Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период правления Хрущёва. Хрущёвские гонения

Поиск

Период правления Н. С. Хрущёва в сравнении с деяниями его предшественника принято именовать «оттепелью», в отношениях между государством и религиозными организациями наоборот наступило значительное охлаждение отношений.

7 июля 1954 года ЦК КПСС принял Постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения», которое, отмечая оживление деятельности «церкви и различных религиозных сект», увеличение количества граждан, отправляющих религиозные обряды, призывало партийные, комсомольские организации, Министерство просвещения, профсоюзы проводить антирелигиозную работу «систематически, со всей настойчивостью, методом убеждения, терпеливого разъяснения и индивидуального подхода к верующим людям». Проведение в жизнь Постановления было приторможено ввиду разногласия в руководстве, вследствие чего 10 ноября 1954 года было принято новое Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», которое осуждало методы клеветы, оскорблений, административного вмешательства в деятельность религиозных организаций, «вместо развёртывания систематической кропотливой работы по пропаганде естественнонаучных знаний и идейной борьбы с религией».

Активизация антирелигиозной борьбы началась после XX съезда, на котором Хрущёву удалось окончательно утвердить свою власть в стране. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»; государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.

16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял Постановления «О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей». Кампания шла под лозунгом восстановления ленинской законности и борьбы со сталинизмом.

В ноябре 1958 года ЦК КПСС принял постановление " О мерах по прекращению паломничества к так называемым "святым местам".

С 1959 года началось закрытие действующих храмов.

В январе 1960 года ЦК КПСС принял закрытое постановление - "О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах".

С марта 1961 г. года постановлением Совета министров СССР открытие и закрытие церквей целиком передавалось на усмотрение областных исполкомов, которым также разрешалось ограничивать колокольный звон. Запрещалось совместное богослужение священников соседних церквей в дни праздников, участие детей и подростков в хорах певчих и церковных службах, не разрешалось строительство жилых домов для священников на средства общины, ограничивалось проведение крестных ходов, запрещалась благотворительность.

Секретное Постановление 16 марта 1961 года «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» требовало восстановления в полной мере Постановления 1929 года, обязывая местные советские органы обеспечить строгий контроль за его выполнением, своевременно принимать меры к ликвидации нарушений этого законодательства духовенством и религиозными объединениями; все постановления 1940-х годов признавались утратившими силу. Секретная инструкция по применению законодательства о культах в марте 1961 года обращала особое внимание на то, что служители культа не имеют права вмешиваться в распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность религиозных общин. В инструкции впервые были определены не подлежавшие регистрации «секты, вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, адвентисты-реформисты».

В массовом сознании сохранилось приписываемое Хрущёву высказывание того периода, в котором он обещает показать последнего попа по телевизору в 1980 году.

 

Годы

В 1965 году СДРПЦ и СДРК были объединены в Совет по делам религий (СДР) при Совете Министров СССР; впервые было опубликовано положение о СДР. Совет имел право сам принимать решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий, проверять деятельность религиозных организаций.

Новые Уголовные Кодексы от 1961 года и Указы Президиума ВС РСФСР от 18 марта 1966 года «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах», «О внесении дополнений в статью 142 УК РСФСР», «О применении статьи 142 УК РСФСР», устанавливали три вида ответственности за нарушение религиозного законодательства: дисциплинарную, административную и уголовную; уклонение руководителей религиозных объединений от регистрации и другие нарушения ими законодательства о культах наказывались административным штрафом (до 50 руб.), уголовная ответственность (до 3-х лет лишения свободы) предусматривалась за посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов, принудительное взимание сборов, изготовление и массовое распространение обращений, писем, листовок, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах. Подчёркивалось, что «к мерам административной, а тем более уголовной ответственности следует прибегать лишь в отношении злостных нарушителей законов».

Опубликованный 23 июня 1975 года Указ Президиума ВС РСФСР «О внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. „О религиозных объединениях“»[43] уточнял процедуру регистрации религиозных обществ, сохраняя многоступенчатость процедуры. Полномочия по открытию и закрытию храмов переходили от местных Советов к СДР; окончательное решение оставалось за ним без ограничения сроков.

Конституция СССР 1977 года сохраняла фактическое неравноправие граждан в зависимости от их отношения к религии: атеисты могли свободно пропагандировать свои убеждения, а верующие имели лишь право «отправлять религиозные культы» (статья 52-я). Распространение научного атеизма с марксистской подкладкой вменялось в обязанность преподавателям в школах и вузах, в комитетах партии на местах существовали штатные должности пропагандистов. Вместе с тем, в отсутствии идеологической конкуренции уровень подготовки такого рода кадров был невысок. Профессор, доктор психологических наук Г. Аминев, читавший в начале 1980-х гг. курс "Психологические основы атеистической работы" для луганских партаппаратчиков, вспоминал: "Какие они все оказались малограмотные! Многие Библию даже в руках не держали. Не могли процитировать наизусть ни одного афоризма из Нагорной проповеди. Одним словом, не научные атеисты, а просто богохульники".

