Специализированная психотерапевтическая работа с подростками при дизартрии и аномальном формировании личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализированная психотерапевтическая работа с подростками при дизартрии и аномальном формировании личности



Психотерапия в узком понимании основной своей зада­чей ставит купирование психопатологической симптоматики у детей и подростков с дизартрией, посредством чего предпо­лагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

В старших классах дети с остаточными явлениями дизар­трии имеют трудности в обучении, наряду с чем у них раз­вивается целый ряд патопсихологических комплексов. Они имеют особенности развития личности и формирование ано­мальной личностной изменчивости в диапазоне акцентуаций характера и пограничной аномальной личности.

Неблагоприятное сочетание личностной изменчивости с типами темперамента требует оказания психологической помощи с участием триады специалистов: психолог, клини­ческий психолог, психоневролог.

Психологическая помощь основывается на принципах лечебной педагогики Н.Е. Поляковой (1995); концепции сотрудничества в психологическом консультировании К. Роджерса, адаптированной к случаям школьной деза­даптации О.Н. Усановой (1995); методе реконструктив­ной психотерапии В.Н. Мясищева (1961) в модификации Э.М. Козловой (2003), пассивной и активной арттерапии Н.Н. Волосковой (2001).

Психологическая помощь проводится в виде психологи­ческой коррекции, психотерапии, психологического тренин­га стереотипов общения.

Психологический тренинг стереотипов общения — это особая форма групповой работы, направленная на обучение речевым эталоном общения — клише, в которой обучающий­ся занимает активную позицию, накапливает личный опыт в ситуациях речевого общения моделируемых психологом и закрепляемых педагогами и воспитателями в режимных си­туациях дошкольного образовательного учреждения, и роди­телями — в повседневной жизни в семейных межличностных отношениях.

Помимо коррекционных педагогических воздействий, та­кие дети нуждаются в специализированной психологической помощи, психотерапии и других видах специализированного воздействия. К таким специализированным видам психоло­гического воздействия относятся: эмоционально-стрессовая психотерапия в виде пассивной и активной арттерапии в со­четании с музыкотерапией. Ее следует рассматривать как средство апелляции к духовным компонентам личности, про­буждающей в ней насущную потребность самоусовершенс­твования, выработку таких свойств и качеств личности, ко­торые будут поднимать ее и в собственных глазах и во мнении окружающих.

Для подростков с истероидной и циклоидной акценту­ацией используются пейзажи, изображение мира птиц, рыб. Характер музыки подбирается спокойный, мелан­холический: Дебюсси (Облака), Пуссе (Пение птиц), Бах (Концерт № 5).

Психологическая помощь проводится в виде психологи­ческой коррекции, психотерапии, психологического тренин­га стереотипов общения.

Психологический тренинг стереотипов общения — это особая форма групповой работы, направленная на обучение речевым клеше, речевым эталонам общения, в которой обу­чающийся занимает активную позицию, накапливает лич­ный опыт в ситуациях речевого общения, смоделированных психологом и закрепленных педагогами и воспитателями в режимных ситуациях дошкольного образовательного уч­реждения; родителями — в повседневной жизни, в семейных межличностных отношениях.

Подросткам с признаками дизартрии рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных механизмов защиты. Во время проведения психологической коррекции учитыва­ется личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континууме: диапазон нормы-акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежуточное положе­ние между крайним вариантом нормы -акцентуации и пси­хопатией. Восстановление конституциональных механизмов компенсации и адаптации повышает толерантность подрос­тков к внешним социальным стрессорам, предоставляет воз­можность позитивного взаимодействия социальных и конс­титуциональных факторов.

Психологическая коррекция для подростков включа­ет психотерапевтическую помощь, танцевальную терапию с рефлексивным слушанием и активным оперированием эмо-тивной лексики, помогающей идентифицировать чувства; психологических тренингов ролевых ситуаций с заучивани­ем речевых клише; арттерапию в сочетании с музыкотера-пией; социально-психологического тренинга, позволяющих повысить значение звеньев контроля и мотивации общения, операционально-технических возможностей коммуникатив­но-речевой деятельности, ее активизации.

Задачи патогенетической реконструктивной психоте­рапии отражают поэтапный характер психотерапевтическо­го процесса от изучения личности пациента через осознание к изменению, т.е. к коррекции нарушенных отношений лиц с ДЦП и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, ведущих к нарушению функ­ционирования личности.

Конечные задачи патогенетической психотерапии состо­ят в достижении изменений в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Индивидуальная психо-коррекционная форма работы в большей степени акценти­рует когнитивный аспект изменений (именно поэтому она и может быть отнесена к рациональной психотерапии). Благодаря этим особенностям работы, центр тяжести инди­видуальной психотерапии переносится на сферу интеллек­туального осознания и ориентирован на биографический материал.

На основании анализа своей биографии подросток с дизар­трией может:

- осознать мотивы своего поведения, особенности своих от­ношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

- осознать неконструктивный характер ряда своих отно­шений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

- осознать связь между различными факторами и особен­ностями отношений;

- осознать меру своего участия и ответственности в воз­никновении конфликтных и психотравмирующих ситу­аций;

- осознать более глубокие причины своих переживаний и способы реагирования, коренящиеся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений.

Основными задачами психологической коррекции являют­ся: выяснение источников дезадаптивного состояния личнос­ти и выработка и овладение навыками оптимальной для ин­дивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адапта­ции человека в обществе.

В течение психокоррекционной работы пациент может:.

- получить эмоциональную поддержку от психолога, спо­собствующую ослаблению защитных механизмов;

- научиться понимать и вербализировать свои чувства;

- испытывать более искренние чувства к самому себе;

- раскрывать свои проблемы с соответствующими им пере­живаниями (часто скрытыми от себя);.

- произвести эмоциональную коррекцию своих отноше­ний, модифицировать способ переживаний, эмоциональ­ного реагирования; •

- корригировать свои неадекватные реакции и формы пове­дения на основании достижений в познавательной сфере.

Параллельно проводится работа с членами семьи, наиболее заинтересованными в процессе коррекции, и педагогов обще­образовательного учреждения в виде курсов лекций и инди­видуальных консультаций, с учетом культурного и интел­лектуального уровня последних. Такая форма работы играет решающую роль в социально-психологической адаптации не только представителей психологической нормы-акцентуан-тов, но и представителей пограничной личностной изменчи­вости.

Подросткам с дизартрией и признаками аномальной лич­ности рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных меха­низмов защиты. Во время проведения психологической кор­рекции учитывается личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континуу­ме: диапазон нормы — акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежу­точное положение между крайними вариантами нормы, ак­центуации и психопатией. Восстановление конституциональ­ных механизмов компенсации и адаптации повышает толе­рантность подростков к внешним социальным стрессорам, предоставляет возможность позитивного взаимодействия со­циальных и конституциональных факторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.008 с.)