Первая программа коррекционной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая программа коррекционной работы



ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений посвя­щен развитию координации движений рук и ног с постепен­но нарастающей сложностью двигательной программы. Он состоит из трех этапов, в которых движения выполняются: одновременно, попеременно, одновременно сменяющиеся.

Первый этап включает тренировку рук и ног с помощью одновременного выполнения движений.

Перед выполнением упражнений учащемуся дается следу­ющая инструкция: «Я буду выполнять движения, а ты дол­жен внимательно следить за моими движениями и запоми­нать их. При выполнении упражнений я буду давать объясне­ние, как надо правильно выполнить движение. Это обыкновенная зарядка, которую ты будешь делать под счет».

Упражнение 1. Одновременно поднимать правую и левую руки вперед, вверх, в стороны, вниз. Упражнение выполня­ется под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 2. Руки согнуты в локтях, кисти рук касают­ся плеч. Одновременно вращаем руками вперед, а затем назад. Счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 3. Туловище слегка наклонено вперед. Руки как «пустые рукава» имитируют движение «полоскание бе­лья». Счет 1, 2, 3, 4.

Второй этап состоит из тренировки координации рук и ног с помощью попеременного выполнения движений.

Перед выполнением упражнений учащемуся дается инс­трукция: «Смотри внимательно за моими движениями, запо­минай их. При выполнении упражнения я буду объяснять, как правильно нужно выполнять движение, ты будешь де­лать их под счет».

Упражнение 1. Правую руку поднять вперед, левую руку поднять вперед. Правую руку опустить вдоль туловища, ле­вую опустить вдоль туловища. Упражнения выполнять под счет 1,2,3,4, постепенно ускоряя темп.

Упражнение 2. Руки сложены на парте перед собой. Попе­ременное выполнение движений правой и левой рукой: пра­вую руку поднять, левую руку поднять; правую руку опус­тить в исходное положение, левую руку опустить в исходное положение; левую руку поднять, правую руку поднять; ле­вую опустить, правую опустить. Выполнять упражнение под счет 1, 2, 3, 4, постепенно ускоряя темп.

Упражнение 3. Правая рука опущена вдоль туловища. Со­гнуть руку в локте и поднять на уровне пояса, при этом сжать кисть руки в кулачок — счет 1, руку приблизить к плечу при этом пальцы выполняют движение «ушки», второй и третий пальцы выпрямлены в виде заячьих ушек, остальные пальцы сжаты — счет 2; левой рукой выполняем упражнение в той же последовательности, счет соответственно 3,4. Темп посте­пенно ускоряется.

Упражнение 4. Попеременное выполнение движений правой и левой рукой: левую руку поднять вверх, правую руку — в сторону на счет 1, 2; левую руку поднять в сторо­ну, правую — вверх на счет 3, 4; левую руку опустить вниз, правую поднять вперед на счет 1, 2; левую руку поднять вперед и обе руки опустить вниз на счет 3, 4. Темп посте­пенно ускоряется.

Третий этап состоит из тренировки реципрокной коор­динации движений рук и ног. Перед выполнением комп­лекса упражнений учащемуся дается следующая инструк­ция: «Внимательно следи за выполняемыми мною упраж­нениями, запоминай упражнения. Ты будешь выполнять упражнения под счет вначале в медленном темпе, а затем темп будет ускорен».

Упражнение 1. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Од­новременно выполнять движения руками и ногами: ноги врозь — прыжком, руки на пояс, на счет 1; ноги прыжком — вместе, руки — на плечи, на счет 2; ноги — прыжком врозь, руки — вверх, на счет 3; ноги — вместе, руки — вдоль туло­вища, счет 4. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 2. Исходное положение: учащийся сидит за столом, правая рука поднята, левая лежит на столе. Одновре­менно менять положение левой и правой руки: левую руку поднять, правую опустить, на счет 1; правую руку поднять — левую опустить, счет 2. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 3. Одновременное выполнение движений обе­ими руками: левую руку поднять вверх, одновременно пра­вую — в сторону, счет 1; левая рука — в сторону, правая одно­временно вверх, счет 2, левая рука — вниз, одновременно пра­вая рука — вперед, счет 3; левая рука — вперед и одновремен­но руки опустить вниз, счет 4. Темп постепенно ускоряется.

