В 1938 Г. Еп. Климент был арестован и расстрелян. Его ставленники продолжили преемство хиротоний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В 1938 Г. Еп. Климент был арестован и расстрелян. Его ставленники продолжили преемство хиротоний.



После смерти в 1962-63 гг. сразу нескольких "климентовских" архиереев возникла необходимость новых поставлений. В 1963 г. где-то в Иркутской обл. "климентовцам" удалось провести свой Собор, на котором епископами Филиппом, Климентом и Лукой были совершены 3 хиротонии: еп. Иова (Дементьева) Искитимского, еп. Иоанна (Курицына) Тайшетского и (без участия еп. Филиппа) еп. Пафнутия Хвалынского, который впоследствии учинил раскол и создал собственную иерархию. В 1964 г. был хиротонисан Еп. Сава (Палёнов) на Урянхайскую кафедру еп. Василием (Берсеневым) и еп. Лукой (Чудновым). Еп. Сава скончался в возрасте 107(!) лет в феврале-марте 2000 г.

На сегодняшний день в составе "климентовской" иерархии значатся 5 епископов. Это:

1) Еп. Климент - 1919 г. рожд., хиротонисан в 1967 г. в еп. Усольско-Ангарского епископами Климентом, Лукой и Иоанном.

2) Еп. Кирил - 1928 г. рожд., хиротонисан в 1972 г. в еп. Еманжелинского еп.Климентом Нижнеудинским и еп. Меркурием (Котловым).

3) Еп. Софроний - 1915 г. рожд., хиротонисан в 1974 г. в еп. Илимского еп. Климентом Нижнеудинским, еп. Иоанном (Курициным) и еп. Климентом Усольско-Ангарским.

4) Еп. Авраамий - 1908 г. рожд., хиротонисан в 1977 г. в еп. Ойротского еп. Иовом (Дементьевым) и еп. Савой (Палёновым).

5) Еп. Сергий - 1931 г. рожд., хиротонисан в 1978 г. в еп. Нижнеудинского епископами Иоанном, Климентом Усольско-Ангарским и Софронием.

Все "климентовские" архиереи исторически являются членами Катакомбной Церкви, вместе с клиром и паствой находятся на нелегальном положении. Идеологически и догматически - идентичны "андреевцам". В каноническом отношении апостольское преемство "климентовцев" также сомнений не вызывает.

Возможно, "Истинно-Православными Христианами Странствующими" (ИПХС) в "катакомбах" именовали именно "климентовцев". На это косвенно указывает тот факт, что часть паствы и клира "климентовцев" состояла из бывших последователей т. н. "беловодского" согласия старообрядцев-странников.

Географически "климентовские" общины располагаются в Забайкалье, Приамурье, Туве, Иркутской обл., на Алтае, частью в Семипалатинске, Томской обл., Поволжье и Центральной России. Общая их численность достигает 25-30 тыс. чел. Имеется шесть скитов: на Алтае, в Туве, Бурятии и Иркутской обл. Национальный состав, как и у "андреевцев", - неоднороден.

"Даниловцы"

ее история приводит нас к самому зарождению ИПЦ. Наименование сего течения "даниловским" происходит от Свято-Даниловского Московского монастыря, в 1920-е гг. ставшего духовным центром оппозиции официальному руководству Российской Церкви, которое избрало весьма скользкий путь компромиссов с советской властью. Общепризнанным духовным лидером "даниловцев" являлся архиеп. Феодор (Поздеевский).

Архиеп. Феодор Волоколамский. В миру Поздеевский Александр Васильевич, род. 21.03.1876 г. в с.Макарьевское Скребинской вол. Ветлужского уезда Нижегородской губ. в семье священника.

В 1896 г. окончил Костромскую ДС.

в 1900 г. - Казанскую ДА со степенью кандидата богословия. В том же году принял постриг в мантию с именем Феодор от еп.Антония (Храповицкого). Духовный сын старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова).

24.07.1900 г. рукоположен в иеромонаха.

С 15.08.1900 г. - профессорский стипендиат кафедры патрологии при Казанской 13.10.1903 г. получил звание магистра богословия.

С 4.02.1904 г. - ректор Тамбовской ДС. 18.03.1904 г. возведен в сан архимандрита.

С 19.08.1906 г. - ректор Московской ДС,

14.09.1909 г. хиротонисан в еп.Волоколамского, четвертого викария Московской епархии. В апреле 1917 г. уволен от должности ректора МДА за "реакционные" взгляды

с 1.05.1917 г. - настоятель Московского Свято-Данилова мон-ря.

Участник Поместного Собора РПЦ 1917-18 гг. по выборам от монашествующих.

В 1919 г. организовал и возглавил религиозно-философские курсы для молодежи при Свято-Даниловом мон-ре.

