Понятие и задачи государственного мониторинга земель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и задачи государственного мониторинга земель



Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объек­тами мониторинга земель являются все земли Российс­кой Федераций.

Земельный кодекс РФ в ст. 67 определяет задачи госу­дарственного мониторинга земель. Таковыми являются:

1)своевременное выявление изменений состояния зе­мель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2)информационное обеспечение ведения государствен­ного земельного кадастра, государственного земель­ного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также земле­устройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии ок­ружающей среды в части состояния земель. Государственный мониторинг земель осуществляет­ся в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного монито­ринга земель устанавливается Правительством РФ.

Организует и осуществляет мониторинг Федераль­ная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Участие в мониторинге земель принима­ют и другие федеральные органы исполнительной влас­ти (в частности: Министерство природы РФ, Министер­ство сельского хозяйства РФ, Министерство экономи­ческого развития РФ и др.), а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

Первичные данные, получаемые при непосредствен­ном наблюдении за состоянием земельных угодий, по­лей, участков, обобщаются по районам, городам, авто­номным образованиям, областям, краям, республикам в составе Российской Федерации и Российской Федера­ции в целом. Информация о состоянии земельных ре­сурсов оформляется в виде отчетов, научных прогнозов, докладов и публикуется в специализированных перио­дических изданиях.

Техническое обеспечение мониторинга земель осу­ществляется автоматизированной информационной си­стемой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации, входящей в систему Росземкадастра.

 

Земельный контроль

В условиях рыночной экономики государственный контроль за рациональным использованием земель при­обретает еще большее значение, чем раньше. Земельное законодательство предоставляет собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле, но их деятельность не должна нарушать права и законные интересы иных лиц и государства, и они так­же должны исполнять обязанности, предусмотренные Земельным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Основные задачи контроля за использованием и ох­раной земель состоят в обеспечении исполнения земель­ного законодательства, соблюдении установленных тре­бований, выполнении мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправ­ления, юридическими лицами, гражданами.

Земельный кодекс РФ (ст. 71-73) предусматривает следующие виды земельного контроля:

а) государственный земельный контроль;

б) муниципальный и общественный земельный кон­троль;

в) производственный земельный контроль.

Государственный контроль за соблюдением земельно­го законодательства, использованием и охраной земель осу­ществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления государственного зе­мельного контроля за соблюдением земельного законода­тельства, а также требований по охране и использованию земель (в том числе государственного контроля за воспро­изводством плодородия земель сельскохозяйственного на­значения как организациями независимо от форм собствен­ности, их руководителями и должностными лицами, так и гражданами) и соответствующее Положение о государ­ственном земельном контроле утверждены Постановлени­ем Правительства РФ 15 ноября 2006 г. № 689 «О госу­дарственном земельном контроле».

В соответствии с этим постановлением государствен­ный земельный контроль осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и кар­тографии, Федеральной службой по надзору в сфере при­родопользования, Федеральной службой по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору и их территориаль­ными органами.

Задачей государственного земельного контроля яв­ляется обеспечение соблюдения организациями любой организационно-правовой формы и не зависимо от форм собственности, их руководителями и должностными лицами, а также гражданами земельного законодатель­ства, требований охраны и использования земель. И ука­занный выше нормативный правовой акт Правительства РФ разграничивает компетенцию указанных выше ор­ганов исполнительной власти в данной области.

Так, в частности, Федеральная служба государствен­ной регистрации, кадастра и картографии осуществля­ет государственный контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного захвата земельных уча­стков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформле­ния на них в установленном порядке правоустанав­ливающих документов, а также без документов, раз­решающих хозяйственную деятельность;

б) порядка переуступки права пользования земельным участком;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по их целевому назначе­нию и выполнению обязательств по приведению зе­мель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранении межевых знаков границ земельного участка;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний и устранения нарушений в области земельных отношений и др.

Федеральная служба по надзору в сфере природо­пользования осуществляет контроль за:

а) выполнением обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полез­ных ископаемых (в том числе общераспространенных);

б) выполнением требований по улучшению земель и ох­ране почв от ветровой и водной эрозии и предотвраще­нию других процессов, ухудшающих качество земель;

в) выполнением требований законодательства о недо­пущении использования участков Лесного Фонда для раскарчевки, переработки лесных ресурсов, устрой­ства складов, строительства,* распашки и других це­лей без специального разрешения на данный земель­ный участок;

г) соблюдением режима использования земельных уча­стков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах и пр.