Упражнения 4. Ладонь правой руки к виску — «отдать честь», одновременно левую руку сжать в кулак и вытянуть ее вперед, счет 1,2. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 5. Правая рука делает вращательные упраж­нения вперед, одновременно левая вращается назад. Счет 1,2,3,4.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений направ­лен на развитие тонкой моторики пальцев рук. Он состоит из трех этапов, в которых движения ладонями и пальцами выполняются: одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки.

Первый этап включает упражнения, которые выполня­ются одновременно пальцами правой и левой руки. Перед выполнением комплекса упражнений учащемуся дается инс­трукция о внимательности при запоминании показываемого логопедом упражнения.

Упражнение 1. Правой и левой рукой производить упраж­нение: сжать кулаки, выпрямить ладони, счет 1,2. Темп пос­тепенно ускоряется.

Упражнение 2. Одновременно пальцами правой и левой руки сделать движение «ушки» (вытянуть второй и третий палец, остальные пальцы прижаты к ладони), счет 1; одно­временно пальцами правой и левой руки сделать движение «колечки» (первый и второй пальцы соединены в колечко, остальные пальцы вытянуты вверх), счет 2. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 3. Одновременно сжать пальцы правой и ле­вой руки в кулаки, счет 1; выполнить упражнение «коза» (второй и пятый пальцы вытянуты, остальные пальцы при­жаты к ладони), счет 2. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 4. Одновременно выполнять серию движений правой и левой рукой: кулак — ребро — ладонь, счет 1,2,3. Начинать выполнение с медленного темпа, постепенно темп ускорять.

Второй этап включает попеременное выполнение движе­ний пальцами правой и левой руки. Перед выполнением уп­ражнений учащемуся дается инструкция: «Посмотри внима­тельно как я выполняю упражнения попеременно пальцами то правой, то левой руки. Запомни первое упражнение и вы­полняй под счет».

Упражнение 1. Ладони лежат на столе тыльной стороной вверх. Сжать правую руку в кулак, счет 1; сжать левую руку в кулак, счет 2; выпрямить правую ладонь, счет 3; выпря­мить левую ладонь, счет 4. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 2. Поочередное выполнение упражнения сначала правой, а затем левой рукой: пальцы ладони верти­кально касаются подбородка, счет 1; пальцы горизонтально касаются подбородка, счет 2; пальцы под подбородком сжа­ты в кулак — 3; рука опускается в исходное положение — 4. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 3. Попеременное выполнение движений паль­цами сначала правой, затем левой руки: правая рукавыполня-ет движение «ушки» (второй и третий пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони), счет 1; левая рука — «ушки», счет 2; правая рука выполняет движение «колечко» (первый и второй пальцы соединены в колечко, остальные пальцы вы­прямлены), счет 3; левая рука — «колечко», счет 4. Темп пос­тепенно ускоряется.

Упражнение 4. Попеременно выполнять движение пальца­ми правой руки, 'затем левой руки: правую руку сжать в ку­лак, счет 1; левую руку сжать в кулак, счет 2; правой рукой выполнить движение «коза» (второй и пятый пальцы вытя­нуты, остальные пальцы прижаты к ладошке), счет 3; левой рукой — «коза», счет 4. Темп постепенно нарастает.

Упражнение 5. Правая рука выполняет серию движений «кулак-ребро-ладонь», счет 1, 2, 3; левая рука выполняет серию движений «кулак-ребро-ладонь», счет 1,2,3. Автома­тизируется навык плавного ритмичного переключения с од­ного движения на другое. Темп постепенно ускоряется.

Третий этап включает тренировку пальцев рук при од­новременно сменяющихся движениях на правой и на левой руке. Эти упражнения направлены на развитие реципрокной координации пальцев рук. Перед выполнением упражнений учащемуся дается следующая инструкция: «При выполне­нии показываемых мною движений, обрати внимание на то, что все движения должны одновременно сменяться на правой и левой руке. Чтобы движения были плавными, всю гимнас­тику для рук ты будешь выполнять под счет».