13.07.1920 г. арестован в Москве, 26.07.1920 г. приговорен к заключению в концлагерь до конца гражданской войны за антисоветскую агитацию. Отбывал срок в Бутырской и Таганской тюрьмах,

24.03.1922 г. освобожден.

14.03.1923 г. вновь арестован в Костромской губ.,

20.06.1923 г. освобожден под подписку о невыезде.

В октябре 1922 г. архиереями "Параллельного Синода" возведен в сан архиепископа.

В августе 1923 г. в сан архиепископа возведен патр. Тихоном, в нач. сентября того же года назначен им же в. у. Петроградской епархией, однако от назначения отказался.

16.04.1924 г. - арест в Св.-Даниловом мон-ре по обвинению в антисоветской агитации.

15.06.1925 г. приговорен к высылке в Киргизский край. Ссылку отбывал в г. Тургае, затем в г. Орске.

4.11.1927 г. освобожден с запрещением проживания в 6 важнейших городах. В 1927-29 гг. проживал в г. Владимире.

Участник "Кочующего" Собора ИПЦ 1928 г. Подписал его решения через иеромонаха Нафанаила. В 1929 г. - арест во Владимире, приговорен к 3 годам ИТЛ. Срок отбывал в Свирьлаге (ст. Лодейное поле, также ст. Олесово).

В 1932 г. освобожден, полгода тайно проживал под г.Каширой, затем вернулся во Владимир. В 1933 г. проживал в г. Зарайске Московской обл. В январе 1933 г. - арест по делу "Партии Возрождения России", 26.07.1933 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, но в 1934 г. выслан в Северный край. Проживал в с.Тентюково близ г.Усть-Сысольска Коми АССР. В 1935 г. - арест, срок ссылки продлен еще на 3 года. Принял схиму с именем Даниил. В июле 1937 г. арест в Усть-Сысольске, отправлен в тюрьму г.Иваново для следствия по делу "даниловского братства". Постановлением Тройки УНКВД по Ивановской обл. от 22.10.1937 г. приговорен к ВМН. Расстрелян в Ивановской тюрьме 23.10.1937 г.

Исторические сведения о "даниловском" течении ИПЦ в известной литературе или скудны, или искажены.

"Даниловское" движение возникло в 1922 г. как реакция на примиренческую тактику патр.Тихона и его окружения с большевиками и состояло из ряда консервативно настроенных иерархов, не согласных с официальным курсом своей высшей церковной власти.

В начале сентября 1922 г., под духовным руководством Вл. Феодора, "даниловцы" начали формирование т. н. "Параллельного Синода", ввиду неэффективности Синода Патриаршего, находившегося под полным контролем ГПУ. В первом заседании "Параллельного Синода" приняли участие: еп. Феодор (Поздеевский), еп. Гурий (Степанов) Алатырский (†1938) и только что освободившийся из заключения архиеп. Андрей (Ухтомский). Вскоре к ним присоединяются: еп. Арсений (Жадановский) Серпуховский (†1937), еп. Серафим (Звездинский) Дмитровский (†1937), еп. Серафим (Самойлович) Угличский (†1937) и другие. Участники "Параллельного Синода" мыслили себя "Постояннодействующим Предсоборным Совещанием" и главной своей целью ставили организацию тайного Поместного Собора, "даниловцы" приняли следующие основополагающие решения:

1) утвердить принципы децентрализации церковной жизни как наиболее эффективный способ сопротивления контролю большевиков над Церковью;

2) начать несанкционированные и тайные поставления архиереев и священников для организации Катакомбной Церкви в масштабах всей России;

З) вынести догматическое осуждение обновленцам.

В июне 1923 г. в Михайловском храме Донского монастыря "даниловцы" провели "соборик", на котором уточнили свою позицию, постановив, что:

1) Патриаршее управление, в том виде, в каком оно существует, нецелесообразно и даже вредно;

2) патр.Тихон вполне скомпрометировал себя как глава Русской Церкви, приведя всю церковную жизнь к полному развалу;

3) авторитет патр.Тихона потерял силу, а потому не следует ему подчиняться.

В 1923-25 гг. "даниловское" течение значительно усилилось включением в его состав новых архиереев, прибывших в Москву: архиеп. Николая (Добронравова) Владимирского (†1937), архиеп. Пахомия Черниговского (†1937) и еп. Аверкия Житомирского (†1937) (Кедровых), еп. Николая (Никольского) Елецкого (†1928), еп. Зиновия (Дроздова) Тамбовского (†1940-е), еп. Варсонофия (Вихвелина) Никольского (†1934) и целого ряда других. За этот период "даниловцы" смогли наладить прямые связи со многими местными епархиями. Так, с "андреевцами" в Уфимской епархии связь осуществлялась через еп. Иоасафа (Удалова) Чистопольского, а с Украинской Церковью - первоначально через Парфения (Брянских) еп.Ананьевского (†1938), а позже - через Дамаскина (Цедрика) еп. Глуховского (†1937).