Формирование Русской православной церкви заграницей.

Причины формирования РПЦЗ

1) После революции было нарушено единство Русской Церкви

2) Гражданская война, прекращение связи с окраинами империи

3) Потеря русских территорий

4) Эмиграция

Все это привело к раздроблению единой Церкви. Большая часть православных верующих, принадлежащих к Русской Православной Церкви (РПЦ), оказалась на территориях других государств и на канонических территориях других Поместных Церквей.

- В самый разгар Гражданской войны, когда прервались связи между Московской Патриархией и епархиальными архиереями, в городах, занятых белыми армиями, начали создаваться местные временные церковные управления.

- Поражения, последующее отступление и распад Добровольческой армии, вызвали отъезд многих русских епископов за рубеж.

Именно в это время в православной среде русских эмигрантов постепенно зреет мысль о создании эмигрантского церковного управления.

Оказавшись в конце 1920 г. в Константинополе, русские епископы и миряне решили от слов перейти к делу. Тогдашний председатель ВВЦУ митрополит Антоний (Храповицкий) испытывал сильнейшее давление и отвечая на подобные требования говорил, что в столице Вселенского патриарха нельзя даже мечтать об отдельном церковном управлении, но все же неохотно согласился и возглавил русскую делегацию к патриаршему местоблюстителю.

29 декабря 1920 г. митрополит Дорофей, местоблюститель Вселенского патриарха, разрешил епископам-эмигрантам основать в Константинополе Временное Высшее церковное управление за рубежом (ВВЦУЗ), возглавляемое митрополитом Антонием (Храповицким).

Политическое и социальное разделение единого когда-то российского народа, вызванного революциями и Гражданской войной, стало главной причиной разделения и Русской Православной Церкви, епископат и мирские члены которой оказались в тяжелейшей канонической и моральной ситуации. С моральной точки зрения понять и принять позицию епископов-эмигрантов можно и нужно, ибо они, зная о преступлениях советской власти против Церкви, стремились сохранить церковную организацию хотя бы за пределами Советской республики, стремясь при этом не поддерживать никаких отношений с откровенно безбожной властью большевиков. Но одновременно вставал вопрос о каноничности и обоснованности создания Временного Высшего церковного управления за рубежом.

По свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинополе "членам Управления жилось трудно, тогда как я и некоторые другие архиереи в Сербии благодушествовали", поэтому он согласился на просьбу одного из секретарей ВЦУЗ Махараблидзе посодействовать переводу Управления во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) из Константинополя в Сербию. Сербский патриарх Димитрий, встреча с которым состоялась в Белграде, одобрительно отнесся к этой идее, при условии, что в ведении митрополита Антония будут находиться только те русские священники, которые не присоединились к Сербской патриархии, военные священники Белой армии, а также бракоразводные дела русских, живущих здесь. И в 1921 г. Управление вместе с массой русских эмигрантов переехало в Сербию, в город Сремские Карловцы.

Глава Управления митрополит Антоний начал действовать, 21 ноября 1921 г. был созван I Всезаграничный собор духовенства и мирян. В число его 85 членов вошли тридцать монархистов, которым митрополит Антоний, возглавлявший Собор, дал полное право голоса, что, к сожалению, придало всему Собору политическую окраску. Собор образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) под председательством митрополита Антония, состоявшее из архиерейского Синода и Высшего церковного совета.

Важное значение на Соборе приобрело обсуждение вопроса предлагаемого монархистами определения, в котором целью новообразованной эмигрантской Церкви ставилось восстановление Романовых, как самодержавных русских царей. Митрополит Евлогий, недавно назначенный патриархом Тихоном главой русских приходов в Западной Европе, возражал, считая, что такая резолюция, исходившая от Церкви, признающей своим главой патриарха Московского, могла иметь трагические последствия для Церкви в России. Но попытки изменить текст резолюции не удались.

Собор епископов, собравшийся в Карловцах 2 сентября 1922 г., формально исполнил волю патриарха, распустив ВЦУЗ, но на его месте создал Синод епископов Русской Православной Церкви за границей. Причем различие с ВЦУЗ заключалось лишь в том, что он включал только архиереев, и официально было оговорено, что без участия митрополита Евлогия заседания Синода недействительны, так как он был единственным из зарубежных европейских епископов, обладавший каноническими полномочиями от Московского патриарха.

