Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.



Оглавление

 

1. Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 2

2. Специфика философских проблем. Философская рефлексия. Особенности языка философии. 4

3. Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии. 6

4. Основные функции философии. Соотношение философии и науки, философии и обыденного знания. 7

5. Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. 10

6. Основные течения в философии: материализм, идеализм, рациионализм, иррационализм. 14

7. Категория бытия. Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. 17

8. Категория материи. Современные представления о системной организации материи. 20

9. Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие. 21

10. Темпоральность универсума: время, вечность, мгновенность. Основные концепции времени и пространства. 23

11. Универсум как единство космоса и хаоса. Концепция детерминизма. Понятие системы. Категория закона. 25

12. Специфика бытия духа. Понятие сознания. Проблема идеального. 28

13. Познание и практика. Субъект и объект познания. Агностицизм и скептицизм. 31

14. Чувственное познание, его формы. Рациональное познание, формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании. 34

15. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. 37

16. Научное познание, его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания. 40

17. Формы научного знания. Общие закономерности развития науки. 43

18. Особенности социального познания. Роль социальных интересов в процессе познания. Наука и нравственность. 47

19. Специфика философского рассмотрения человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке. 50

20. Религиозные учения о сотворении человека. Современные концепции антропосоциогенеза. 52

21. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь в процессе антропосоциогенеза. 55

22. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений. 57

23. Проблема свободы. Фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению. 60

24. Свобода и ответственность человека в современном мире. Проблема отчуждения. 62

25. Общество как система. Основные подсистемы общества. Социальная структура. 64

26. Общество как развивающаяся система. Натуралистические, теоцентристские, антропоцентристские и социоцентристские концепции развития общества. 66

27. Общество и личность. Потребности, интересы, цели личности и общества. 69

28. Деятельность как способ существования человека и общества. Единство деятельности и общественных отношений. 71

29. Сознание общественное, групповое и индивидуальное, их единство и различия. Формы общественного сознания. 72

30. Человек и техника. Исторические этапы развития техники. Современная НТР, ее влияние на развитие общества и человека. 74

31. Человек в информационно-техническом мире. Понятие коммуникации. 78

32. Человечество как субъект истории. Периодизация исторического процесса: формации, культуры, цивилизации. 81

33. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы начала, направленности и конца мировой истории. 84

34. Общественный прогресс и его критерии. Понятие регресса. 88

35. Кризис современной цивилизации и пути выхода из него. Учение о ноосфере. 89

36. Культура как предмет философского анализа. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. 92

 

 


Рационализм

Рационализм (лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Рационализм исходит из того, что разум является источником и критерием достоверности знания, в рамках рационализма мышление отрывается от чувственного восприятия.

Исторически первой формой рационализма стала античная натурфилософия. Гносеологически она была основана на той идее, что чувства способны обманывать человека. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.

Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт). Принижение рационализмом роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.

Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Т. о., принципы рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): рационализм у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.

Устойчивость традиций рационализма обеспечивалась не только развитием физико-математического знания, но и попытками перевести социальные идеи с утопического на научно-прогнозируемый уровень. В основании последнего лежало абстрактно-рационалистическое представление о человеке и мировой истории (Гегель). В середине 19 ст. обнаружилась несостоятельность этой тенденции, классический рационализм стал объектом острой критики, у него появилась альтернатива – иррационализм. Однако, полностью рационализм не был отвергнут. Попытки нового его обоснования осуществлялись марксизмом; структурализмом (идея сверхрационализма); доктриной "интегрального рационализма" Башляра.

В философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика классического рационализма с его идеалами могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. Эта критика ведётся как с позиций иррационализма (например, во фрейдизме, который отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в интуитивизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного рационализма, связанного уже не столько с логической проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований и границ рационализма (например, в концепциях М. Вебера, К. Манхейма).

Иррационализм

Иррационализм (неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку.

Иррационализм (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное) – философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, – речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются.

Это направление философии оформилось в трех основных школах: философия жизни, экзистенциализм и философская антропология.

Иррационализм существенно ограничивает возможности разума, делает ставку на бессознательные процессы человеческого «Я». Процессы проявления воли, интуиции, воображения и т. д. не поддаются рациональному познанию и невыразимы в средствах логики.

Начиная с Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и особенно с эпохи Просвещения классическая философия в своих итогах стала отождествлять мир с разумностью как таковой, очищая разум от всего иррационального, отодвигая последнее в сферу запредельного и недействительного. Иррациональные по своей сути тенденции пробивались сквозь глубоко рациональные по форме философские учения, не являя собой, однако, четкого системного оформления и не оказывая существенного влияния на общий пафос эпохи.

Своего рода реакцией на излишнюю рассудочность классической (и особенно немецкой идеалистической) философии представляли собой "философия чувства и веры" Якоби, "философия откровения" позднего Шеллинга, не говоря уже о волюнтаризме Шопенгауэра.

Несмотря на то, что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин "иррационализм", строго говоря, относят все же к тем философским направлениям, которые складываются в конце 19 - начале 20 в. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Более чем когда-либо ранее начинает проявлять себя иррациональность социальной действительности, осознание которой приводит к радикальной внутрифилософской переориентации. Наступает эпоха глубоко иррациональных мироощущений, когда иррациональность общества начинает во многом ассоциироваться и интерпретироваться через аналогичные свойства самой человеческой природы.

Особенно ярко иррационалистическая философия была представлена в это время философией жизни – Дильтей, Шпенглер, Бергсон (а еще раньше – Ницше). Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании и, более того, само иррациональное было четко тематизировано и проблематизировано. Последующее развитие иррационалистических философских течений связано глав. обр. с феноменологией, экзистенциализмом и некоторыми разновидностями неопозитивизма. К концу 1950-х в противовес прежним иррационалистическим мотивам широкое распространение получают тенденции, связанные с рационализацией иррационального и внерационального, т.е. включением в познание того, что ранее полагалось в качестве принципиально непознаваемого. Это движение оказывается связано глав. обр. со структурализмом, занятым по преимуществу исследованием различного рода объективных проявлений социальной обусловленности сознания и человеческого поведения.


