Обследование моторных и сенсорных функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование моторных и сенсорных функций



Для оценки состояний общих моторных функций и арти­куляционной моторики в логопедической практике обычно используются тесты, разработанные Н.И. Озерецким (1930) и многократно модифицированные многими исследователя­ми (Л.И. Белякова, И. Кумала, Н.А. Рычкова и др.) и под­робно освещены в работах Л.В.Лопатиной (2002), Е.Ф. Архи­повой (2006). Тесты направлены на определение следующих показателей:

. статическая координация движений;

. динамическая координация движений;

. скорость движений;

. возможность осуществления одновременных движений;. выполнение усложненной двигательной программы. Оценка выполнения тестов дается, обычно, описательно. Отмечаются следующие показатели:

. повышение напряженности мышц, не участвующих

в выполнении теста;. тремор и другие виды гиперкинезов;. синкинезии;

. полнота и точность выполнения;

. согласованность движений рук и ног;

. двигательная память;

. качество статической координации;

. качество динамической координации.

 

При изучении организации движений и праксиса использу­ется нейропсихологическая методика — батарея тестов, раз­работанная А.Р. Лурия и модифицированная Т.В.Ахутиной (1994). В рекомендуемой методике выделяются блоки про­граммирования и контроля, приема, переработки и хранения информации, регуляции тонуса.

1. Блок программирования и контроля серийная организация движений и действий, дина­мический праксис, реципрокная координация. Про­граммирование и контроль произвольных действий, реакция выбора, а также другие комплексные пробы (гностические и мнестические), которые требуют пред­варительной ориентировки, произвольного внимания и контроля.

2. Блок приема, переработки и хранения информации

. обработка кинестетической информации, праксис позы пальцев рук, оральный праксис;

. обработка слуховой информации, ритмы, понимание слов, похожих по звучанию, по значению, слуховая вербальная память;

. обработка полимодальной информации, пробы Хэда, конструктивный праксис, зрительно-пространствен­ная память, понимание предложений, письмо.

3. Блок регуляции тонуса

Его состояние оценивалось во время предъявления всех проб батареи, при этом принимаются во внимание колебания внимания, истощение, микро- и макрография.

Все эти пробы направлены на исследование динамического праксиса, реципрокной координации движений, выявление признаков скрытого левшества, ритмического чувства, меж­анализаторных связей: слухомоторных, слухозрительных координации.

Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движе­ния испытуемых. Критериями оценки являются: общая под­вижность, устойчивость — неустойчивость походки, коор­динация движений, скорость, плавность, переключаемость, ритмичность. Тесты на выполнение предметных действий выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная словесная инструкция и демонстрируется нужное положение или действия рук.

Праксис позы кисти руки — исследование направлено на изучение кинестетических ощущений, участвующих в дви­жениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.

Динамический праксис — исследуется динамическая ор­ганизация движений, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое.

Это оставляющая движения обеспечивается заднелобными отделами коры левого полушария головного мозга. Динами­ческую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы головного мозга, которые обеспечивают совместную работу обоих полушарий. Для исследования состояния этих зон головного мозга используется тест на реципрокную коор­динацию движений.

Пространственный праксис — его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушенности) про­странственной и соматопространственной организации пред­метных действий, выполнение их в пространстве. Эта состав­ляющая двигательного акта обеспечивается работой темен­ных и теменнозатылочных зон коры головного мозга и сов­местной деятельностью пространственного, вестибулярного анализаторов. Исследование сохранности этого вида пракси­са является очень важным, так как сохранность третичной зоны ТРО необходима для формирования и реализации цело­го ряда важнейших ВПФ.

Конструктивный праксис — изучение направлено на ис­следование сформированности пространственного воспри­ятия и оптико-пространственных действий.

Оральный праксис — изучение направлено на исследование сформированности движений артикуляционного аппарата.

Символический праксис — исследуется непроизвольный семантический уровень действий и действий ритуальных. А также исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора.

Наиболее сложный вид движений (действий) представляет собой движения по типу реакции выбора по речевой инструк­ции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высо­ких уровней организации произвольных действий, регулиру­ющей роли речи в двигательной системе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.004 с.)