Упражнение 1. Правая ладонь лежит на парте, левая сжата в кулак, счет 1. Одновременная смена положений рук. Левая ладонь лежит на столе, а правая сжата в кулак, счет 2. Темп постепенно нарастает.

Упражнение 2. Правая ладонь тыльной стороной лежит на столе, а левая сжата в кулак, счет 1. Одновременная смена положений. Левая ладонь тыльной стороной лежит на столе, а правая сжата в кулак, счет 2. Темп нарастающий.

Упражнение 3. Одновременная смена движений: на правой руке - «ушки» (второй и третий пальцы правой руки выпрям-Ц6НЫ, остальные пальцы правой руки прижаты к ладони), на левой руке — «кольцо» (первый и второй пальцы левой руки соединены в кольцо, остальные пальцы левой руки вытяну­ты нверх), счет 1; на левой руке — «ушки», на правой руке — • кольцо», счет 2. Темп постепенно довести до быстрого.

Упражнение 4. Одновременная смена движений: на правой руке — «коза» (второй и пятый пальцы правой руки вытяну­ты, остальные пальцы правой руки прижаты к ладони), на чепой руке — кулак, счет 1; на левой руке — «коза», на пра-noii руке — кулак, счет 2. Темп ускорять до быстрого.

Упражнение 5. «Веревочка». В упражнении участвуют мерные и вторые пальцы обеих рук. Перекрестное соединение Ввльцев: второй палец правой руки соединяется с большим Вальцем левой руки, затем второй палец левой руки перекрес­тно соединяется с большим пальцем правой руки. Движения пынолняются вначале очень медленно, постепенно движения питоматизируются и темп ускоряется. В данном движении добиваться точности соединения пальцев, плавного коорди­нированного перехода. Счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 6. Левая рука касается носа, правая рука де­ржит правое ухо, счет 1. Одновременная смена положений рук. Правая рука касается носа, левая — держит левое ухо, г чет 2. В этом упражнении важно добиваться точности нахож­дения позиции рук. Это достигается при очень медленном тем­пе, е появлением уверенности в движениях, темп ускоряется.

Упражнение 7. Усложненный вариант предыдущего уп­ражнения. Правая рука касается носа, левая рука держит правое ухо, счет 1. Одновременно сменить положения рук: ле­пил рука касается носа, правая рука держит левое ухо, счет 2, По мере появления точности в движениях и уверенного вы­полнения их, темп можно ускорить.

Упражнение 8. Правая рука гладит голову, одновременно с ней левая рука хлопает по животу, счет 1, 2, 3, 4. Руки ме­няются. Левая рука гладит голову, правая одновременно ле-иой руке производит похлопывания по животу. Счет 1,2,3,4. /(обиваться четкого исполнения движений каждой рукой.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений на­правлен на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма. Упражнения данного комплекса позволяют корриги ровать нарушения восприятия, моторики, развивают зри­тельно-двигательную координацию, пространственные и временные представления, опосредование знаком в процес­се моделирования ритмических структур ведет к развитию мыслительной деятельности ребенка. Овладение чувством ритма способствует гармонизации психического развития учащихся.

Упражнения на интерсенсорную координацию представ­ляют собой тренировочные движения руками и ногами, вы­полняемые по схемам-символам. Коррекционные приемы проводятся в три этапа: на первом этапе выполняются пред­варительные упражнения, на втором этапе выполняются уп­ражнения по схемам-символам с усложнением, на третьем этапе — учащиеся запоминают группы схем и выполняют их как по единой цельной схеме. Количество схем пос­тепенно увеличивается и усложняется, время их показа уменьшается.

Первый этап. Предварительные упражнения выполня­ются с показом схемы-символа, логопед знакомит учащих­ся с элементарными движениями и их схемами-символами, дается пояснительная инструкция: «На этих карточках схе­матично изображено упражнение. Сейчас я выполню движе­ние руками, а ты должен определить на которой из этих двух схем-символов изображено выполняемое мной упражнение». После того, как учащийся понял сущность выполнения уп­ражнений по схемам-символам, логопедом дается следующая инструкция: «По схеме, изображенной на карточке принять нужное положение тела». Каждое упражнение комментиру­ется объяснением логопеда. После этого учащийся по схеме самостоятельно описывает упражнение.

