксплуатации (удельный расход топлива, энергии, масла, охлаждающего реагента и т. п.); • показатели потребительских свойств (диапазон режимов работы, точность, быстродействие, чистота обработки и т.п.); • удобство эксплуатации, дизайн, безопасность исполнения; • надежность (наработка на отказ, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы и т. п.); • долговечность; • ремонтопригодность (среднее время восстановления работоспособности, трудоемкость и продолжительность технического обслуживания и ремонта и т. п.) и др. Исследование рынка выявит, какие характеристики качества продукции в первую очередь интересуют потребителя. Современное развитие науки и техники позволяет добиться качества, во много раз превосходящего то, которым обладает продукция, предлагаемая ныне покупателю. Главными препятствиями на пути к достижению такого качества выступают затраты, находящие отражение в цене, реальная достаточность для потребителя существующих характеристик продукции и ее моральное старение. На рассматриваемом этапе управления затратами необходимо обосновать рациональность затрат экономическими расчетами, выполняемыми в такой последовательности: 1) определение суммарных затрат предприятия на обеспечение новых или улучшенных характеристик качества продукции, в том числе затрат на следующие работы: • НИР прикладного характера; • конструкторскую, технологическую и организационную подготовку производства; • создание, реконструкцию или техническое перевооружение производства; • освоение новой технологии и организации производства; 2) исчисление затрат в расчете на единицу продукции с новыми или улучшенными характеристиками качества; 3) установление цены единицы продукции с учетом ее новых или улучшенных характеристик качества и планируемой рентабельности ее производства; 4) уточнение емкости рынка (возможного объема продаж) продукции по рассчитанной цене; 5) принятие решения о выполнении в полном или сокращенном объеме работ по обеспечению новых или улучшенных характеристик качества и корректировке цены продажи с учетом уточненного объема реализации. Для разрешения противоречия между затратами и качеством нередко используют и другую принципиальную схему. Предприятие-изготовитель стремится снизить затраты на производство и реализацию продукции, декларируя неизменность ее качества. Это дает ему возможность снизить цену или повысить рентабельность продукции. Данный подход не оправдывает себя, когда снижение затрат приводит к изменениям конструкции и технологии производства продукции. Эти изменения, как правило, незаметные потребителю (например, замена материалов, снижающая надежность эксплуатации, уменьшение толщины слоя декоративного покрытия и т. д.), часто влекут за собой ухудшение характеристик продукции. В итоге эффект такой «экономии» будет отрицательным. Потребитель потеряет доверие не только к приобретенным изделиям, но и в целом к фирме-производителю. Восстановить авторитет фирмы на рынке очень трудно. Отыскать оптимальный баланс между затратами и качеством можно только путем инженерно-экономических расчетов, используя при управлении затратами функционально-стоимостной анализ (ФСА).
6.3. Использование функционально-стоимостного анализа для снижения затрат на продукцию
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) является эффективным средством выявления излишних затрат на продукцию и приведения их к рациональному уровню при обеспечении определенных характеристик качества продукции. Метод ФСА как инструмент снижения затрат и разрешения противоречия «затраты-качество» применяется при проектировании и модернизации конструкции изделий, совершенствовании технологических процессов, организации основного и вспомогательного производства, совершенствовании управления производством. Основной эффект ФСА приносит на этапе исследования и проектирования, так как именно на этот этап приходится более 70 % всех затрат на обеспечение качества изделий. В условиях, когда инфляция постоянно увеличивает затраты на материалы и заработную плату и тем самым снижает прибыль предприятия или диктует необходимость повышения отпускных цен, что угрожает конкурентоспособности продукции, ФСА является действенным средством выявления возможности снижения затратна производство и реализацию продукции, сбыт которой снижается и экономическая конкурентоспособность падает. ФСА строится на изучении функций объекта исследования с последующим ответом на вопрос, каким образом данная функция может исполняться с наименьшими затратами. Применительно к затратам на продукцию ФСА основывается на принципах системного и функционального подхода, соответствия значимости функций изделия и качества их исполнения затратам на их обеспечение. Системный подход требует изучения механизма формирования затрат на продукцию как целостной системы, состоящей из подсистем и элементов. Система формирования затрат на продукцию включает подсистемы формирования затрат на стадиях НИОКР, производства, реализации, эксплуатации и утилизации. Совокупные затраты по всем стадиям жизненного цикла продукции влияют на суммарные затраты у потребителя, часть которых он компенсирует производителю через цену продажи продукции (затраты НИОКР, производства и реализации), а другую часть несет сам (затраты на эксплуатацию и утилизацию). В каждой подсистеме затраты разбиваются на элементы, дифференциация которых зависит от точности измерения затрат. Функциональный подход позволяет представить общие затраты на изделие как комплекс затрат на обеспечение выполняемых им функций. Исследованию подвергаются как функции, выполняемые изделием в целом, так и функции, выполняемые его отдельными узлами и деталями. При изучении функций специалисты анализируют только оптимальные способы их выполнения. Это дает свободу в рассмотрении вариантов исполнения изделия, узлов и деталей, помогает найти принципиально новые конструктивные решения, предельно упростить конструкцию изделия без сокращения количества выполняемых функций или снижения качества их выполнения. Принцип соответствия значимости функций и качества затратам заключается в сопоставлении значимости функций с затратами на их реализацию с учетом качества выполнения функций изделия, отдельных узлов и деталей, которые определяют характеристики изделия. При помощи ФСА проводят критическое сопоставление