Ситуацию усугубил раскол РПЦ на несколько ветвей и юрисдикций, образовавшихся за рубежом. Наиболее значимыми из них являлись Русская Православная Церковь за границей (Карловацкая Церковь), Американская Православная Церковь, Западно-Европейский Экзархат (Архиепископия) Константинопольского Патриархата, а также православные церкви, тем или иным путем отделившиеся от РПЦ (Японская Православная Церковь, Китайская Православная Церковь, Финская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь).

Важную роль в изменении церковно-канонического и правового положения РПЦ за пределами России сыграло появление новых государств, образовавшихся вследствие крушения Российской империи (Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Эстония).

В дальнейшем русские православные иерархи, священники и их паства, оказавшиеся за рубежом, выбрали разные пути своего церковного устройства. Часть из них вступила в состав Поместных Церквей, на канонической территории которых они проживали. Другая часть, нарушив канонические правила, без согласия Матери-Церкви приняла автокефалию от Вселенского Патриархата, как это произошло в Польше, Эстонии, Латвии, Финляндии. Ещё одна часть также в нарушение канонических правил перешла во «временную» юрисдикцию Вселенского Патриарха в качестве экзархатов (русские приходы в Западной Европе).

1. Первый этап существования РПЦЗ (1920 - 1940 гг.) делится на четыре периода:

1) В первый период, (октябрь 1917 г. - май 1919 г.) происходит 8 кардинальное изменение границ Российской империи, в результате чего часть епархий дореволюционной Российской православной церкви оказалась за пределами России, часть на территориях, контролируемых белогвардейскими правительствами, а другие оказались под контролем советской власти;

2) второй период начался 6 мая 1919 г. с созыва в Ставрополе Южно-Русского Церковного Собора, на котором было образовано Временное Высшее Церковное Управление, и закончился в ноябре 1920 г., когда основная масса эмигрантов из России сосредоточилась в Константинополе, где и возникло Высшее Церковное Управление Заграницей (ВЦУЗ);

3) третий период начался в ноябре 1920 г. первым за границей заседанием Временного Высшего Церковного Управления и завершился в апреле 1921 г., когда патриарх Тихон вместе с Синодом подтвердил легитимность Временного Высшего Церковного Управления;

4) Четвертый период начинается с момента упразднения Высшего Церковного Управления Заграницей согласно указу патриарха Тихона и учреждения вместо него Архиерейского Синода РПЦЗ. Важнейшим событием этого этапа стало проведение 21 ноября 1921 г. Первого Всезарубежного Русского Церковного Собора в Сремских Карловцах, ознаменовавшего завершение законодательного и организационного оформления РПЦЗ.

2. Причиной административного и канонического отделения РПЦЗ от РПЦ МП, обусловившей особенности вероучения РПЦЗ, стало неприятие РПЦЗ опубликованной 29 июля 1927 г. Декларации заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия (Страгородского). Все последующее направление идеологической, канонической и юридической деятельности РПЦЗ базировалось на несогласии с курсом подчинения Православной Церкви в СССР требованиям атеистической советской власти.

3. В области вероучения подавляющее большинство иерархов и верующих РПЦЗ придерживались консервативных тенденций. Эта позиция неминуемо привела их к конфронтации с модернистскими течениями в православном вероучении. Проповедь строгого следования православным канонам, неукоснительного соблюдения их в повседневной религиозной практике, неприятия нововведений в православии определили идеологическую направленность деятельности РПЦЗ, в результате которой осуществилась канонизация новомучеников и исповедников российских, а сама РПЦЗ стала восприниматься как форпост антиэкуменизма во всем православном мире

4. Подавляющее большинство членов РПЦЗ симпатизировали реставрации монархического строя в России, свержению правительства в СССР, освобождению Православной Церкви в СССР из-под государственного контроля. Эти позиции определили направление политической деятельности РПЦЗ, содержание ее деклараций, социальную и культурную направленность, проводимых ею мероприятий.

5. Миссионерская деятельность РПЦЗ значительно активизировалась к концу 30-х гг. XX в. Ее успеху способствовал факт вхождения в РПЦЗ, вышедшего из состава поместных Православных Церквей, большого количества священнослужителей и верующих, несогласных с проводимыми в их религиозных организациях реформами (введением нового календарного стиля в Богослужении, участие в экуменическом движении и т.д.). Это повлияло на изменение национального состава и богослужебного языка РПЦЗ (греческий, английский и т.д.). Однако РПЦЗ не стала массовой религиозной организацией, в первую очередь, вследствие строгих требований, предъявляемых ко вновь обращавшимся к ней верующим.

В 1935 году было выработано "Положение о РПЦ за границей", ставшее основой для дальнейшего управления Зарубежной Церковью. Тем не менее, РПЦ за границей всегда настаивала на каноничности своего существования как неотъемлемой части Московского Патриархата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.9.9 (0.016 с.)