Упражнение 1. Руки поднять вперед, опустить. Счет 1,2.

Упражнение 2. Наклоны туловища вперед. Выполнение под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 3. Обе руки поднять вперед, правая нога од­новременно с руками поднимается назад. Ноги чередуются, упражнение выполняется под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 4. Руки опущены вдоль туловища, левая пря­мая нога оттянута назад. Ноги чередуются, упражнение вы­полняется под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 5. Обе руки поднять вверх, одновременно по­лусогнутая левая нога поднимается назад. Ноги чередуются в упражнении, выполняется под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 6. Полусогнутая в локте правая рука выносит­ся вперед, согнутая в колене левая нога поднимается вверх навстречу руке. При выполнении этого упражнения следует чередовать руки и ноги. Счет 1, 2, 3, 4.

Второй этап. Упражнения по схемам-символам с услож­нением предполагают самостоятельное выполнение движе­ний учащимися. Упражнения данного комплекса представ­ляют собой одновременно сменяющиеся координированные движения рук, ног и головы, выполняемые в определенном темпе, заданном логопедом. Перед выполнением движений дается инструкция: «По схеме, изображенной на карточке принять нужное положение тела, рук, ног и выполнить дви­жения так, как схематично изображено на схеме».

Упражнение 1. Правая рука поднята вверх, левая — на по­ясе. Одновременная смена положений рук. Упражнение вы­полняется под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 2. Правая рука поднята в сторону, левая к виску («отдать честь»). Одновременная смена положений рук. Счет 1, 2, 3,4.

Упражнение 3. Правая и левая рука подняты на уровне гру­ди в правую сторону, голова наклонена в левую сторону. Од­новременная смена положений рук и головы. Счет 1,2,3,4.

Упражнение 4. Прямая правая и левая рука перекрещены, ноги тоже имеют перекрест. Одновременная смена положе­ний рук и ног в прыжке. Счет 1, 2, 3, 4.

Третий этап. Тренировка движений по группам схем. Группы схем можно образовывать, варьируя разные схемы-символы, упражнения по которым были предварительно вы­полнены. Логопеду следует творчески подходить к исполь­зуемому материалу и самостоятельно подбирать его в зави­симости от того, что наиболее необходимо в данный момент учащимся, с которыми ведется коррекционная работа. Коли­чество схем следует постепенно увеличивать, а время пока­за уменьшать. Учащиеся должны запомнить группу схем и выполнить упражнения ритмично, как по единой, цельной схеме. Перед выполнением задания учащемуся дается инс­трукция: «Посмотри внимательно на группу схем, запомни и выполни ритмично все данные упражнения».

Группа первой схемы представляет собой 4 схемы:

1) Руки подняты в стороны на уровне плеч. Счет 1.

2) Левая рука остается на уровне плеча, правая поднята вверх. Счет 2.

3) Обе руки подняты вверх. Счет 3.

4) Обе руки опущены вниз, вдоль туловища. Счет 4. Темп постепенно доводить до быстрого.

Группа второй схемы представляет собой 4 схемы:

1) Руки подняты в стороны на уровне плеч. Счет 1.

2) Обе руки согнуты в локтях, предплечья направлены вверх. Счет 2.

3) Обе руки согнуты в локтях, предплечья направлены вниз. Счет 3.

4) Обе руки опущены вниз вдоль туловища. Счет 4. Темп постепенно ускоряется.

Группа третьей схемы представляет собой 4 схемы:

1) Обе руки — на поясе. Счет 1.

2) Руки согнуты в локтевых суставах, кисти рук лежат на плечах. Счет 2.

3) Обе руки лежат на голове. Счет 3.

4) Обе руки опущены вниз вдоль туловища. Счет 4. Темп доводится до быстрого.

Группа четвертой схемы представляет собой 4 схемы:

1) Обе руки опущены вдоль туловища. Счет 1.

2) Правая рука опущена вдоль туловища, левая рука под­нята вверх. Счет 2.

3) Правая рука — на поясе, левая полусогнутая над голо­вой, туловище наклонено сначала в правую сторону, а затем в левую сторону. Счет 3.