С конца 1925 и в 1926 гг. прошли массовые аресты "даниловцев" в Москве и др. городах. Движение, объединявшее собою более 30 архиереев, по крайней мере организационно, было разгромлено. Однако, именно "Параллельный Синод" явился тем закладным камнем, на котором стала утверждаться Катакомбная Церковь.

Отношение "даниловцев" к митр. Сергию (Страгородскому) было соответственно крайне отрицательным. Те из них, кои отказывались признавать законность полномочий митр. Петра Крутицкого, автоматически, еще с 1926 г., стали отрицать какую-либо легитимность его "заместителя". Сергианский апологет И. Снычев справедливо отмечает, что "даниловцы" "в отношении к митр.Сергию держались своеобразной тактики: официально они не отделялись от Заместителя, но своими действиями выражали самую настоящую оппозицию против последнего. Они не только осуждали деяния митр. Сергия, но и в кругу своих единомышленников осмеивали их и даже... запрещали своим последователям посещать те храмы, в которых поминали имя Заместителя, и принимать от сергианских священников таинства". Позицию наиболее непримиримых выражал сам архиеп.Феодор (Поздеевский), который "не признавал за Московской Патриархией действенности совершаемых в ее храмах таинств, считая ее священников за "простых сапожников", и до самой смерти... своим чадам сам разсылал Св. Дары"

Именно бывшим членам "Параллельного Синода" принадлежит ведущая роль в формировании антисергиевской оппозиции в Москве, Ярославле, Ленинграде, на Украине и других областях страны.

"Даниловское" течение не утратило своего значения и после 1928 г. и даже пополнялось новыми последователями: Амфилохий (Скворцов) еп.Красноярский, Аркадий (Остальский), в схиме Антоний, еп. Лубенский (†1937). Продолжались и тайные хиротонии для "катакомб". О деятельности "даниловцев" в 1930-е гг. практически ничего неизвестно. Все наиболее авторитетные архиереи были репрессированы, а оставшиеся на свободе, строго следуя политике децентрализованного единства, рассредоточились, уйдя в глубокое подполье. Естественно, что такая молекулярная структура, к тому же существующая нелегально, чрезвычайно осложняла большевикам борьбу с "даниловцами" и остальными течениями ИПЦ, которые следовали подобной тактике.

И все же масштабные репрессии 1930-х гг. удалось пережить немногим "даниловцам". Из архиереев, действовавших в "катакомбах" в послевоенный период, нам известны следующие.

1. Еп. Сергий Краснохолмский. Его фамилия - Кудрявцев, родился в 1891 г.Тайно хиротонисан "даниловцами" в еп. Краснохолмского, вик. Тверской епархии, в 1923 г. Возможно, принимал участие в "Кочующем" Соборе, подписав его каноны через монаха Никандра. В 1937 г. поставил тайно двух епископов. В 1938 г. - арест, заключение в Мордовских лагерях. В 1950-е гг. принял схиму с именем Михаил. Скончался от сердечной болезни на Великую субботу 3/16 апреля 1955 г. в лагере на ст. Потьма. Там же и погребен. Сведения о том, что незадолго перед своей кончиной схиеп. Михаил покаялся "в своих враждебных взглядах" на Московскую Патриархию не соответствуют действительности.

2. Еп. Герман Мамадышский. В миру Гарун Солтанович князь Тенешев, родился ок. 1899 г. в Татарии. Из мусульман. Крестился с именем Гурий в Уфе в декабре 1917 г. от еп. Андрея Уфимского. Служил в Сибирской Армии Колчака. В 1924 г. принял иночество с именем Герман в татарском монастыре. Участвовал в "Кочующем" Соборе ИПЦ 1928 г. и подписал его каноны за еп. Иоасафа (Удалова). В октябре 1930 г. рукоположен в Казани в иеродиакона еп.Нектарием (Трезвинским). В ноябре 1930 г. - арест, бежал. В 1932 г. рукоположен в иеромонаха еп. Львом (Черепановым). В 1937 г. хиротонисан в еп. Мамадышского еп. Иоасафом (Удаловым) и еп. Руфином (Бреховым). Участник тайного Чирчикского Собора 1948 г. В 1958 г. - арест. На следствии себя не назвал. Убит или умер летом 1959 г. в спецтюрьме.

3. Еп. Иннокентий. Рукоположен "даниловцами" тайно в епископа в конце 1950-х гг. Действовал в Сибири в 1960-е гг. Других данных о нем нет.

