Методы регулирования земельных правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы регулирования земельных правоотношений



Метод земельного права представляет собой способы правового воздействия на поведение участников земель­ных отношений.

В правовом регулировании применяются две разно­видности методов: императивный и диспозитивный, они по сущности являются общеправовыми методами.

Императивный метод правового регулирования вы­ражается в установлении обязанностей и запретов субъектам правоотношений, подлежащих исполнению. Это обязанности соблюдать субординацию органов в ча­сти регулирования земельных отношений; соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения и т. п. Соблюдение правил должного поведения и нару­шения запретов жестко регламентируется и обеспечи­вается действующим законодательством.

Диспозитивный метод правового регулирования (от латинского «диспоноре - располагаю) означает такой способ правового воздействия, при котором субъектом хмельных правоотношений представляется свобода (собственное усмотрение) в реализации ими своих целей и задач. Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных от­ношений: рекомендательный, санкционирующий и де­легирующий.

Учет отраслевой специфики в земельном праве дос­тигается тогда, когда при регулировании земельных отношений используются следующие методы:

Метод правового регулирования земельных отноше­ний с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости. Ее регулятивное воз­действие проявляется в установлении особых разре­шительных правил вовлечения земель в гражданский оборот, ограничение распорядительных прав собствен­ников земель в интересах общественного ведения зе­мельного кадастра и мониторинга земель и др.

Метод договорного регулирования земельных отно­шений.

Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной рациональным использованием зе­мель. Этот метод предполагает наделение государствен­ных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов, полномочиями по контро­лю и надзору за использованием и охраной земель­ных форм собственности и всех категорий земель.

Система земельного права

Под системой земельного права как отрасли следует понимать научно обоснованную последователь­ность расположения институтов в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного ха­рактером регулируемых общественных отношений.

Система земельного права состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охваты­вающей нормы отдельных разделов земельного права.

Общая часть земельного права включает в себя сле­дующие правовые институты: право собственности на землю; земельные права граждан и юридических лиц, являющихся собственниками и иными законами облада­телями земельных участков; государственное управление земельным фондом, правовое регулирование использова­ние земель; земельный процесс - институт земельного права, определяющий процедуру реализации прав и обя­занностей субъектов земельных отношений: отношений землеустройства, ведение дел по предоставлению и изъя­тию земель, земельно-кадастровые отношения, контроль за использованием земель, а также разрешение земель­ных споров; правовая охрана земель; ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права представляет со­бой систему институтов земельно-правового регулиро­вания, обособленных по категориям земель, а именно: правовой режим сельскохозяйственного назначения; пра­вовой режим земель поселений; правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, те­левидения, информатики и космическое обеспечение, обороны и иного назначения; правовой режим земель особо охраняемых территорий - природоохранного и природозаповедного назначения; правовой режим земель лесного фонда; правовой режим земель водного фонда; правовой режим запаса.

Принципы земельного права

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующие основные принципы земельного права.

1. Приоритет сельскохозяйственного использования земель перед другими возможными вариантами его использования. Земли, пригодные по своим свой­ствам для использования в сельском хозяйстве, в первую очередь должны предоставляться для сельс­кохозяйственных целей. При выполнении работ, связанных с повреждением почвенного плодородного слоя земли, последний должен сниматься, хранить­ся и направляться на осуществление мероприятий по повышению плодородия.

2. Приоритет интересов народов, проживающих на со­ответствующей территории и защиты прав отдель­ного человека. Этот принцип выражается в том, что земля используется и охраняется в Российской Фе­дерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

3. Экологическая безопасность как ведущее начало при выборе способов и методов использования земли.

4. Забота об интересах будущих поколений при осуще­ствлении контроля за деятельностью землепользователей.

5. Принцип платного использования земель, являю­щийся обязательным условием эффективной их эк­сплуатации.

6. Принцип подконтрольности использования земель государству.

7. Принцип рационального использования земель, вы­ражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества этого объекта.

8. Льготное представление земли природоохранным, оздоровительным, культурным и некоторым другим некоммерческим организациям. Государство как соб­ственник земли идет на некоторые жертвы ради до­стижения общегосударственных целей.

Источники земельного права

Под источником российского права принято пони­мать внешние формы выражения правотворческой дея­тельности государства, в которых закрепляются и фор­мулируются правила поведения, обязательные для ис­полнения или соблюдения.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Ей должны соответствовать й не противоречить все нормативно-правовые акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отно­шений. Конституция РФ различает федеральное земель­ное законодательство и законодательство субъектов Рос­сийской Федерации.

Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не могут противоречить федеральным конституци­онным законам, а законы субъектов Российской Феде­рации - федеральным законам, принятым по предме­там ведения Российской Федерации и предметам совме­стного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательные источники земельного права под­разделяются на кодифицированные законодательные акты и иные земельные законы. Это Земельный кодекс РФ и соответствующие законы (кодексы) субъектов Российской Федерации. Эти законы являются актами от­раслевой кодификации земельного права. Наряду с ними действуют кодифицированные акты, относящиеся к при­родоресурсному законодательству, например, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.

Рассмотрим их более подробно.

Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют собой Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержатся, предписания, относящиеся к земельным отношениям. Например, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений, за которые устанавливается и применяется соответственно административная и уголовная ответственность - в зависимости от степе­ни общественного вреда или общественной опасности.

Нормы земельного права содержатся также в зако­нах, составляющих природоресурсное законодательство.

В Лесном кодексе РФ предусматриваются земли лес­ного фонда; право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке; определение границ земель, занятых лесами различных групп лесов; особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, на землях водного фонда; отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством и т. д., т. е. peаудирование лесных отношений тесно переплетаются с регулированием землепользования.

Водный кодекс РФ также имеет немало форм, свя­занных с землепользованием. Например, отношения по поводу обособленных водных объектов регулируются вод­ным законодательством в той мере, в какой данные отно­шения не урегулированы земельным законодательством. Водный кодекс РФ также устанавливает, что собствен­ники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, мо­гут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы дру­гих лиц и т. д.

В законодательстве о недрах, атмосферном воздухе, животном мире также имеется немало норм, связанных с землепользованием. Все эти и многие другие норма­тивно-правовые акты являются источниками земельно­го права, так как они, входят в иные отрасли права, предусматривающие земельные нормы.

К источникам земельного права относятся и подза­конные акты

Ведущее место в структуре подзаконных правовых актов принадлежит нормативным указам Президента РФ, например, Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимос­ти в сельской местности» и пр.

Другими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются: постановления Правитель­ства РФ, ведомственные нормативные акты, норматив­ные акты организаций, акты органов местного самоуп­равления и иные акты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.011 с.)