ГЛАВА 5. Методики обследования детей и подростков с дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 5. Методики обследования детей и подростков с дизартрией



 

Обследование ребенка с дизартрией включает значитель­ное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи об­следования и изучения.

Основной целью комплексного обследования является ква­лификация главного звена в структуре дефекта. При этом не­обходим анализ системной картины нарушения, возникше­го в результате взаимообусловленных факторов воздействия (экзогенные, эндогенные и социальные).

У детей с дизартрией речевая моторика, особенности на­рушения фонации и дыхания оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями: удерживание го­ловы в вертикальном положении, возможность ее поворота в стороны, сидение, стояние, зажатие игрушки в руке, воз­можность пальцевого захвата, тонкая моторика пальцев рук, выделение ведущей руки.

Обследование психических функций включает выявление особенностей развития сенсорных функций, характеристи­ку физического слуха и зрения, интеллектуальное развитие, знания об окружающем мире, эмоциональные проявления, уровень развития игровых и познавательных интересов, осо­бенности поведения и т.д.

При обследовании сенсорных функций включается описа­ние возможности фиксации взора на предмете, прослежива­ние взором ряда предметов, узнавание предметов и т.д.

Логопедическое обследование включает анализ состояния физического слуха, особенностей фонематического воспри­ятия, речевого слуха, речевого контроля за собственной ре­чью, мотивацию, интенцию к общению, особенности речевой коммуникации, понимание и использование лексических и грамматических средств языка.

Чем моложе ребенок, чем ниже общий уровень психомо­торного и речевого развития, тем большее значение в диа­гностике имеет анализ неречевых и моторных нарушений. Необходимо обследовать тонус артикуляторных и скелетных мышц, возможность выполнения различных движений, осо­бенности звукопроизношения, состояние ритмико-мелоди-ческих качеств речи.

В программу обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются пробы, позволяющие оце­нить все виды восприятия, уровень развития пространствен­ных и временных представлений, графических навыков.

Дальнейшее обследование ребенка с церебральным пара­личом связано с более точным, традиционным обследовани­ем речевого аппарата, его строение, функции и речи. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизарт­рии. Дать качественную характеристику структуры речево­го дефекта и определить уровень речевого развития. Особые программы исследования используются для детей школьно­го возраста, в которые включается анализ письма, выявле­ние дисграфий, дизорфографий. Результатом обследования является не только определение уровня речевого, сенсорного и интеллектуального развития, а также важные для плани­рования коррекционной работы такие показатели как: способ передвижения, уровень развития манипулятивнои функции рук, навыков самообслуживания.

В отечественной логопедии разработаны методики обследо­вания психофизического состояния детей, подростков, взрос­лых (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, О.Г. При-ходько, Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева и др.).

 

5.1. Логопедическое обследование

 

5.1.1. Изучение анамнестических сведений

 

Анализ анамнестических данных осуществлялся с помо­щью сбора сведений со слов родных ребенка.

К приемам ранней диагностики дизартрии относятся све­дения о том, как проявляется крик, сосание, глотание, без условные врожденные (сосательный, поисковый, хоботко­вый, ладонно-ротоголовной). В логопедической карте ново­рожденных отмечается:

- характер крика: сильный, продолжительный, звонкий, слабый, афония, хриплый, сиплый, глухой, быстро исто­щающийся, всхлипывание;

- захват соска: сильный, слабый, невозможность;

- сосание: активное, продолжительное, слабое, вялое, не­возможность;

- глотание: свободное, поперхивание, захлебывание, вы­текание жидкости из носа;

- дыхание: нормальное, учащенное, аритмичное;

- наличие асимметрии лица (обследование невропатолога);

- врожденные безусловные рефлексы (обследование невро­патолога);

- мышечный тонус (обследование невропатолога);

- звуки гуления: нормальный репертуар, однообразный, сроки появления.

Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, свя­заны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовы­вает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, ды­хания.

 

Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз пер­вой, второй половины беременности; болезни матери в пе­риод беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнения в родах (пато­логия); наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста; находится ли ребенок на дис­пансерном учете на невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом; в ка­ком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую).

Те же вопросы, указанные в анкете, ставятся в беседе с род­ными.

Анализируются сведения о раннем периоде речевого развития ребенка. Отмечаются появление первых слов; фразовой речи; понятна ли была речь ребенка для окру­жающих в дошкольном возрасте; имел ребенок занятия с логопедом, посещал ли логопедическую группу; как ха­рактеризовалась речь ребенка логопедом при поступлении в школу; имелись ли трудности обучения письму и какого характера.

 

5.1.2. Обследование состояния артикуляционного аппарата

 

Обследование включает описание артикуляционного аппа­рата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, в ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твер­дого нёба.

Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого нёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого вперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкине-зы языка, истонченность, вялость губ, провисание — подтя­нутость мягкого неба.

Обследование подвижности артикуляционного аппа­рата.

Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу:

- сомкнуть губы;

- округлить губы, как при произношении звука «о» — удержать позу;

- вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у» и удерживать данный артикуляционнный уклад.

Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции:

- широко раскрыть рот как при произнесении звука «а» и закрыть;

- сделать движение нижней челюстью вправо;

- сделать движение нижней челюстью влево;

- сделать движение нижней челюстью вперед.

Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции:

- положить широкий язык на нижнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);

- положить широкий язык на верхнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);

- высовывание языка лопаточкой;

- поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счет от 1 до 5) и опустить к нижним зубам.

Исследование динамической организации движений ар­тикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении прово­димого комплекса движений:

оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть рот;

язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперед;

широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних резцов, а затем поднять кончик языка к верх­ним резцам и положить на верхнюю губу.

Наряду с обследованием подвижности артикуляционного аппарата в изолированных пробах используются функцио­нальные пробы (Е.М. Мастюкова, 1989).

Проба № 1

Открыть рот, высунув язык вперед и удерживать его не­подвижно по средней линии с одновременным слежением глазами за перемещающимся в боковых направлениях пред­метом (пальцем, карандашом). Оценивается возможность удерживать язык по средней линии, синкинезии.

Проба № 2

Выполнять движения языком вверх — вниз, при этом руки исследователя ложатся на шею ребенка. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры при дви­жении языка, синкинезии.

 

5.1.3. Обследование состояния мимической мускулатуры

 

1. Исследование объема и качества движений мышц лба:

• нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб.

2. Исследование объема и качества движений глаз:

• легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.

3. Исследование объема и качества движения мышц щек:

- надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 с;

- надуть правую щеку, удержать в течение 3 с;

- надуть обе щеки одновременно, удержать позу в тече­ние 3 с;

- надуть щеки, перегонять воздух из одной в другую;

- втянуть щеки в ротовую полость между зубами и удер­жать (счет от 1 до 5).

Отмечают:

- объем движений (полный — выполнены все движе­ния; неполный — выполнена часть движений;

объем движения нарушен — искажена серия движений или опущены движения);

- точность выполнения (сохранна — все движения вы­полнены в данной последовательности;

нарушена — поиск артикуляции или дополнительные движения);

- тонус (сохранен — движения выполнены с необходи­мой силой и напряжением; нарушен — движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного на­пряжения артикуляционных мышц);

- темп движений (нормальный — одно движение вы­полняется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 с.; ускоренный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение);

- синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения появляются дополнительные движения, как в артику-ляторных, так и в мимических мышцах).

4. Исследование возможности произвольного формирова-
ния определенных мимических поз:

- выразить мимикой лица: удивление, радость, испуг, грусть,серьезное лицо.

5. Исследование символического праксиса проводят по образцу, а затем по речевой инструкции: свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье.

 

5.1.4. Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи

Обследование состояния звукопроизношения осуществля­ется по традиционным методикам, подробно представленным в логопедии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1998; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; Т.Б. Филиче ва, Г.В. Чиркина, 1991; Е.Ф. Архипова (2006). Выявляются нарушенные звуки, характер нарушения произношения зву­ков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: при изолированном произношении; в слогах — прямых, обратных, со стечением согласных; в сло­вах (в начале, в середине, в конце слова); во фразах; в спон­танной речи.

При подборе лексического материала для обследования лексико-грамматического строя речи учитывают следующие требования: насыщенность лексического материала задан­ным звуком; разнообразие лексического материала; включе­ние слов с оппозиционными звуками; включение слов слож­ной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Одним из основных требований к лексическому материалу является понимание ребенком значения предлагаемого для воспроизведения слова.

Применяется отраженное и самостоятельное воспроизве­дение лексического материала, предметные и сюжетные кар­тинки, слоги, слова, словосочетания, предложения, чистого-ворки, включающие исследуемые звуки.

 

5.1.5. Обследование просодической стороны речи

 

Обследование можно проводить с помощью следующих за­даний: прочитать наизусть одно из стихотворений, прочитать выразительно небольшой текст, знакомый по содержанию.

Отмечаются и анализируются следующие критерии:

Голос: сила, высота, тембр, назализированность, твердая или мягкая атака.

Темп: быстрый, медленный, ускоренный, замедленный.

Мелодико-интонационная сторона речи: интонация повес­твования, интонация восклицания, вопросительная интона­ция.

Разборчивость речи: нечетко произносимые звуки, нечет­ко произносимые слоги, нечеткое ударение в словах.

Анализируется уровень сформированности речевого дыха­ния и его особенности: прерывистое, слабый ускоренный вы­дох, верхнее дыхание, шумное, нормальное; произнесение на выдохе только изолированного слова, фразы, состоящей из двух слов, многословной фразы.

 

5.1.6. Обследование фонематического восприятия

Для исследования фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений рекомендуются традиционные ме­тодики, подробно представленные в работах Р.И. Лалаевой (1994), Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (2001); Е.Ф. Ар­хиповой (2006) и др. Обследование начинается после тща­тельного исследования физического слуха специалистом ото­ларингологом, что связано с нередким нарушением у детей с дизартрией слуха.

Обследование состоит из предъявления следующих проб:

- узнавание и дифференциация неречевых звуков;

- различение высоты, силы голоса логопеда, который про­износит различные звукоподражания и слова;

- узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по звуковому составу;

- дифференциация слогов, фонем;

- навыки фонематического анализа и синтеза.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.025 с.)