Федеральная служба по ветеринарному и фитоеани- тарному надзору контролирует:

а) выполнение мероприятий по сохранению и воспро­изводству плодородия земель сельскохозяйственно­го назначения;

б) выполнение требований по предотвращению само­вольного снятия, перемещения и уничтожения пло­дородного слоя почв, а также порчи земель в ре­зультате нарушения правил обращения с пестици­дами, агрохимикатами и иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления и др.

Руководители специально уполномоченных органов являются главными государственными инспекторами по охране земель в своей сфере деятельности, а руководи­тели территориальных органов — главными государ­ственными инспекторами субъектов Российской Феде­рации по использованию и охране земель в своей сфере деятельности. К полномочиям же обычных инспекто­ров относится: посещение предприятий на предмет осу­ществления своих контрольно-надзорных полномочий, составление протоколов о выявленных ими нарушени­ях земельного законодательства, обращение в органы внутренних дел за оказанием содействия и пр.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправле­ния, другими общественными организациями (объеди­нениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными орга­нами государственной власти и органами местного само­управления решений, затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель (ст. 72 ЗК РФ).

Муниципальный земельный контроль за использо­ванием земель на территории муниципального образо­вания осуществляется выборными органами местного самоуправления или уполномоченными ими органа­ми (ст. 72 ЗК РФ), а также выборными должностны­ми лицами местного самоуправления, избираемых не­посредственно населением данного муниципального об­разования.

Производственный земельный контроль в соответ­ствий со ст. 73 ЗК РФ осуществляется собственником земельного участка, землевладельцем, землепользовате­лем, арендатором земельного участка в ходе осуществ­ления хозяйственной деятельности. Лицо, использую­щее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного контроля в порядке, установленном Правительством РФ.

 

Лекция 7

Правовая охрана земель

7.1. Цели и задачи охраны земель

Земля в Российской Федерации охраняется как ос­нова жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экологических, технологических и других мероприятий по использова­нию и охране земель, сохранению и повышению плодо­родия почв, недопущению необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и ле­сохозяйственного оборота. Требование охраны земель ка­сается всех ее пользователей как сельскохозяйственно­го, так и несельскохозяйственного направления, а так­же государственных органов и должностных лиц, решающих вопросы землепользования.

Цели охраны земель сформулированы в ст. 12 Зе­мельного кодекса РФ. Таковыми являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захлам­ления, нарушения земель, других негативных (вред­ных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воз­действиям хозяйственной деятельности (отметим, что в целях усиления охраны сельскохозяйственных угодий 16 мая 1998 г. был издан Федеральный за­кон №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйствен­ного назначения», а 8 ноября 2001 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая програм­ма «Повышение плодородия почв России на 2002- 2005 годы»).

Земельный кодекс РФ предусматривает и ряд мероп­риятий, которые обязаны выполнять в процессе хозяй­ственного использования земель все их правообладате­ли: собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы. В составе этих мероприятий ст. 13 ЗК РФ называет:

1. Сохранение почв и их плодородия.

2. Защиту земель от ветровой и водной эрозии.

3. Защиту сельскохозяйственных угодий и других зе­мель от загрязнения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями, зарастания сор­ными растениями.

4. Ликвидацию последствий загрязнения и захламле­ния земель.

5. Сохранение достаточного уровня мелиорации.

6. Рекультивацию нарушенных земель, восстановле­ние плодородия почв и своевременное вовлечение зе­мель в оборот.

7. Сохранение плодородного слоя почвы при прове­дении работ связанных с нарушением почвенного слоя и другие мероприятия направленные на ох­рану земель.

Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, срочные безвозмездные пользователи зе­мельных участков обязаны выполнять узкоспециаль­ные мероприятия по охране своих земель с учетом их естественно-природного состояния. К ним, в частности, относятся:

а) защита земель от водной и ветровой эрозии, селей,подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактив­ными и химическими веществами, захламления производственными и бытовыми отходами и от дру­гих процессов, ведущих к деградации земель;

б) защита от загрязнения сельскохозяйственных уго­дий и других земель бактериально-паразитичес­кими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кус­тарниками и мелколесьем, от иных видов ухуд­шения состояния земель;

в) рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение зе­мель в хозяйственный оборот;

г) сохранение и использование плодородного слоя по­чвы при проведении работ, связанных с наруше­нием земель;

д) благоустройство и озеленение территории хозяйства.

