![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разграничение сферы действия норм земельного, гражданского и административного праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос о разграничении сферы действия норм земельного, гражданского и административного права возник потому, что не ко всем, хотя и схожим по своей природе, земельным отношениям допустимо применение норм иных отраслей права. С принятием нового Земельного кодекса РФ применением норм гражданского права значительно расширяется, при этом необходимо учитывать особенности земельных правоотношений. Так, например, правила о купле-продаже земли допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем при проведении конкурсов и аукционов по продажи земли. Но при этом существуют и запреты, установке земельным законодательством. Так, в частности, не подлежат продаже в частные руки земельные участки, имеющие важное природоохранное значение. При продаже земельного участка нельзя без разрешения специально помоченных государственных органов изменять целевое назначение земли, определенное до ее продажи. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при течении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства. Если таких ограничений земельный закон не предусматривает, то обычно возможно применение норм гражданского законодательства к «родственным» земельным отношениям. Применение норм гражданского законодательства необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы именно нормами гражданского права. Однако надо иметь в виду, что нормы гражданского законодательства неприменимы в случаях, когда земельные отношения, хотя бы и «родственные» по своему характеру с гражданскими, урегулированы непосредственно и достаточно определенно нормами земельного законодательства. Так, земельное законодательство устанавливает порядок платного и бесплатного предоставления земельных участков и указывает, кому они предоставляются и в каких размерах. Эти вопросы достаточно подробно регламентированы Земельным кодексом РФ и прибегать к помощи гражданского законодательства к решению подобных вопросов нет. Другое дело, например, отношения, связанные с возмещение убытков пользователям земли, при определении которых всегда применяются нормы Гражданского кодекса РФ о полном возмещении вреда и о возможности их неполного возмещения лишь в случаях, специально оговоренных в законе.
Разграничение сферы действия норм гражданского и норм земельного законодательства может идти по линии, как предмета, так и метода регулирования общественных отношений: по предмету - когда решается вопрос о возможности или невозможности применения норм Гражданского кодекса РФ к однородным с гражданскими земельным отношениям, а по методу - когда земельные отношения регулируются в административном порядке и к ним невозможно применение норм гражданского законодательства. Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения. Это происходит, например, в случае самовольного захвата земли, когда компетентный орган государственной власти, опираясь на закон, решает вопрос об изъятии земельного участка в порядке наказания (без возмещения правонарушителю убытков). Следовательно, государственный орган принимает управленческое решение, т. е. административно-правовой акт, на основании которого прекращается право пользования землей. Подобного рода решение является обязательным для органов землеустроительной службы, которые выясняют границы участка в натуре и передают его другому (законному) пользователю (собственнику) земли. Такое решение является также обязательным и для бывшего пользователя земельного участка. Однако как только пользователь (собственник) земельного участка стал его законным владельцем, получив свой участок в натуре, он уже самостоятельно начинает хозяйствовать на земле и никто не вправе вмешиваться в эту его деятельность. Внутрихозяйственное использование земельного участка регулируется уже нормами земельного законодательства.
1.7.Земельное право как отрасль науки и как учебная дисциплина Наука земельного права изучает эту отрасль права и ее правовые институты, исследует фундаментальные понятия и категории земельного права, такие как: предмет науки, понятие земельно-правовой нормы, субъект земельного права. Как научная отрасль земельное право призвано обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм, способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель. Она выявляет противоречия, проблемы и пробелы в регулировании земельных отношений правовыми нормами, разрабатывает научные основы его классификаций и систематизации.
Предметом науки земельного права является учение о праве, доктрины, концепции земельного права изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли права. Наука земельного права проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений за различные исторические периоды, а так же выявляет и анализирует тенденции развития его в зарубежных странах. Земельное право как учебная дисциплина преподается во многих высших учебных заведениях в целях подготовки профессиональных кадров. Целью изучения земельного права является получение представления о действующих нормативно-правовых актах, регулирующих предмет земельного права; выявление связи данной отрасли права с другими отраслями и применение данных знаний в практической деятельности. Система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права, где также изучаются необходимые нормативно-правовые акты гражданского, административного, экологического законодательства для более углубленного изучения данной дисциплины. Лекция 2 История становления и развития земельного права России
2.1. Земельная реформа 1861 г. До аграрной реформы 1861г. крестьяне, как одно из сословий, практически не обладали никакими самостоятельными правами на землю, закрепленными в законодательстве. Помещичьи крестьяне, находясь под властью собственника земли, в вопросах ее использования не имели права самостоятельного голоса. «Положением о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г. было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землей. Реализовать свое право на надел крестьяне могли в виде общинного или подворного землевладения. В отличие от Прибалтийских и Юго- Западных губерний, где преобладала подворная форма землевладения и субъектом права на надел признавались крестьяне, в малороссийских и великоросских губерниях надел предоставлялся общине, и субъектом права на него признавалась община в целом. Наделение крестьян землей производилось не в собственность, а в постоянное пользование с условием отбывания повинности в пользу помещика. На выкуп надельных земель крестьяне могли рассчитывать только через десять лет после их получения. Таким образом, начиная с 1861 г. крестьяне или единолично или в рамках земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на крестьянские земли.
