Визульно-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Визульно-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии



Для подростков с дизартрией эффективно воздействует пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией. Пас­сивная арттерапия представляет собой использование уже существующих произведений живописи путем анализа и интерпретации пациентом на фоне звучащей классической музыки, а иногда только визуализация этих образцов ис­кусства в сочетании с музыкотерапией. Образцы живописи скомпанованы в коррекционные программы на основе восьмицветного теста Люшера (1968) (по материалам Л.И. Лычагиной).

Согласно функциональной психологии, разработанной Люшером, каждый цвет раскрывает определенные физиоло­гические и психические состояния. Эти положения исполь­зуются в психокоррекционных программах для подростков акцентуантов, имеющих невротические реакции, неврозо-подобные, церебрастенические и психопатоподобные состо­яния. Образцы живописи, подобранные с учетом этого при­нципа подкреплялись музыкотерапией.

Учитываются закономерности использования различной по своему психофизиологическому воздействию музыки в зависимости от темперамента человека: меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию; сангви­ники, благодаря легкой возбудимости, всегда привлекаются танцевальным стилем; к таким же гармоническим движени­ям стремятся и холерики; флегматиков трогают тонкие женс­кие голоса (по Л.С. Брусиловскому, 1985).

Визуально-музыкальный тренинг в рамках пассивной арт­терапии состоит из коррекционных программ, ориентирован­ных на конституциональные особенности личности с дизарт­рией.

Эпилептоидным подросткам рекомендуется художест­венная микропрограмма, включающая пастельные, синие и оттенки синего цвета. В программу вошли образцы живописи и графики Западной Европы, сочетающие в себе хрупкость, задумчивость с мечтательностью, лиричностью, ритмичес­кую гармонию изящных, текучих линий, благодушного спокойствия и комфортных линий. Включать подростков в пспхокоррекционную работу лучше в период дисфорийно-го и аффективного у них напряжения. Даже невербальное рассматривание образцов живописи под музыку Г.Ф. Ген­деля (Пассакалия), И.С. Баха (Концерт № 1 для фортепь­яно с оркестром ре-минор. Вторая часть — меланхоличес­кий, индифферентный, расслабленный характер музыки), B.C. Калинникова (Первая симфония соль-минор. Вторая часть — музыка спокойная, плавная, свободная, напевная, лиричная) снижает аффективное напряжение и лишнюю на­пряженность. Примерные образцы живописи: Роберт Кам-пен (Флемальский мастер). Мадонна с младенцем. Нидер­ланды. 1380 г. Фра Беато Анжелика де Фьезоле. Мадонна с младенцем, святым Домиником и Фомой Аквинским. Ита­лия. 1387 г. Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадон­на Бенуа). Италия. 1452 г.

Шизоидные подростки. В процессе психокоррекционной работы возникающий психологический барьер, негативисти-ческие моменты в общении с этими подростками купируют­ся с помощью программы, содержащей образцы живописи, скульптуры и графики Западной Европы, насыщенные при­глушенными оттенками желтого, красного, темно-зеленого цветов. Эти образцы мировой живописи несут в себе жизне­утверждающие черты, поэтичность, нежную прелесть цвету­щей красоты, насыщенность и глубину пылающего изнутри цвета, пронизывающий золотистый колорит, богатство внут­ренней жизни, огромную духовную силу.

Учитывая истощаемость в контакте шизоидной натуры, программа составлена из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения. Например: Микеланджело да Караваджо. Лютнист (Италия, 1573) под сопровождение классической гитары (тема жиз­неутверждающая). ЗКан-Антуан Гудон. Вольтер, сидящий в кресле. Франция. Скульптура. Мрамор. 1741 г. Жан-Огюст-Доминик Энгр. Портрет графа Н.Д. Гурьва (Франция, 1780) под музыку С. Рахманинова (Соч. 45. Симфонические танцы. Часть первая — неожиданно резкое вступление, звуки ли­тавр, отрывистое звучание смычковых захватывают внима­ние, концентрируют на музыке, не дают отвлечься, удержи­вают активное сознание в узком русле. Критическое разре­шение снимает предшествующее напряжение. Новые чувства подготавливают к расслаблению), И.С.Бах (Бранденбургский концерт № 4. Вторая часть — характер музыки меланхолич­ный, индифферентный, просветленный, мелодия спокойная и изящная. Неторопливый трехдольный ритм. Музыка на­страивает на приятные воспоминания, представления, ассо­циации).

Выбор таких приемов психокоррекции часто помогает ши­зоидным подросткам найти свое хобби, что является для них психологической защитой.

Для истероидных и циклоидных подростков в перио­ды спада настроения, депрессивного состояния для показа используются образцы природы в сопровождении музыки Ц.Франка (Пастораль ля мажор), мира птиц в сопровожде­нии электронной музыки композитора А.Пуссера «Пение птиц», К. Дебюсси «Облака», водного мира в сопровожде­нии произведений А. Жоливе, И.С. Баха (Концерт № 5 фа минор для фортепьяно с оркестром. Вторая часть — музы­кой задается ритм, четырехдольный размер способствует счету в размеренном темпе. Спокойный, меланхолический характер музыки расслабляет).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.004 с.)