Конституционально-ориентированные технологии психологического сопровождения подростков с дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционально-ориентированные технологии психологического сопровождения подростков с дизартрией



Психологу и логопеду следует творчески подходить к кор-рекционному процессу, использовать материал и подбирать его в зависимости от того, что наиболее важно в данный момент учащемуся, с которым ведется психокоррекционная работа.

Так при работе по совершенствованию графомоторных на­выков необходимо учитывать конституционально-психоти­пологические особенности личности учащихся с дизартрией. Такого характера коррекционная работа как каллиграфоте-рапия может быть рекомендована учащимся с эпилептоид-ной акцентуацией характера. Включение в работу рекомен­дуется в период дисфории и аффективного напряжения. При этом необходимо побуждать подростка выполнять задания неторопливо, без эмоций — это снимает аффективное напря­жение и лишнюю напряженность. В процессе выполнения за­даний по тетради необходимо подвести к выводу о том, что не нужно «заводиться», не нужно торопиться и т.п. Обсуждение выполненных заданий лучше начинать с положительных ка­честв этого подростка. Подчеркнуть, что такого плана работа у него получается неплохо. Для акселерированных подрост­ков данные тренировочные упражнения могут стать специ­фическим невербальным методом арттерапии. В процессе вы­полнения заданий по тактированному письму, особенно тех частей заданий, которые содержат рифмованные задания, необходимо побуждать подростков к живому восприятию, стимулировать к запоминанию увиденного, поощрять живое фантазирование, отвлекая от бесплодного мудрствования, са­мокопания и «словеснойжвачки».

Подростков, имеющих задержку развития, необходимо поощрять в процессе выполнения заданий по каллиграфии, внушая уверенность в собственных силах и возможностях. Работая с такими подростками, важна постоянная защита их «слабого места» — постоянное опасение по поводу возможно­го осуждения, насмешек, предубеждения, неприязни со сто­роны окружающих, особенно сверстников.

Диссоциированных подростков необходимо строго регла­ментировать, дисциплинировать и лучше проводить психо­коррекционные занятия в микрогруппе с сильным лидером и социально-позитивными установками.

Истероидные подростки благодаря своей широкой неиз­бирательной общительности не представляют особых трудно­стей для первого контакта. Эгоцентричность истероидов об­легчает первый контакт, если дать подростку почувствовать интерес к нему, как к личности. Контакт легче установить, чем сохранить.

Они адекватно реагируют на доброжелательное отноше­ние и искренний интерес к их проблемам. Разговор с ними надо вести в живом темпе, не задерживаться подолгу на од­ной теме, не боясь отвлечений. Однако необходимо помнить, что эти подростки всегда пытаются взять инициативу в свои руки, начать командовать, выдвигать условия. Поэтому сле­дует опасаться утраты дистанции, фамильярности в отноше­ниях. В психологе и логопеде истероидный подросток должен чувствовать независимую самостоятельную личность.

Для истероидных и эпилептоидных подростков показаны приемы тактированного письма в сочетании с индивидуаль­ной рациональной психотерапией, т.е. те приемы психокор­рекции, которые помогают выйти на контакт с этим подрост­ком, провести целенаправленную беседу.

Подросткам с истероидной акцентуацией, имеющим рече­вые нарушения, все упражнения в тактированном письме и речевые упражнения в произношении идут на пользу. У исте­роидов диапазона пограничной аномальной личности на уп­ражнения в речи может появиться реакция оппозиции, либо на ряду с чертами истероидности отмечается эмоциональная лабильность, отдельные невротические симптомы.

Демонстративное поведение, демонстративные аффектив­ные реакции никогда не должны подкрепляться выполнени­ем их требований и желаний. Иногда эти желания высказы­ваются подростками открыто в процессе психокоррекции. Иногда же истероидные подростки ведут себя так, чтобы об этих желаниях «догадались». Подросток должен убедиться, что таким демонстративным поведением, таким путем он ни­чего не достигнет, а, наоборот, навлечет на себя только допол­нительные неприятности и осложнения.

Надо стремиться к тому, чтобы подросток сам увидел не­привлекательную сторону своей претенциозной демонстра­тивности в сочетании с маловыразительной дефектной речью. Но одновременно надо поощрять реальные достижения и спо­собности. Для снижения уровня эгоцентризма рекомендуется рассказывать о других, т.е. говорить опосредованно.

Особенно полезны для истероидных подростков невербаль­ные приемы психокоррекции. Акцентуанты истеротимики, обладая обычно хорошей артистичностью, пластичностью, координацией движений, пантомимикой и эмоциональнос­тью, они оказываются на высоте и получают безболезненное для других удовлетворение собственного эгоцентризма. Исте­роидные подростки должны много трудиться над собой, что­бы завоевать роль первого выразителя, застрельщика, зачин­щика и получить заслуженную оценку его реальных дости­жений и способностей.

В процессе выполнения заданий и оценки своей работы подростка необходимо подтолкнуть к собственным выводам. В ненавязчивых беседах во время активной арттерапии (кал-лиграфиотерапии) подросток должен сам уяснить слабые сто­роны своего харктера: непереносимость однообразного обра­за жизни, монотонного, требующего мелочной аккуратности труда, одиночества, лишения кампании сверстников, а так­же невоздержанность своих реакций на проявления властво­вания со стороны.

Циклоидные подростки требуют искреннего благожела­тельного и эмпатийного отношения психолога и логопеда. В процессе выполнения заданий желательно добиться эмо­ционального отреагирования с полным раскрытием пережи­ваний. В дальнейших отношениях таким подросткам нужна постоянная эмоциональная поддержка, сопереживание.

Удача психокоррекционного воздействия будет достигну­та в том случае, если кто-либо из членов группы, с которой проводится психокоррекция, становится партнером для сопе­реживания.

Самой тяжелой психической травмой для подростка это­го типа оказывается эмоциональное отвержение со стороны эмоционально значимых лиц — родных, близких или друзей-сверстников, к которым возникла сильная привязанность.

Шизоидные подростки. В процессе психокоррекционной работы с этими подростками, как правило, возникает психо­логический барьер, ответы подростка носят формальный ха­рактер. Шизоидные подростки не выносят, когда к ним «ле­зут в душу», при этом надо избегать излишней напористости. Отношение к различным проблемам приходится высказывать самому психологу, следя за реакцией подростка и незамет­но провоцируя его на комментарии. Признаком преодоления психологического барьера — перехода от формального кон­такта к неформальному — служит момент, когда шизоидный подросток начинает говорить по своей инициативе, иногда на тему неожиданную и далекую от обсуждения. В этом случае останавливать его не следует. Необходимо умело постепенно направлять беседу в нужном направлении.

Учитывая еще одно свойство шизоидной натуры — исто-щаемость в контакте, надо помнить о неожиданном крутом переходе к новой теме, чему способствует подобранный раз­нообразный материал тетради тактированного письма.

Такие подростки остаются одинокими среди сверстников. Они лучше адаптируются в малой группе более взрослых школьников.

 

ГЛАВА 9. Профилактика дизартрии у детей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.1.130 (0.005 с.)