4. Еп. Иоанн Зарайский. Фамилия-имя неизвестны, родился ок. 1899 г. в Москве, в семье, близкой к М. А. Новоселову. В 1919 г. пострижен в мантию еп. Арсением (Жадановским). В 1923 г. рукоположен в иеродиакона еп. Серафимом (Звездинским). Кем и когда рукоположен в иеромонаха - неизвестно. В 1929 г. тайно хиротонисан в еп. Зарайского еп. Арсением (Жадановским), еп. Марком (Новоселовым) и еще кем-то из "даниловцев" в Подмосковье. В 1936-45 гг. проживал в Ср. Азии. Участник тайных Соборов 1948, 1961 и 1971 гг. Умер не позднее весны 1971 г.

В послевоенное время "даниловцы", как и иные канонические течения ИПЦ, практически полностью сливались с "андреевской" иерархией. В частности, была налажена связь с заволжскими скитами. После смерти в Москве и области последних епископов и священников "даниловского" поставления их общины перешли под омофор еп. Владимира (Штромберга), а после кончины последнего - еп. Меркурия (Котлова).

В настоящее время известно несколько "даниловских" катакомбных общин в Москве и Московской области, которые ныне находятся в каноническом общении с Катакомбной Церкви ИПХ "андреевской" иерархии. В Липецкой обл. существуют также "уаровцы" - из бывш. паствы еп. Уара, которые слились с остатками "буевцев". Какими-либо данными о существовании сегодня самостоятельного преемства архиерейских хиротоний "даниловской" ветви мы не располагаем.

 

"Алфеевцы"

Так именуется часть "секачевской" иерархии, происходящая от "архиепископа" Алфея Барнаульского, – также как и Геннадий (Секач), считающего себя преемником еп. Серафима (Поздеева).

" Архиепископ" Алфей Барнаульский – мирское имя Александр, год рождения неизвестен. Послушничал вместе с Г. Секачем в патриархийном Дубровинском мон-ре на Украине. В иерея рукоположен катакомбным еп. Меладием в р-не Барнаула. По собственной версии, поставлен в епископа Серафимом (Поздеевым) и Александром Пружанским в Барнауле в 1965 г. Однако, матушка Вера Шабельник-Калюжная, жена ныне покойного прот. Александра Шабельника, который был в окружении еп. Серафима в последние годы его жизни, отрицает факт этой хиротонии, утверждая, что, несмотря на неоднократные просьбы Алфея о рукоположении, еп. Серафим возложил на него только камилавку. Во всяком случае известно, что до 1971 г. Алфей как епископ не служил. Окормлял общину в Ташкенте. Когда к еп. Серафиму приехал Геннадий (Секач), Алфей скрылся и не присутствовал на их встрече. На похоронах еп. Серафима он был только в подряснике. Но после смерти еп. Серафима Алфей стал выдавать себя за "епископа" и служить архиерейским чином. Вскоре к нему в Барнаул с "ревизией" от еп. Феодосия (Бахметьева) приехал о. Александр Шабельник, который обличил его в самозванстве. Алфей, как уже было сказано, признал "хиротонию" Секача – такого же самозванца, как и он сам, и стал служить с ним и рукополагать новых "епископов". В сан "архиепископа" возведен "по соборному суждению". Употреблял в богослужении русский язык. Скончался в 1975 г.

 

"Викентьевцы"

Эту группировку изначально возглавлял известный религиозный авантюрист и проходимец Викентий (Чекалин). Сведения о нем мы имеем с его собственных слов, а также от лично знавшего его еп. Исаакия (Анискина).

"Епископ" Викентий. В миру Виктор Владимирович Чекалин. Закончил Тульский политехнический институт, где был заместителем секретаря комитета комсомола, что соответствовало должности секретаря райкома ВЛКСМ.

Работал экономом и делопроизводителем Тульского епархиального управления МП.

Рукоположен целибатным "диаконом" в 1982 г. "архиеп". Тульским и Белевским Германом (Тимофеевым). Тогда же тайно присоединился к "секачевцам" и по благословению митр. Феодосия (Гуменникова) осуществлял параллельное служение в МП.

С августа 1983 г. переведен в Св.-Данилов монастырь, в бытность там Исаакия, где нес послушание келаря, но через 9 месяцев был смещен с должности за растрату 3‑х тыс. руб., выданных ему на служебные нужды. До своего рукоположения состоял в браке, который расторг и от которого имел сына. Вскоре выясняется, что будучи уже "диаконом" он заключил вторично брак со своей бывшей женой, которая вскоре скончалась. За второбрачие лишен сана "патриархом" Пименом 15 мая 1986 г.