4) Обе руки опущены вниз, вдоль туловища. Счет 4. Темп постепенно ускоряется.

Упражнения, развивающие чувство ритма, представляют собой варианты тренировочных упражнений в воспроизведе­нии различных ритмических структур и серий ритмических структур. Дачный комплекс упражнений реализуется в три этапа.

На первом этапе тренируется воспроизведение ритма, по звуковому образцу. Перед воспроизведением ритмической структуры учащемуся дается следующая инструкция: «Пос­лушай внимательно, как я простучу ритм и воспроизведи точно такую же ритмическую структуру».

Упражнение 1. Повторить за логопедом ритмическую структуру /,/; ///; / //.

Упражнение 2. Повторить за логопедом серии ритмических структур: /// ///; //////; //////.

Упражнение 3. Прослушать ритмическую структуру и вос­произвести вместе с логопедом: / / /// //// //.

На втором этапе тренируется воспроизведение ритма по графическому образцу.

Упражнение 1. Прохлопать ритм по следующему графи­ческому образцу: //////; //////////.

На третьем этапе выполняются упражнения, направ­ленные на тренировку графической записи ритма по звуково­му образцу.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений составили артикуляционные упражнения, выполняемые се­риями, ритмично, под счет логопеда. Можно ритмизировать любой комплекс упражнений, рекомендуемый как подгото­вительный к постановке того или иного звука речи. Нами со­ставлено 5 серий артикуляционных упражнений.

1 серия. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко от­крыть рот, закрыть рот. Счет 1,2,3,4.

2 серия. Губы — в трубочку, растянуть в улыбку, высунуть широкий язык (артикуляционное упражнение «блин на ско­вородке «), закрыть рот. Счет 1,2,3.4.

3 серия. Широко открыть рот, дотронуться кончиком язы­ка до нижних резцов, затем поднять кончик языка к верхним резцам и положить на нижнюю губу. Счет 1,2,3,4.

4 серия. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» вверх за зубы. Счет 1,2,3.

5 серия. Кончиком языка дотронуться верхних резцов, затем — нижних резцов, отвести вправо, затем влево. Счет 1,2,3,4.

 

Вторая программа коррекционной работы

Вторая программа — активная арттерапия — каллигра-фотерапия или тактированное письмо.

Одновременно с коррекционной работой по ритмизации общей моторики и тонкой моторики пальцев рук необходи­мо поэтапное введение тактированного письма с постепен­ной и пролонгированной автоматизацией каллиграфичес­ких навыков.

 

7.10. Активизация невербальных способов
общения

Важнейшей особенностью коммуникации является ее осу­ществления с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. В связи с этим выделяют различные ее виды: акустическая, включа­ющая экстралингвистические (паузы, кашель, вдох, смех, плач) и просодические характеристики (темп, тембр, высота, громкость); оптические, состоящие из кинесики, включаю­щая выразительные движения (мимика, позирование, жес­ты, походка, контакт глазами) и физиогномику (строение лица и черепа, строение туловища); тактильно-кинестезичес-кие — такесика (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, по­хлопывание); ольфакторные — запахи.

 

Миогимнастика

Целесообразно сочетать выполнение массажа лицевой мус­кулатуры с элементами мимической гимнастики. С целью развития мимических мышц необходимо выполнять диф­ференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль. Для этого перед зеркалом детей обучают от­крывать и закрывать глаза, подмигивать поочередно, наду­вать щеки с перемещением воздуха из одной половины рта в другую, «набирать» воздух под верхнюю губу, под ниж­нюю и т.д. При этом можно использовать игры «Обезьян­ки», «Зеркало».

Вначале все движения выполняются с опорой на образец (логопед показывает нужное выражение лица или нужное движение мимических мышц). Ребенок, подросток, взрос­лый повторяют, глядя на картинку, на которой изображено требуемое движение. Постепенно переходят к выполнению по словесной инструкции и без контроля зрения.

Наиболее дифференцированных движений мышц ли­цевой мускулатуры и полного их объема можно достичь при выполнении символических поз (выражений лица: «удивление», «радость», «грусть» и т. п.). Большой эмо­циональный интерес вызывает у детей и школьников при выполнении мимических поз использование не только иллюстрированных детских мимических выражений, но и соотнесение предложенных сюжетов стихотворной фор­мой. Например:

 

Наш сластена очень рад, Это каждому понятно

 

Семь пирожных съел подряд. На цветы смотреть приятно.