2.2. Реформа П.Д. Столыпина Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени ее автора - премьер-министра того времени П.Д. Столыпина. Эта реформа, существенно не затрагивая правового статуса помещичьих земель, была направлена на переход от преимущественного права общей собственности на землю среди крестьян (общинного землевладения) к праву личной собственности на землю. Так, Указом от 8 ноября 1905 г. были отменены выкупные платежи за наделенные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих указов от 4 марта 1906 г. и от 15 ноября 1906 г., а также Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной). Согласно вышеупомянутым указамi выход крестьян из общины был поставлен вне зависимости от согласия общества. Каждому домохозяину предоставлялось право требовать закрепления за ним надела земли в частную собственность и выделения из общины ее даже в том случае, если размер этого надела превышал норму, причитающуюся в данном сельском обществе на момент выдела.
Общинный порядок землевладения признавался ликвидированным в тех общинах, где не производились общие переделы земли. Участки, находившиеся в пользовании отдельных домохозяйств, признавались их личной собственностью. В тех общинах, где производились общие переделы земли, домохозяйствам предоставлялось право во всякое время требовать закрепления находящейся в их использовании земли в личную собственность. Способствуя созданию изолированных от общины крепких фермерских хозяйств, столыпинское аграрное законодательство поощряло переселение крестьян из густо населенных центральных губерний России на казенные земли Сибири, Средней Азии, Кавказа.
2.3. Особенности развития земельного законодательства с 1917 по 1990 гг. Первым законодательным актом советского государства стал Декрет от 7 ноября (26 октября - по старому стилю) 1917 г. «О земле». В его основу был положен «Крестьянский наказ о земле», где устанавливалось, что земля не может быть ни продана, ни покупаема, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Право пользования землей получили все Граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, наемный труд не допускался. В 1922 г. был принят Земельный кодекс РСФСР, в основных положениях которого подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она не состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд. Дальнейшее правовое регулирование прав граждан на землю развивалось в рамках теоретических установок социологического землепользования, основными принципами которого были: целевой характер права землепользования; устойчивость права землевладения; бесплатность права землепользования.
Первым общественным законом стали Общие начала землевладения и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. Они определили компетенцию СССР и союзных республик по распоряжению государственным земельным фондом, которым стала вся земельная территория СССР. Этот закон определил основные принципы и правила земельного правопорядка в РСФСР и других союзных республиках на протяжений сорока лет. В целях охвата правовым регулированием всех земельных отношений в конце 60-х годов прошлого века остро встал вопрос о необходимости кодификации земельного законодательства, как на уровне Союза ССР, так и на уровне отдельных союзных республик. 13 декабря 1968 г. Верховный Совет СССР принял «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик». Они явились актом, объединившим земельное законодательство, закрепившим сложившуюся в ту пору систему земельного законодательства с учетом накопленного опыта правового регулирования земельных отношений и согласовавшим разрозненные нормы, содержащиеся ранее в многочисленных правовых актах. В развитие положений Основ земельного законодательства союзные республики принимают земельные кодексы. В Земельном кодексе РСФСР 1970 г. были полностью воспроизведены Основы законодательства и в то же время были отражены особенности регулирования земельных отношений. В нем был закреплен принцип бесплатного землепользования. Субъектами землепользования выступали колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные и несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения, граждане СССР. Земельные участки предоставлялись исполнителями местных Советов народных депутатов, Советами Министров союзных и автономных республик в соответствии с их компетенцией. По решению этих органов в установленных случаях земельные участки могли быть изъяты у землепользователей.
Лекция 3 Земельные правоотношения 3.1.Понятие и структура земельных правоотношений В связи с использованием, распределением и охраной земель между органами власти, гражданами и юридическими лицами складываются определенные отношения. Эти отношения, урегулированные нормами земельного законодательства приобретают форму земельных правоотношений. Многообразие природных объектов, тесно связанных с поверхностным слоем земли или расположенных на нем, неизбежно вызывает к жизни различные способы правового регулирования общественных отношений, которые складываются в обществе по поводу использования и охраны земли, по поводу предоставления и перераспределения земельных участков между субъектами земельных отношений. Земельное законодательство различает три основных группы общественных отношений, связанных с землей как природным объектом; земельные, природоохранительные и земельно-имущественные. Эти отношения близки, но не тождественны, поэтому Земельный кодекс РФ рассматривает их в качестве предмета регулирования различных отраслей российского законодательства. К земельным отношениям нормы этих отраслей применяются, если отношения не урегулировавны земельным законодательством.
Структуру земельных правоотношений составляют следующие элементы: 1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов; 2) субъекты права, т. е. участники правоотношений, ими признаются лица, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством; 3) объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. Объектами земельных отношений являются также все недвижимое имущество, которое прочно связано с землей; объектом земельных отношений может быть весь федеральный земельный фонд в целом, а также земельный фонд субъектов РФ; его составные части в пределах границ республик, областей, муниципальных образований; 4) содержание земельных правоотношений, т. е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.