В мае 1984 г. окончательно покинул МП, и весной-летом того же года "рукоположен" во "священника" митр. Феодосием (Гуменниковым) и им же пострижен в монашество с именем Викентия. Через два месяца написал донос в местный отдел КГБ г. Зеленчука с описанием места жительства и занятий "митрополитов" Геннадия, Феодосия и Григория, живших без прописки в доме у престарелой схимонахини. Это послужило к тому, что "митрополиты", узнав о провокации Чекалина, спешно переехали в иное пристанище. После этого В. Чекалин уехал в Крым, где устроился школьным учителем, скрывая сан. Вскоре пойман на "купании" вместе с мальчиками-пионерами из своей школы и арестован 28 августа 1986 г. Полгода провел в Калужской тюрьме, из них 3 месяца в одиночке.

В январе 1987 г. приговорен за "развратные действия в отношении несовершеннолетних" к 3,5 г. принудительных работ в Калужской обл. Свою виновность категорически отрицал. Освобожден по амнистии в 1988 г. и вернулся в Тулу.

К марту 1988 г. проживал в Москве. В 1988 г. был тайно поставлен в "епископа Тульского" секачевским еп. Владимиром (Абрамовым), в сослужении сергианских "митр". Калининского и Кашинского Алексия (Коноплева) (†1988) и "еп". Житомирского и Овручского Иоанна (Бондарчука) (†1994). Вместе с Бондарчуком участвовал в поставлении первых "епископов" для УАПЦ.

В 1989 г., по приглашению митр. Виталия, который предложил ему "исправить хиротонию", посетил Джорданвилль, где сослужил с клиром РПЦЗ. Однако после кражи антиминса и священных сосудов в одном из храмов, в общении ему было отказано.

В декабре 1990 г. он к тому же был запрещен в священнослужении "секачевцами". Тогда Викентий перешел к униатам и 4.01.1991 г. получил во Львове признание от "архиеп". Владимира (Стернюка), долгое время проведшего в подполье и лагерях. 10.01.1991 г. Стернюк подписал грамату о поставлении Чекалина первоиерархом "Российской Православной Кафолической Церкви", и уже в марте того же года он подает прошение в Верховный Совет РСФСР о регистрации этого образования. В новой организации выступал как "епископ Ясно-Полянский".

На 1991 г. его паства, по его словам, насчитывала ок. 1000 чел. Имелись общины в Вост. Латвии, Самаре, Туле, Москве, Ставрополе. Московскую общину возглавлял о. Алексий Власов. Вскоре, однако, паписты Викентия изгнали, и он переметнулся к старокатоликам, но и те его через некоторое время отвергли. Сам Викентий страдает тяжелыми душевными недугами, и в то же время проводит консультации как психолог по вопросам семейной жизни и на др. темы. Таким образом, ничего путного Викентию создать так и не удалось, – видимо, не хватило "талантов". Последователей практически нет, а те, кто были – разбежались кто куда. В настоящее время, бросив все, служит в Австралии простым "священником" одного из крайне либеральных течений Епископальной Церкви.

 

 

"Истинно-Православная Церковь Киевского Патриархата"

Под таким названием эта организация зарегистрирована в Минюсте РФ группой последователей нынешнего "Патриарха Киевского" Филарета (Денисенко), главы т. н. "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". В 1994-96 гг. при участии Филарета были поставлены "епископы" – Варух, Рафаил, Адриан.

Варух. В миру Владимир Анатольевич Тыщенков, род. в 1956 г. До 1992 г. проживал в Сибири – сначала в Иркутске, потом в Красноярске. В свое время отбывал срок в лагере за совращение малолетних. Увлекался магией и колдовством.

В 1992 г. организовал в Иркутске некий "Целительский центр им. матери Марии". Повидимому, был в МП, затем в "Богородичном Центре".

В конце 1992 г. Лазарем Каширским "рукоположен" в "архимандрита".

В 1993 г. переехал в Москву и открыл там "Офис Катакомбной Церкви", работая по юридическим реквизитам Лазаря. В Сибири зарегистрировал "Сибирскую Митрополию (Епархию) ИПЦ".

В 1994 г. "рукоположен" Филаретом (Денисенко) и Владимиром (Романюком) в "еп. Сибирского", за что Лазарь его анафематствовал. При назревавшем криминальном скандале, передал свои дела привезенному им из Красноярска Рафаилу (Прокопьеву), а сам переместился в Курган, где служил невиданным чином в кладбищенской церкви. В Кургане вновь привлекался к уголовной ответственности за растление малолетних.

В начале 1998 г. подписал экуменический документ конфессий Зауралья.

В 1999 г. два его "иерея" убежали в МП, и ныне он – один. В настоящее время значится как представитель Филарета (Денисенко), но, по видимому, состоит в единении с Рафаилом, перешедшим в "РИПЦ".

 

Адриан (Старина). Служил "архимандритом" в МП в Богоявленском соборе г. Ногинска. В 1991 г.обвинялся в изнасиловании двух мальчиков-прислужников (один из которых повесился, а другого незаконно присудили к тюремному заключению за специально инсценированную кражу икон).