 

Способствует созданию веселого, радостного выражения лица.

 

7.12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией

Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (вос­приятия движений). Оно имеет большое значение для станов­ления познавательной деятельности ребенка, для формирова­ния у него высших психических функций, что является необ­ходимой предпосылкой для обучения в школе.

Зрительное восприятие у ребенка с дизартрией при цереб­ральном параличе моясет быть нарушено за счет ограничен­ного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п. Поэтому ребенку с дизартрией трудно отыскивать взглядом предмет, рассматривать и прослежи­вать его перемещение.

Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо пом­нить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в про­слеживании и зрительной фиксации его. Для этого перед ребенком в поле его зрения располагают яркую игрушку, которую затем медленно перемещают по горизонтали, вер­тикали и диагонали, добиваясь от него плавного движения глаз. Затем начинают быстро перемещать игрушку, пере­двигать ее перед ребенком в разных направлениях, предъ­являть ему яркие предметы и следить, чтобы игрушки ребенок зафиксировал глазами. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, машину, куклу.

Для развития движений глаз при прослеживании исполь­зуется игра «Трудные виражи», в которой ребенок должен провести свою машину к дому по заданной (нарисованной) линии.

Затем задания усложняются. Предлагаются различные игры типа «Лабиринт», где нужно проследить извилистый путь персонажа.

У детей более старшего возраста с этой целью используют­ся игры с фишками, с попаданием в цель различных пред­метов, игра в настольный теннис. При трудностях обучения письму очень эффективна методика О.Б. Иншаковой (1995) «тесты для исследования выбора направления зрительно­го слежения», которую можно использовать не только для диагностики, но и развития слежения взором ряда предме­тов для детей дошкольного и младшего школьного возраста с постепенным переходом к слежению взором букв, слогов и слов с помощью аббака.

Поэтому с раннего возраста необходимо проводить упраж­нения по развитию плавных движений глазных яблок (плав­ное прослеживание предметов).

Исследования показали, что уже с первого года жизни ре­бенок способен отличать один цвет от другого. Однако уста­новление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. По «Программе воспитания в детском саду» в начале треть­его года жизни ребенок различает и называет четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу ребенок должен различать и называть все основные цвета.

Упражнения в различении и назывании цветов надо про­водить систематически и в разнообразной форме. Особенно важными для ребенка с дизартрией являются упражнения в быту, в жизненной ситуации. В процессе одевания взрос­лый называет цвет одежды, обуви, окружающих предметов.

Ребенка учат на основе восприятия цвета производить ум­ственные операции — подобрать предметы, одинаковые по цвету, распределить их по этому признаку.

Кроме постоянных упражнений в быту, проводятся спе­циальные дидактические игры. Если ребенок совсем не знает цветов, то занятия начинаются с игр с цветными шариками. Цель занятий — научить различать цвета и понимать их на­звание.

Действия с предметами выполняются на первом занятии. Вначале дается лоток с 3—4 красными шариками. Взрослый просит ребенка покатать красный шарик, и он несколько раз его катает. Затем даются одни синие шарики.

На следующих занятиях даются и красные, и синие шари­ки. После этого задания усложняются, ребенок должен вы­брать и покатать красный или синий шарик. Игра повторяет­ся несколько раз, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого.

На следующем этапе формируют несложные операции на основе знаний цветов.

Для этого можно провести игры по подбору шариков (или других предметов) по цвету. Ребенку дается коробка с 8-10 шариками двух цветов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем даются коробки неодинако­вого цвета, ребенку предлагают разложить в них шарики од­ного цвета.

Постепенно на различном игровом материале, в том числе картинках, можно научить ребенка группировать предметы по цвету. Проводят такие упражнения, как «Выбери желтые листочки», «Отправь в гараж все синие машины», «Сложи синие кубики в одну машину, а желтые в другую», «Разложи цветы по вазам» и т.п.

