Марксистская концепция общественного развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистская концепция общественного развития.



Подобно Гегелю, марксисты рассматривают мировую историю как единый закономерный процесс, а исторический материализм призван изучать наиболее общие законы развития человеческого общества.

Исторический материализм означает такой подход в познании общественных явлений, когда они изучаются в первую очередь с позиции философского материализма, когда точкой отсчета при анализе общественных изменений выступают материализованные, главным образом, экономические преобразования, а затем и все остальные. Предметом исторического материализма выступают всеобщие законы и движущие силы общества, рассматриваемые через призму их целостности, противоречивости и взаимозависимости.

Важнейшее значение в понимании общественных явлений в историческом материализме принадлежит категориям общественное бытие и общественное сознание. Под общественным бытием подразумевается материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. Общественное бытие предшествует всякой другой форме деятельности людей и не зависит от индивидуального и общественного сознания людей. Общественное сознание – это духовная деятельность людей, рассматриваемая как единое целое, включающее в себя различные уровни и формы сознания, оно зависит от состояния и уровня развития общественного бытия. Но одновременно общественное сознание обладает определенной степенью относительной самостоятельности, в развитии которого существует определенная преемственность. Благодаря этому общественное сознание оказывает влияние на общественное бытие.

Важнейшее место в марксистском учении об обществе принадлежит такому формообразующему понятию, как общественно-экономическая формация.

Вся история человечества представляет собой совокупность различных общественно-экономических формаций, при этом каждая из них экономически и культурно связана с предыдущей и создает необходимые предпосылки для последующей. Исторический материализм рассматривает общественно-экономическую формацию как определенный тип общества, цельную социальную систему, функционирующую и развивающуюся по своим специфическим законам на основе данного способа производства.

Поступательное развитие человеческой цивилизации, согласно марксизму, осуществляется благодаря смене общественно-экономических формаций. Преемственность истории определяется производительными силами, которые постоянно совершенствуются и развиваются. Что же касается производственных отношений, то для них характерна прерывность. Выполнившие и исчерпавшие свой ресурс производственные отношения отмирают или же ликвидируются, а на их месте возникают более совершенные и эффективные производственные отношения.

При анализе общественно-экономической формации марксизм использует также понятия базис и надстройка. Эти понятия соотносительные и тесно взаимосвязаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Надстройка – это совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. Хотя надстройка является производной от базиса и вполне оправданной является фраза: “каков базис, такова и надстройка”, тем не менее она обладает определенной степенью самостоятельности и, в свою очередь, может оказывать влияние на базис, причем как в плане его развития, так и стагнации. Маркс выделяет следующие типы формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, которые должны смениться социалистической формацией, затем – переход к коммунизму. Особняком Маркс выделил восточный тип цивилизации.

Существует элитарная концепция Ф. Ницше: история творится отдельными гениальными личностями.

Г. Риккерт, В. Вильденбанд (неокантианская школа) считают, что неверно перенесение методов естественных наук на культурные науки (и историю в том числе), науки о природе интересуют общие закономерности, а науки о культуре – уникальное, неповторимое, несводимое к общему, единичному образу всеобщего, но она имеет слой бытия, который несводим к всеобщему.

Прямая детерминация событий в естественном времени, в историческом – существует и обратная, и прямая детерминация событий (когда прошлое определяет настоящее и будущее, но и настоящее определяет прошлое, будущее определяет прошлое).


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.002 с.)