В 1993 г. был принят в "сущем сане" Валентином Суздальским, тогда еще состоявшим в юрисдикции РПЦЗ. После поставления в "епископы" у Филарета (Денисенко) переехал на Украину в Днепропетровск, где сейчас управляет Харьковской, Днепропетровской и Запорожской епархиями, так как в России последователей ему найти не удалось. В настоящее время входит непосредственно в состав "УПЦ-КП".

Рафаил. В миру Леонид Семенович Прокопьев, род. в 1947 г. в Миассе(?). Бывший подполковник ГРУ. Потерял ногу при выполнении спецзадания в Ливане в 1984 г. (ныне ходит на протезе). Выйдя в 1990 г. в отставку, занялся колдовством, к чему приучила его бабушка еще в детстве. По протекции Варуха, с коим проживал в Красноярске, рукоположен Лазарем Каширским в "иеромонаха". В Красноярске открыл собственный "Центр Народного Целительства". В 1996(?) г. Филаретом, Адрианом и Варухом поставлен в "епископа" и значился как "Митрополит Красноярский ИПЦ". Переехав в Москву, на ул. Радио основал "Целительский Центр ПРОИС", при котором была создана "Православная община св.Архангела Рафаила". Подворья этой общины и центра ныне функционируют в С.-Петербурге, Красноярске, Астрахани, Новгороде, Саранске и т. д., а также за рубежами России – Анкаре, Стамбуле, Минске, Чернигове. Одновременно возглавил фальшивый Мальтийский Орден, зарегистрированный в Минюсте РФ под названием "Православная Миссия св.Иоанна Иерусалимского", на коем основании пытался вступить в сношения с С.М.О.М. 19 декабря 1996 г. вместе с Адрианом, Варухом и Сергием (Саркисовым) принял участие в коронации в г. Ногинске "Императора Николая III" (самозванца Н. Н. Дальского). Стал именовать всю организацию "Императорской Церковью". Тогда же ему были переданы все юридические реквизиты Лазаря Каширского. Осенью 1997 г. принят в состав "РИПЦ" А. Михальченкова.

"Хризостомовцы"

Данное сборище возникло еще в конце 1980‑х гг. и первоначально состояло из инициативной группы московских верующих, большинство из которых во главе с еп. Гурием Казанским впоследствии присоединилось к Синоду архиеп. Авксентия Афинского (часть из них, руководимая Е. А. Петровой, после тщетного сопротивления раздорнической деятельности "бостонцев" в России, в начале 1994 г. ушла в РПЦЗ).

В 1993 г. для ее остатков Синод архиеп. Хризостома назначил митр. Каллиника российским Экзархом. Осенью 1994 г. Грецию посетили бывшие "секачевские" клирики – "иерей" Василий Редечкин и "иерей" Игорь Медведев, которые встретились там лично с архиеп.Хризостомом, прося принять их в свою юрисдикцию.

В. Редечкин был принят через перерукоположение, а И. Медведев, будучи обливанцем, присоединен в "сущем сане", т.к. ранее служил "священником" в МП. Незадолго до того, перейдя к "секачевцам" из МП, он был митр. Епифанием (Каминским) направлен на приход в г. Екатеринбург, но в декабре 1993 г. им же лишен сана за отрицание благодатности "таинств" МП. В 1996 г. к В. Редечкину и И. Медведеву приехал "иеродиакон" Иона (Яшунский), по кличке "Рома-глюк", желая также присоединяться к Хризостому, но по экклезиологическим причинам (колебался в отношении непризнания лжетаинств сергиан) был отвергнут ими. Тогда Иона сам отправился в Грецию, и там был принят Хризостомом через крещение, перепострижение и перерукоположение, после чего он стал известен как "иеромонах Нектарий". Первоначально посвящение в "диакона" он получил от еп. Исаакия (Анискина). В 1990 г. перешел в МП и был принят через перерукоположение лично Алексием (Ридигером). За это в том же году сначала был запрещен в служении, а затем анафематствован Исаакием.

В 1992 г. для "митр". Иоанна (Снычева), специализировавшегося на идеологической борьбе с ИПЦ, написал известную статью "Наши катакомбы" с целью дискредитации Катакомбной Церкви.

В конце 1993 г., украв наиболее ценные бумаги из архива свт. Феофана Полтавского, переданного из Франции в СПб епархию, бежал в РПЦЗ, где его принимал архиеп. Марк Берлинский. Его попытка возсесть на приходе в Англии закончилась неудачей, и с лета 1994 г. он уже состоял под омофором еп. Евтихия (Курочкина) Ишимского и Сибирского. Но вскоре отъехал в Грецию к митр. Оропосскому и Филийскому Киприану и проживал в его монастыре, откуда возвратился в Россию в 1996 г. Перейдя к Хризостому, продержался в его юрисдикции недолго. Тогда же прославился авантюрой с организацией в СПб "Подворья Есфигменского монастыря".