3.2. Классификация земельных правоотношений Так как природные свойства земли различны и неодинаково ее хозяйственное использование, то соответственно могут возникнуть разнообразные земельные отношения, которые можно классифицировать по разным основаниям. Например: - Классификация по основному хозяйственному назначению земель. Здесь можно выделить отношения, складывающиеся: - в процессе сельскохозяйственного производства; - при использовании земли в промышленности; - в лесном хозяйстве; - при использовании особо охраняемых территорий и т. д. Все эти земельные правоотношения регулируются соответствующими нормами, имеют свои объекты, своих участников отношений и свое правовое содержание. 2. Классификацию земельных правоотношений можно строить и по другим признакам: в зависимости от того, какую особенность земельных правоотношений мы намерены выделить и исследовать. Свое юридическое значение имеет, например, классификация земельных правоотношений по их субъекту. Участниками этих отношений могут выступать коммерческие сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества, арендные коллективы, товарищества, граждане и т. д. По своему содержанию земельные правоотношения характеризуются теми правами и обязанностями, которые должны определять поведение их участников. Так, праву того или иного гражданина на получение земельного участка соответствует обязанность государственного органа предоставить ему или содействовать в предоставлении земельного участка. Праву арендодателя, сдавшего участок в аренду, должна соответствовать обязанность арендатора своевременно выплачивать ему арендную плату за пользование землей. И таких примеров можно привести множество. Классификация отношений по праву на земельный участок. Земельный участок может находиться в государственной» муниципальной и частной собственности, в пожизненном наследуемом владении; постоянном (бессрочном пользовании) пользовании, временном пользовании, а также в аренде. Основу правового регулирования отношений по поводу этих земель составляет земельное законодательство.
3.3. Структура земельно-правовой нормы Нормы земельного права имеют свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Эта структура традиционна и содержит три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Первая часть (элемент) правой нормы - это гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. В земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой Нормы, например, то, что пользователем земли является гражданин или общественная организация и т. п. Вторая часть правовой нормы - это диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение физических или юридических лиц при наличии предусмотренных гипотезой условий, например, если гражданин изъявит желание заниматься трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и имеет необходимое оборудование и опыт (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. Санкция - это также составная часть правоохранительной нормы. Она может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства. Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит в том, что эта норма может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства, например, в УК РФ, КоАП РФ.
3.4. Роль государства и его органов в регулировании земельных отношений Во-первых, государство может выступать в земельных отношениях как собственник земли. Управляющий государственный орган, как и всякий собственник, имеет право «господства над вещью» (так называемое «абсолютное право»). Но он не может игнорировать экономические законы, пренебрегать нормами права, не считаться с законными интересами землепользователей, подавлять хозяйственную самостоятельность сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств и отдельных граждан. Государство, как любой собственник земли, должно стремиться строить свои отношения с ее пользователями на взаимовыгодной основе. Для этого необходимы в системе государственных органов хозяйственные структуры, которые квалифицированно участвовали бы в сделках с землей (например, при ее приватизации, аренде и т. д.). Государственный орган, действующий в качестве хозяйствующего субъекта, должен проявлять повышенное внимание к тому, чтобы ни его собственные действия, ни действия его партнеров-пользователей земли не наносили ущерб природе. Иными словами, государственный орган обязан не только блюсти имущественные интересы государства, но и особо строго соблюдать требования всего комплекса Нормативно-правовых актов, относящихся к земле. Во-вторых, государство в лице своих органов осуществляет контроль за использованием и охраной земель. Этот контроль осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.
3.5.Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений Основанием для возникновения земельных правоотношений служат юридические факты. Например, юридическим фактом, создающим право на получение заявителем земельного участка в аренду, служит договор аренды, а юридическим фактом порождающим отношения продавца и покупателя при купле-продаже земельного участка, служит договор купли-продажи и т. д. В процессе использования земли права и обязанности участников земельных отношений могут изменяться. Это может происходить в связи с изменением условий договора (например, аренды) или в связи с изменением целевого назначения земли и т. п. Но изменения в земельных отношениях происходят не произвольно, а на основании конкретных правовых норм, т. е. в соответствии с требованиями закона. Прекращение земельных правоотношений происходит, как правило, одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком. Основанием для такого прекращения служит договор о продаже земельного участка, истечение срока аренды, добровольный отказ от земельного участка и т. д. Некоторые земельные правоотношения между органами землеустройства и хозяйствующим субъектом прекращаются после утверждения и перенесения в натуру согласованного проекта внутрихозяйственного землеустройства. Правоохранительные земельные отношения прекращаются после совершения участниками этих отношений действий, устраняющих правонарушение. Если нарушитель земельного закона привлечен к юридической ответственности, то акт применения взыскания означает прекращение охранительных земельных правоотношений.
Лекция 4
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.142.39 (0.01 с.) |