Знакомство с формой и величиной начинается с упраж­нений сравнивания предметов: Игры с предметами «Кто си­дит на самом большом стуле?», «Кто сидит на самом малень­ком стульчике?», «Какого цвета большие чашки?», «Какого цвета маленькие чашки?» и т.п. Далее задания усложняют­ся «Сбор урожая»: собрать большие яблоки в одну коробку, средние — в другую, а маленькие — в третью коробку; «Что такой длины? Ширины? Высоты?» — загадки о мебели.

Затем переходят к знакомству с геометрическими фигу­рами: круг и многоугольник, треугольник-квадрат, прямо­угольник.

Упражнения: «Покажи все круги», «Почини теле­жку», «Покажи разные многоугольники в строительном ма­териале» и т.п. Затем усложняются упражнения: «Построим дом», «Выложи сам» из геометрических фигур собаку, слона, попугая, человека, паровозик и т.д. «Сделай узор», «Коврик для куклы», украшенный геометрическим орнаментом. Да­лее — «Нарисуй и построй».

Постепенно ребенок приходит к объективному выраже­нию собственного опыта. На основании конкретных действий и складывающихся все более обобщенных представлений формируются три фактора мышления: классификация, сери-ация и понятие о сохранении.

В 4-5 лет ребенок классифицирует по таким объективным данным, как цвет и форма, все больше используя общие при­знаки группировок. Это составляет основу логико-понятийно­го мышления. От элементарных форм классификации по цве­ту переходят к классификации видов и подвидов «животных» и далее при знакомстве с числами при обучении математике.

В сериях различий ребенок устанавливает такие связи, как: большой — больше — самый большой; маленький — меньше — самый маленький; длинный — длиннее — самый длинный и т.п. Используют упражнения: «Построим баш­ню», «Купим пуговицы», «Сверни ленту», «Спортсмены строятся» — разложи ленточки в соответствии с их длиной, «Обед для матрешек» — большая тарелка для большой мат­решки, для маленькой матрешки — маленькая тарелочка и т.д., «Кукольная одежда» — разложи по оттенкам: красный, синий, желтый и т.д. С усложнением: светлый, темный, яр­кий, бледный.

Если у ребенка совсем отсутствуют представления о фор­ме предмета, то упражнения начинают с различения формы шара, круга и их размеров (большой — маленький). Берет­ся ящик, в стенках которого имеются вырезы большого не­маленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, что­бы большие шарики не могли пройти через меньшие отвер­стия. При этом взрослый поясняет: «Вот большой шарик (шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его), а это маленький шар (маленький шар ребенок тоже ощупывает). «Большой шар положи в большое окошко, маленький — в маленькое». (Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.)

На следующих занятиях можно начать работу по различе­нию форм шара и куба, круга и квадрата. Берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются от­верстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом заня­тии ребенок знакомится с различными формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На данном занятии у ребенка воспитываются элементарные навыки пе­реноса: шар — отверстие круглой формы — окошко, кубик — квадрат. Взрослый предлагает вначале ребенку опустить в ко­робку большой шарик и большой кубик. Спрашивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окошко? Правильно, вот в это окошко опустим шарик. А теперь опусти кубик. Куда же его опустить? Вот сюда!» Затем ребенок сам, обстоятель­но, без помощи взрослого, опускает шар и кубик. Когда он это усвоит, можно предложить следующую игру. Даются два шарика и два кубика: большие и маленькие. Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем да­ется инструкция: «В большое окошко брось большой шарик, в маленькое — маленький шарик».

Число геометрических фигур, которые дети должны раз­личать, постепенно увеличивается. Игра «Почтовый ящик» дается для закрепления. Предъявляется доска с прорезями различной формы и величины в соответствующие фигурки к ней (доска Сегена). Ребенок должен положить в каждую прорезь соответствующую фигурку.

Различение и закрепление понятий «большой» и «малень­кий» проводится в различных играх — упражнениях на конс­труктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игра со сборными игрушками.

Игры с разборными игрушками особенно важны для детей с церебральным параличом. В этих играх не только формирует­ся представление о величине предмета, но развивается манипу-лятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действия, развиваются пространственные ориентировки.