В 1997 г., через свящ.Стефана Красовицкого, тайком решил возвратиться в РПЦЗ, на этот раз – под омофор еп. Вениамина Кубанского, которого ввел в заблуждение, но вскоре был разоблачен и выгнан последним по настоянию еп. Михаила Торонтского. После этого снова продолжал считать себя клириком Хризостома и одновременно стал служить в юрисдикции Валентина Суздальского, с которым Хризостом по последним известиям установил молитвенно‑евхаристическое общение. Ныне проживает в Санкт-Петербурге.

С 1996 г. отношения означенной группировки с архиеп. Хризостомом Афинским стали испытывать некоторые осложнения из-за серьезных расколов "хризостомовцев" в Греции, которые поделились на 4 части. Все трое вышепоименованных клирика в настоящее время действуют автономно друг от друга и друг друга не признают. При этом И. Медведев, видимо, примкнул к отделившемуся от Хризостома митр. Каллинику Ламиийскому. Совсем недавно архиеп. Хризостом прислал Яшунскому указ, чтобы тот прекратил сожительствовать со своей бывшей любовницей Варварой, которую он постриг в монашество, выдавая за свою кузину, либо покинул юрисдикцию.

В начале 2000 г. Нектарий был извергнут из сана постановлением хризостомовского Синода. Тем не менее, сие образование продолжает функционировать в совершенно непонятном состоянии, именуя себя, конечно, "Истинно-Православной Церковью", – даже несмотря на то, что паства таковой едва ли насчитывает несколько десятков человек.

"Российская Истинно-Православная Церковь"

Фактическим основателем и руководителем этого новейшего образования является б. иподиакон РПЦЗ Александр Михальченков (он же Сергеев, он же Зарнадзе), в РИПЦ выступающий как "протопресвитер". По официальной версии РИПЦ в 1996 г. несколько "инициативных групп православного духовенства и мирян" обратились к главе Украинской Автокефальной Православной Церкви лжепатриарху Димитрию (Яреме) "с просьбой о возстановлении епископата Истинно-Православной Церкви для возобновления ее открытого служения в России".

В июне того же года иерархи УАПЦ, архиеп. Роман (Балащук) и еп. Мефодий (Кудряков), по благословению "патриарха" Димитрия, совершили первую хиротонию для РИПЦ, рукоположив еп. Московского и Коломенского Иоанна (Модзалевского). Далее Иоанн (Модзалевский) и Мефодий (Кудряков) в г. Тернополе хиротонисали еп. Санкт-Петербургского и Старорусского Стефана (Линицкого),однако известно, что последнее рукоположение Димитрий (Ярема) до сих пор не признает. Следующее поставление состоялось 22 декабря 1996 г. в Москве, когда Стефан (Линицкий) и Иоанн (Модзалевский) возвели в сан "епископа" Псковского и Порховского "архим". Серафима (Кучинского). О каноничности этой хиротонии Димитрий (Ярема) предоставил судить самому Иоанну (Модзалевскому), который ее впоследствии и не признал.

Тем не менее, "новорукоположенные епископы приступили к созданию Священного Синода ИПЦ и других церковно-административных органов", а в мае 1997 г. в Минюсте РФ зарегистрировали свой т. н. "Гражданский Устав". Первым председателем "Священного Синода" и Первоиерархом РИПЦ стал Иоанн (Модзалевский), возведенный в сан "архиепископа".

В том же 1996 г. состоялись первые заседания новосформированного Синода, а также "1-й Поместный Собор РИПЦ". Одним из главных его решений стало анафематствование МП. Однако, в противоречие сему, Синод РИПЦ на заседании 3 марта 1997 г. вынес постановление о возможности молитвенного общения, в исключительных случаях, с клириками МП и иных юрисдикций, с которыми РИПЦ не имеет официально установленного молитвенно‑евхаристического общения.

28 марта 1997 г., после неудавшейся попытки примкнуть к РПЦЗ, к РИПЦ присоединился "архиепископ" Грузинского Патриархата

Амвросий (Катамадзе), имевший титул Никорцминдского и Рача-Ткибульского. Принят он был в "сущем сане". 30 марта Иоанн (Модзалевский), Стефан (Линицкий) и Амвросий (Катамадзе) хиротонисали во еп. Гайнатского и Имеретинского "архим". Моисея (Ходжаву), который в июне 1997 г. якобы уехал в Грузию, чтобы организовать там "братскую" Грузинскую ИПЦ.

