Развитие интонационной выразительности речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие интонационной выразительности речи



Интонация играет большую роль в выразительности речи. Она усиливает значение слова, придает высказыванию задан­ный смысл. Выразительность речи зависит также от звуч­ности голоса, четкости дикции, темпа и ритма речи. У детей с дизартрией голос обычно недостаточно модулирован, инто­нации плохо развиваются.

Работа над голосом предполагает:

· развитие силы и динамического диапазона голоса;

· формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

· развитие мелодических характеристик голоса.

При обучении использованию грудного резонатора глас­ные звуки даются в следующей последовательности: А, О, У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А со­держит в себе резонирование как высоких, так и низких то­нов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низ­ким и высоким голосом, используя для этого различные иг­ровые упражнения (Г.В. Бабина и др., 1997).

Перед логопедом ставится задача обучить смене высоты го­лоса, придавания ему различной эмоциональной выразитель­ности. Работа начинается с проговаривания гласных звуков, затем на материале автоматизированных рядов, слов, слово­сочетаний, фраз. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания. Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах: Н.П.Вербовая и др., 1977, Э.М.Чарели, 1991 и др.

Примерные тексты для отработки интонации вопроситель­ной, восклицательной и повествовательной, рекомендуемые для младших школьников.

Текст 1. Сорока и Медведь

Спрашивает Сорока Медведя:

- Почему тебя, Миша, медведем зовут? Глухаря — понят­но: он весной глухой. Зайца-беляка — понятно: он зимой бе­лый как снег. А вот медведь — непонятно!

- Глупая ты птица! Медведь — значит медоед. Мед я ем, вот что!

(По Н. Сладкову).

Текст 2. Лисица и тетерев

Тетерев сидел на дереве. Лисонька подошла к нему и гово­рит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. Ты бы, тетере­вочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять.

(По Л. Толстому).

Текст 3. Лис и Еж

Жил в лесу Лис. Однажды перехитрил Лис Ежа. Схитрил он так. Покатил Ежа по земле, вкатил на горку и столкнул в яму с водой. Ежу пришлось раскрыться, поплыл он к берегу. А Лис тут как тут. Только Ежа и видели.

(По В. Бианки).

 

Методика каллиграфотерапии

Издавна в методе обучения детей письму и чистописанию при­менялся ритмический (тактический) прием (метод тактирова­ния), т.е. письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б. Эль-конина основано на приеме этого ритмизированного письма.

Каллиграфотерапия — это поэтапное введение тактиро­ванного письма с постепенной и пролонгированной автома­тизацией каллиграфических навыков. Для школьников с дизартрией используется ритмизированное письмо в сопро­вождении ритмичной музыкой на завершающих этапах пси­хокоррекции.

Тактированное письмо позволяет добиваться четкости, плав­ности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекцион-ный прием предназначен для совершенствования графомотор-ного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы, а также для совершенствования скорости письма у подростков с нарушениями письменной речи.

Коррекционная программа проводится в 3 этапа.

Первый этап включает выполнение следующих упражнений:

1. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.

2. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку.

Второй этап включает следующие упражнения:

1. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных слов через прозрачную кальку. Слова соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением:

- мак, рак, сок, мох;

- роза, ваза, Лиза, киса;

- кошка, мошка, вилка, пилка;

- кулак, пирог, носок, висок;

- платок, крючок, значок, скачок;

- пироги, сапоги, молоко, хорошо;

- винтовка, картошка, задвижка, коврижка.

2. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных словосочетаний через прозрачную кальку.

Третий этап включает следующие упражнения:

1. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных предложений через прозрачную кальку.

2. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных стихов.

3. Обводка под счет заготовленных образцов рукописных текстов через прозрачную кальку.

На основании разработанных положений составлена тет­радь для коррекции графомоторных навыков, которая пред­назначена для учащихся начальных классов общеобразова­тельной школы.

Речевой материал представлен в тетради по принципу воз­растающей сложности: буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи, микротексты. Подобранный таким образом материал позволяет логопеду работать с учетом ин­дивидуальных особенностей школьника. Логопед может на этом речевом материале автоматизировать графический на­вык письма только определенной буквы, этой буквы в слоге, слове, предложении и т.д.

Графическая система письменных букв в тетради пос­троена на основе зрительных элементов с учетом динами­ки их двигательного воспроизведения при написании букв (Д.Б. Эльконин). В первую очередь отрабатывается написа­ние тех букв, в которых полностью совпадают зрительные и двигательные элементы. Это заглавные Г, О, П, Р, Т, Э и строчные г, е, ё, о, с, ъ, э. Затем — буквы с частично совпа­дающими двигательными и зрительными элементами, что происходит за счет удлинения конца элемента в буквах: А, Е, Ё, Жж, Зз, Ии, Йй, Лл, Мм, Уу, Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, Яя или удлинения его начала: А, б, ж, к, н, n, р, т, ю; и буквы, в написании которых объединение двух зрительных элемен­тов в единый двигательный комплекс происходит при усло­вии плавного перехода от одного элемента к другому: Б, Вв, Д, е, ё, Кк, Н, Ю, Яя.

Ритмизация процесса письма способствует совершенство­ванию темпа письма, автоматизации графического навыка письма, вырабатывает навык скорописи. Ритмизация навы­ка письма начинается с тактирования элементов букв, потом тактируются буквы, затем слоги, слова.

Материал для написания слов подобран с учетом слого­вой структуры и ритмического рисунка слова, что позволяет учащимся удерживать определенный ритм в процессе про­чтения и написания, создает определенное эмоциональное настроение. Предложения представляют собой материал, со­держащий слова-омонимы. Это позволяет направить внима­ние учащихся на значение правильного ударения в словах. Стихи, предложенные для написания в тетради представля­ют собой рифмующиеся четверостишья. Микротексты пред­ставляют собой материал, способствующий работе над инто­нацией и логическим ударением.

Техника работы с микротекстами и стихами. В на­чале текст прочитывается логопедом или психологом. Уча­щиеся определяют основное содержание и интонационную направленность текста. Затем микротекст читает учащийся. После этого приступает к тактированному письму данного текста.

Коррекционная работа по совершенствованию графо-моторных навыков у учащихся с дизартрией и трудностя­ми формирования навыка письма может быть совмещена с другими видами индивидуальной работы над речевыми рас­стройствами. Для этого из тетради для коррекции графомо-торных навыков письма выбирается материал, необходимый индивидуально для данного ребенка. Могут быть использо­ваны следующие виды коррекционной работы:

автоматизация поставленных звуков в устной речи и на письме;

работа над звукобуквенным анализом слов;

уточнение или формирование обобщающих понятий и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.006 с.)