Если невозможно в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйствен­ных угодий, устранить вредное влияние на окружаю­щую природную среду химического или радиоактивно­го загрязнения, то производится консервация земель.

 

7.2. Стимулирование охраны земель

В целях повышения заинтересованности собственни­ков земельных участков, землевладельцев, землеполь­зователей и арендаторов земельных участков в сохране­нии и восстановлении плодородия почв, защиты земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое сти­мулирование охраны и использование земель в поряд­ке, установленном бюджетным законодательством и за­конодательством о налогах и сборах (ст. 13 ЗК РФ). Стимулирование охраны земель включает в себя:

1. Выделение и использование средств из федерально­го бюджета, бюджетов субъектов Российской Феде­рации и местных бюджетов, а также средств, посту­пающих в порядке штрафов и из иных источников, на восстановление плодородия почв, проведение аг­ротехнических, лесомелиоративных и иных почво­защитных мероприятий, благоустройство террито­рий поселений, развитие федеральной и межпоселковой инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с программами различных уровней.

2. Освобождение от платы за земельные участки, нахо­дящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, а также занятые лесонасаждениями, выполняющи­ми защитные функции.

3. Компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихий­ных бедствий.

Предоставление другой помощи и льгот со стороны органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Компенсация затрат на охрану земель, повышение плодородия земель собственникам, землевладельцам, зем­лепользователям и арендаторам земельных участков мо­жет производиться как в полном объеме, так и частично.

 

7.3. Основные правовые требования, предъявляемые к проектированию и эксплуатации зданий и сооружений

При проектировании, эксплуатации новых и рекон­струируемых зданий и сооружений, внедрении новой техники и новых технологий должны предусматривать­ся и осуществляться мероприятия по охране земель, со­блюдению экологических, санитарно-гигиенических и других установленных требований. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей сре­ды» устанавливает требования в области охраны окру­жающей среды при размещении, проектировании, стро­ительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксп­луатации, консервации и ликвидацйи зданий, строений и сооружений. Проектирование, строительство, рекон­струкция городов и других населенных пунктов должны также соответствовать требованиям норм Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпи­демиологическом благополучии населения». Промыш­ленные, транспортные предприятия, сооружения и дру­гие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятные условия жизни населения. При планировании и застройке горо­дов должны предусматриваться санитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование, экологи­чески безопасное удаление, переработка либо захороне­ние коммуникально-бытовых отходов.

В целях охраны окружающей природной среды вок­руг крупных городов и промышленных центров, круп­ных экологически вредных объектов создаются лесопар­ковые, зеленые, защитные зоны.

Оценка негативного воздействия на состояние земель проводится на основе экологических; санитарно-гигие­нических и иных экспертиз, без положительных зак­лючений которых запрещается внедрение новой техни­ки и новых технологий.

Осуществление программ мелиорации земель и повы­шение плодородия почв, финансирование строительства и реконструкции производственных и Других объектов.

 

Лекция 8

Ответственность за земельные правонарушения

8.1. Правовые основания и условия ответственности за земельные правонарушения

Основания ответственности — это наличие закона, т. е. правовой нормы, которой предусмотрен тот или иной вид правонарушения и ответственность за его соверше­ние. Условия же ответственности - это совокупность факторов, наличие которых делает возможным привле­чение субъектов к ответственности. Такими условиями являются:

а) противоправное поведение субъекта;

б) наличие вреда;

в) наличие прямой причинной связи между вредом и деянием;

г) вина нарушителя.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий, делают невозможным привлечение субъекта к ответственности.

Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть имущественным или моральным. Имуще­ственный ущерб возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника земельного уча­стка, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка. Моральный вред не причиняет иму­щественного ущерба, но наносит вред нравственного или физического характера.

Причинная связь между правонарушениями и вре­дом подтверждает, что вред возник именно по этой при­чине, а не по какой-либо другой.

Вина правонарушителя - это обязательное условие привлечения его к ответственности. Вина может быть умышленной или неосторожной, неумышленной, халат­ной. В зависимости от этого устанавливаются и разные меры наказания или взыскания.

Земельный кодекс РФ предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную ответственность и возмещение вреда, причиненного земельными правона­рушениями (ст. 74-76).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.044 с.)