В мае 1997 г. в рядах РИПЦ произошел серьезный конфликт, вылившийся в открытый раскол. На заседании "Священного Синода РИПЦ" 26 мая большинством голосов было принято решение возложить управление Московской епархией на " Совет преосвященных московских викариев", чем очевидно ущемлялись права "архиеп". Московского Иоанна. Последний тут же обвинил весь Синод в ереси, прервал заседание, которое происходило в его домовом храме, и попросил всех покинуть помещение.

12 июня Иоанн в срочном порядке созвал в Москве "1-й Епархиальный Съезд", на котором присутствовал он сам и подчиненные ему духовенство и мiряне в количестве 21 человека. На сем заседании было рассмотрено "дело архиеп. Иоанна", который участниками Собора обвинялся в том, что 14 апреля 1997 г. в день Пасхи причащался в алтаре с клириком МП. Однако Собор ограничился в адрес "архиеп". Иоанна увещанием и осуждать его не стал. Далее, поскольку епархии "архиереев" РИПЦ являлись простой фикцией и совершенно никакой паствы у них не было, то все они были "освобождены" от занимаемых ими кафедр и переведены в Москву, поближе к центру всей авантюры. Также Собор пригрозил "патриарху" Димитрию (Яреме) и всей УАПЦ, что РИПЦ прервет с нею общение за принятие на Поместном Соборе УАПЦ 28-30 мая 1997 г. в Киеве Устава УАПЦ в новой редакции, где провозглашалось о признании иерархами последней особого авторитета в вопросах веры экуменического Константинопольского Патриархата.

На этом, однако, Иоанн (Модзалевский) не остановился. 18 июня 1997 г. он созвал новое "Экстренное заседание Поместного Собора РИПЦ" – "по инициативе 22‑х религиозных объединений РИПЦ Московской Епархии". Помимо самого "архиеп". Иоанна, участвовали подчиненные ему духовенство и миряне (всего 41 делегат). "Поместный Собор" подтвердил отпадение в ересь взбунтовавшихся и решил предпринять шаги к перерегистрации Устава РИПЦ в новой редакции. Также было принято весьма характерное для РИПЦ определение: "В церковной политике придерживаться позиции мирного сосуществования с государством". "Поместный Собор РИПЦ", возглавляемый Модзалевским, был признан "Разбойным Собором". В отношении МП "Архиерейский Собор" вынес следующее противоречивое определение, постановив признать МП "безблагодатным еретическим сборищем", клир из МП перерукополагать, "духовенство и мирян перекрещивать и перевенчивать", и в то же время – "разрешить клирикам РИПЦ отпевать мирян, состоявших в РПЦ‑мП при наличии усиленной просьбы родных и близких умершего". Такое решение понятно: в Москве "епископы" и "священники" РИПЦ повсюду возсели в моргах, отпевая за деньги всех подряд, т. к. это служит для них определенным источником дохода.

В настоящее время группы А. Михальченкова и И. Модзалевского так и существуют самостийно под одним и тем же названием – "Российская Истинно-Православная Церковь". Впрочем, последнему, несмотря на то, что он остался практически в одиночестве, удалось заручиться поддержкой лжепатриарха Димитрия (Яремы) и всего "епископата" УАПЦ, подтвердивших полномочия "архиеп". Иоанна как "Председателя Священного Синода РИПЦ", и осудивших "узурпаторов". Весной-летом 1998 г. И. Модзалевский пытался войти в юрисдикцую Хризостома Афинского, но, видимо, безрезультатно. В настоящее время он переехал на Украину, где занял кафедру еп. Уманского УАПЦ.

Группа же А. Михальченкова выглядит, конечно, более представительной. К тому же она успешно пользуется покровительством властей. Быстро оправившись от нестороений, РИПЦ Михальченкова предприняла еще ряд поставлений и принятий в ряды своей псевдо-иерархии. Согласно официальной версии, 21 сентября 1997 г. Амвросий (Катамадзе), Стефан (Линицкий) (первый к тому времени был возведен в "митрополита", второй – в "архиепископа") и Моисей (Ходжава), приехавший по такому случаю из Грузии, рукоположили в "епископа" Волоколамского, вик. Московской епархии, "архим". Рафаила (Прокопьева).

Из юрисдикции Валентина Суздальского в "сущем сане" были приняты еще двое "епископов": Арсений (Киселев), Киселев занял Владимирскую и Муромскую кафедру, а Миронов был назначен еп. Казанским и Марийским. В конце мая 1998 г. в с. Смолдиярово под Казанью состоялся очередной "Архиерейский Собор РИПЦ", на котором был рукоположен во "епископа" бывший "архимандрит" Валентина Суздальского Дидим (Нестеров), в прошлом "священник" МП, лишенный сана по обвинениям морального характера и также увлекавшийся колдовством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.83.154 (0.087 с.)