Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первой такой концепцией стала концепция роста знания К. Поппера.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поппер рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Для Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор". Говоря о росте знания, он имеет в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями. Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировых эволюционных процессов. К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии. Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р1 - ТТ - ЕЕ - Р2, где Р1 - некоторая исходная проблема, ТТ - предположительная пробная теория, т.е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ - процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 - новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию. Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Куном, включает в себя два основных этапа. Это "нормальная наука", где безраздельно господствует парадигма, и "научная революция" - распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду "нормальной науки". Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. В устойчивые нормальные периоды своего развития наука решала головоломки, т.е. задачи, проблематики, методы решения которых определяет существующая на данный момент в науке парадигма. Парадигма – совокупность фундаментальных теоретических знаний, методологических установок, принципов объяснения, приемов, ценностей, задающих нормы научной деятельности на определенном этапе развития науки. По мере решения головоломок накапливаются аномалии – факты, которые не согласовываются с действующей парадигмой. Однако их пытаются устранить в рамках существующей парадигмы, но постепенно количество аномалий достигает критической массы, что и приводит к научной революции, смене научной парадигмы. Но у Куна преемственности парадигм нет! Парадигма - это динамическое понятие, важной особенностью парадигмы это её неминуемая смерть. А вместе с парадигмой умрут и все входящие в неё теории и методы. Лакатос рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий - притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Иначе говоря, сравниваются и оцениваются не просто две теории, а теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы. Согласно Лакатосу, фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а "исследовательская программа". Основными этапами в развитии последней, согласно Лакатосу, являются прогресс и регресс, граница этих стадий - "пункт насыщения". Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция. Критерии качества исследовательских программ. Исследовательская программа прогрессирует тогда, когда ее теоретический рост опережает ее эмпирический рост, и соответственно она регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпирического роста. Чем больше теоретических предсказаний подтверждают эмпирические, тем больше прогрессирует исследовательская программа. Суть концепции Лакатоса: - жесткое ядро составляют теоретические положения, которые условно понимаются в качестве неопровержимых, т.е. которые нельзя подвергать фальсификации. Лакатос приходит к выводу: принцип фальсификации (никакое количество фактов не может подтвердить ту или иную теорию, любая теория должна создаваться как в принципе фальсифицированная теория, ученый должен указать на те ситуации, при наступлении которых его теории следует считать фальсифицированными или неверными) не срабатывает. - защитный пояс исследовательской программы призван сохранить жесткое ядро, защищать его от опровержения при помощи позитивной эвристики. - позитивная эвристика (совокупность правил, рекомендующая предпочтительные пути и методы исследования, а также способы решения возникающих проблем). - негативная эвристика (совокупность методологических правил, указывающая каких путей и методов исследования следует избегать). У любой теории есть конкуренты в виде альтернативных программ. П. Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Наука не является привилегированным способом познания действительности. Он обращал внимание на проблему преемственности научного знания. Фундаментальные теории науки между собой непреемственны. Не считать преемственными по двум причинам: - каждая фундаментальная теория оперирует собственным терминологическим словарем; - один и тот же термин, употребляющийся в разных теориях, имеет разное значение, в любом тексте значение каждого слова определяется значением других слов. История науки по Фейербенду это не история логической системы знаний, и даже не история развития методологии или смены парадигм, а история творчества отдельных ученых. Т(S)®D T1(S1) Теория Т1 считается более качественной чем Т, если каждому суждению S соответствует суждение S1, но не наоборот. Теория Т1 более качественна чем Т, если Т1 подтверждается тем же самым свидетельством, которое опровергает Т. Чем больше таких свидетельств, тем предпочтительней теория Т1. Фейерабенд ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие - социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие. Синергетический подход сегодня становится все более перспективным и распространенным, во-первых, потому, что идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем; во-вторых, она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания; в-третьих, такой подход свободен от малообоснованного метода "проб и ошибок" в качестве средства решения научных проблем. В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития. Кумулятивизм (от лат. cumula - увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции. Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности. Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии. В историческом развитии науки начиная с XVII столетия возникли три типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки, сменявшие друг друга в рамках развития техногенной цивилизации: классическая наука; неклассическая наука; постнеклассическая наука. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Неклассическая научная рациональность "берется" учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Уже не исключение всех помех, сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.012 с.) |