информации о покупных материалах, комплектующих, узлах, деталях и их производителе в целях определения эффекта на единицу затрат. При этом проясняются также следующие вопросы: • соответствует ли стоимость данного изделия его потребительским свойствам; • полностью ли используются все его свойства; • имеются ли изделия с более высокими показателями; • можно ли данное изделие изготовить с меньшими затратами; • можно ли заменить его стандартным, а следовательно, и более дешевым; • можно ли покупаемое изделие изготовить на своем предприятии и при этом с большим экономическим эффектом; • есть ли другие поставщики, которые предлагают это изделие по более низкой цене при том же уровне качества? Кроме того, ФСА годится для формирования новых рабочих мест, разработки новых вспомогательных средств труда и минимизации затрат при оформлении заказов путем анализа информационных потоков, распределения прав и обязанностей и рационализации отдельных этапов работы. Использование ФСА, как показала практика, позволяет значительно сократить время и улучшить качество оформления заказов. В заключение следует отметить, что отечественный и мировой опыт использования ФСА весьма широк. Применение этого метода позволяет снизить затраты как минимум на 10-20 %. Конечно, ФСА призван не конкурировать с другими методами управления предприятием, а дополнять их. 6.4. Затраты и конкурентоспособность продукции
Успех предприятия на рынке, где предложение превышает спрос, зависит от конкурентоспособности его продукции. Конкурентоспособность продукции, в свою очередь, определяется отношением затраты — качество. Чем оно меньше, тем конкурентоспособность продукции выше. Конкурентоспособность продукции имеет две составляющие — техническую и экономическую. Для оценки конкурентоспособности продукции применяют систему единичных, групповых и интегрального показателей. Единичный показатель — отношение величины какого-либо параметра изделия к величине соответствующего параметра, конкурирующего образца. Групповой показатель рассчитывается на базе единичных показателей и характеризует различие между оцениваемым изделием и изделием-аналогом по группе параметров. Групповые показатели рассчитываются на основе единичных показателей по группам технических, экономических и нормативных параметров. Групповой показатель по техническим параметрам Кт равен сумме произведений единичных технических и эксплуатационных показателей на коэффициенты их весомости, устанавливаемые специалистами-экспертами по рассматриваемому виду товара. Групповой показатель по экономическим параметрам продукции Кцп зависит от совокупных затрат на нее на всех этапах жизненного цикла и рассчитывается на основе цен потребления Цп. Цена потребления определяется суммированием начальных (единовременных) затрат потребителя (покупная цена изделия и затраты на его подготовку к эксплуатации — проектные работы по монтажу, подводка инженерных коммуникаций и фундамент, монтаж и пуско-наладочные работы), эксплуатационных затрат (топливо, энергия, вода, сырье, рабочая сила и др.), текущих затрат (текущий ремонт, обслуживание и др.) и затрат на утилизацию изделия. Для изделия, срок службы которого превышает 1 год, цена потребления должна определяться с учетом фактора времени Цп (t). Каждый производитель продукции для обеспечения ее конкурентоспособности должен рассчитать цену потребления, сравнить ее с ценой потребления других производителей-конкурентов и добиться ее максимального снижения при сохранении технических и нормативных параметров изделия. Групповой показатель по нормативным параметрам Кн рассчитывается на основе специально выделяемых единичных показателей среди технико-эксплуатационных показателей изделия (например, показатели безопасности, экологичности, особых показателей национальных рынков и др.). Эти показатели могут принимать только два нормативных значения: «1» — если изделие соответствует обязательным для данного рынка нормам и «0» — если не соответствует. Групповой показатель нормативных параметров определяется как произведение единичных нормативных показателей. Равенство любого из единичных показателей «0» означает, что групповой показатель по нормативным параметрам также равен «0», т. е. изделие не конкурентоспособно ввиду несоответствия определенным нормам (стандартам). На основе групповых показателей Кт и Кн рассчитывается интегральный показатель уровня качества Укач инт. по формуле: Укач инт. = Кт * Кн где Кн — групповой показатель по нормативным параметрам качества; Кт — групповой показатель по технико-эксплуатационным параметрам качества. Принципиальная зависимость конкурентоспособности продукции от цены потребления продукции и уровня ее качества показана на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Определение рационального соотношения цены потребления и уровня качества продукции (Пц/к)
В условиях насыщенного рынка потребитель исходит при принятии решения о приобретении товара из величины показателя соотношения цены потребления и его качества Цп / Ккач, иначе говоря учитывает, во сколько ему обходится одна единица качества (технико-эксплуатационных параметров). Показатель соотношения цены - качества рассчитывается по формуле: Цп Пц/к = Ккач инт.
Для каждого вида продукции можно найти рациональное значение показателя соотношения цены и качества, при котором цена потребления продукции наиболее точно отражает уровень ее качества. Важнейшая задача предприятия в условиях рыночной экономики — снижение цены потребления при сохранении (или повышении) качества продукции. Она решается только управлением затратами при разработке, производстве, реализации, эксплуатации и утилизации продукции.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Что включает понятие затрат на качество? 2. В чем суть противоречия между затратами и качеством продукции? 3. Перечислите основные характеристики качества продукции. 4. Каким образом удается разрешить противоречие «затраты-качество»? 5. Как использовать функционально-стоимостной анализ для рационализации затрат на продукцию? 6. Как рассчитать цену потребления продукции? 7. Как определить интегральный показатель уровня качества продукции? 8. Раскройте методику оценки рациональной конкурентоспособности продукции.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.182.53 (0.017 с.) |