Ребенку дается игрушка — большая раскрывающаяся ко­робка и в ней маленькая, предлагается ощупывать коробку, вынимать из нее маленькую, вкладывать обратно и закры­вать, а также показывать, где маленькая и где большая ко­робка. Затем даются большие и маленькие коробки с крыш­ками. Ребенок должен правильно подобрать для каждой ко­робки крышку. Постепенно его учат собирать трех- и четы­рехместные коробки. Проводятся также игры с матрешками, пирамидками и т. д. При сборе матрешек ребенок должен уметь различать низ и верх игрушки. На следующих этапах предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, затем из четырех и более частей.

Ребенка учат различать также высоту предметов (высокий, низкий), длину (длинный, короткий), объем. Эти понятия ус­ваиваются им в быту, «игровой и конструктивной деятель­ности. Для формирования этих понятий проводятся специ­альные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, при­обретают навыки пространственной ориентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подра­жать взрослым, у них развиваются элементы произвольного восприятия и способность к подражанию.

Для игры со строительным материалом, кроме кубиков, кирпичиков различных размеров, даются дополнительно на­боры небольших игрушек: куколки, посуда, звери, машинки и т.д. Важно, чтобы эти игрушки были устойчивы, по раз­мерам соответствовали постройка» и не имели отвлекающих детей деталей. Игрушки ребенку даются тогда, когда он уже сделал постройку, это стимулирует его, заставляет довести игру до конца.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать определенную последовательность. Если ребенок плохо справляется с какой-либо постройкой, необхо­димо ее несколько раз повторить. В начале занятия показать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил.

Ребенка учат устойчиво и ровно ставить кубик на кубик, дают понять, что так можно построить, например, машину и поиграть с ней.

На следующих занятиях можно научить детей строить до­рожки различной длины и возить по ним машину. Затем — строить стул, стол, диванчик, кроватку для куклы, скамей­ку, ворота, лесенки, домики. При этом постоянно отрабаты­ваются и закрепляются понятия «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий».

Ни в коем случае нельзя допускать механической деятель­ности ребенка под диктовку взрослого, необходимо приучать его к самостоятельности, активности.

Дети с церебральным параличом испытывают особые за­труднения в конструктивной деятельности: они не уверены в своих силах, боятся, что ничего не получается, не решают­ся приступать к заданию, при неудачах огорчаются и теря­ют интерес к игре. Поэтому им часто необходимы спокойные, очень подробные объяснения, подсказывания, совместные со взрослым действия.

Упражнения на узнавание геометрических фигур и других предметов по отношению к их расположению тренируют зри­тельное внимание и способствуют развитию пространствен­ных представлений у ребенка. Пространственные представ­ления у детей с дизартрией воспитываются в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием.

У многих детей с дизартрией может быть нарушена так­тильная чувствительность. Ощущения от касания кон­чиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечет­кие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недо­статочность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Восприятие предметов на ощупь называется стереогно-зом. Стереогноз имеет очень большое значение в развитии познавательной деятельности ребенка. У здорового ребенка эта функция формируется в процессе манипулятивной де­ятельности на основе сохранного тактильного восприятия. У детей с дизартрией ограничение предметно-практической деятельности, а также нарушения тактильного восприятия препятствуют развитию стереогноза.

Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешка». В мешочек из плотной ткани помеща­ют различные предметы, и ребенок должен узнавать их на ощупь. Эта функция совершенствуется и закрепляется в про­цессе повседневной предметно-практической деятельности.

Сенсорное воспитание включает развитие вкусовых и обо­нятельных восприятий. Для этого используют упражнения в отгадывании пищевых продуктов с закрытыми глазами: «Отгадай по вкусу», «Отгадай по запаху» и т.п. Младшим школьникам можно предложить игру на развитие воображе­ния и памяти: «Понюхай слово и попробуй на вкус: лимон, апельсин, роза, соленый огурчик, печенье, лес».

Важное значение в развитии пространственных представ­лений имеют восприятие и воспроизведение формы предме­тов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, пальцем об­водит их. Затем обводит пальцем квадраты, треугольники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геомет­рические формы. После таких подготовительных упражне­ний у ребенка развиваются пространственные представления В рисовании, конструирован



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.081 с.)