 

Бытие.

Древняя философская традиция, идущая из античности, различает бытие и существование. Если в греческой философии «существовать» значило просто иметься в наличии, «присутствовать», то бытие существующего всегда отвечало на вопрос «как?» данного существования, иными словами, бытие есть подлинное качество существующего.

Проникнуть в бытие какого-либо существования, значит, проникнуть в суть, механизм данного существования, показать, каким образом это нечто существует само по себе.

Однако философию волнуют вопросы, связанные не только с бытием некоторого конкретного сущего. Философия ставит также вопрос о бытии существования как такового. Именно здесь перед философией возникает вопрос: «Что значит существовать?» или «Как это существовать?».

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие – небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него. В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein – Вот-Бытие (Хайдеггер) – именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека - «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык – дом бытия».

Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой – существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

Универсум (от латинского «summarerum» - все имеющееся, все существующее) – субъект существования. Это понятие по своему содержанию близко или тождественно содержанию понятия «мир». Правда, многие авторы утверждают, что существует множество миров. В таком случае универсум есть совокупность всех (разнообразных) миров. Так, например, античные атомисты говорили об универсуме как множестве возникающих, пребывающих и разрушающихся миров. Г. В. Лейбниц рассматривал универсум как множество всех возможных миров. Из этого множества реальным является только наш («наилучший из возможных миров») мир, а остальные - только возможны (поскольку их можно логически непротиворечиво помыслить). В некоторых отношениях понятие универсума сближается с понятием Абсолюта (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный), обозначающим основу мира, полноту бытия, творческое первоначало мира, слитность субъекта и объекта.

Существовать, значит, в самом общем виде взаимодействовать с чем-то иным, оказывать влияние на что-то другое. Понятие универсума близко по содержанию также содержанию понятий «природа» (в широчайшем смысле этого слова) и «Вселенная» (применяемого чаще всего в естествознании). Как правило, универсуму приписывается единство, целостность.

Если оперировать характеристиками «конечное» и «бесконечное», то можно ввести в рассмотрение три уровня бытия универсума. Первый из них - это уровень бытия конечного как такового. Второй уровень бытия универсума – это уровень бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным. Наконец, третий уровень – это уровень бытия бесконечного как такового. Эти уровни характеризуются качественно различающимися процессуальностью, темпоральностью и особенностями детерминации. Универсум представляет собой также единство космоса (порядка, организации, закономерности, соразмерности, гармонии) и хаоса (беспорядка, дезорганизации, отсутствия законов, дисгармонии).

Материя

Материя – это объективно (т.е. независимо от нашего сознания) существующая реальность, оказывающая воздействие или могущая оказывать воздействие на наши органы чувств. Иногда в литературе материя отождествляется с физической реальностью, которая, в свою очередь, подразделяется на три уровня (мира) со своими специфическими фундаментальными законами: микромир, макромир, мегамир.

Процессуальность универсума

Универсум состоит из материи и идеального. Идеальное состоит из конкретно идеального (воспоминания, объекты, существующие в некотором субъективном сознании) и абстрактно идеального (математические соотношения, сфера чисел).

Процессуальность универсума – все многообразие различных процессов, движений, изменений, превращений, свойственных как универсуму в целом, так и различным его уровням и фрагментам.

Категория «конечное»

Конечное – философская рассудочная абстракция, которая репрезентирует (представляет) теоретический объект, являющийся простым бесструктурным элементом. Главный атрибут конечности – бесструктурность.

Категория «бесконечное»

Бесконечное – философская рассудочная абстракция, которая представляет теоретический объект, имеющий предельные количественные или качественные характеристики. Существует несколько типов бесконечности:

- «плохая» («дурная» по Гегелю) бесконечность – чисто количественная бесконечность, сводящаяся к непрестанному повторению одного и того же (конвейер);

- потенциальная бесконечность – количественно-качественная бесконечность, представляющая собой незавершаемый процесс взаимопереходов, взаимных превращений друг в друга, разнокачественных систем и процессов;

- актуальная бесконечность (бесконечность как «ставшее»);

- абсолютная бесконечность (бесконечное во всех отношениях или абсолютное отрицание конечного).

Категория «случайность»

Концепция субъективных случайностей. С помощью данной концепции человек характеризует те события и процессы, причин которых он не знает, но надеется узнать. Случайность как внешний фактор.

Если мы изучаем некую изолированную систему, то возможны события, вызванные внешними по отношению к ней причинами, такие события называют случайными. Случайность как пересечение независимых причинно-следственных рядов. Объективная случайность (концепция) – это событие, произошедшее беспричинно.

Гносеологический оптимизм.

Сторонники гносеологического оптимизма утверждают, что не только то, что мир познаваем, но и то, что мир может быть познан человеком в главном, в принципе. Иначе говоря, гносеологический оптимизм отстаивает тезис о том, что человечество за конечный промежуток времени способно в основном завершить познание мира.

Если оперировать понятием абсолютной истины, то суть позиции гносеологического оптимизма можно выразить следующим образом: человек (человечество) может достичь абсолютной ис­тины.

Возможны различные версии гносеологического оптимизма. Может быть, самой интересной из них является гносеология Г. Гегеля (1770-1831). По Гегелю, «все дейст­вительное разумно». Другими словами, действительность представляет собой различ­ные фазы самопознания мирового разума. Причем высшие, заключительные фазы этого процесса (самопознания мирового разума) осуществляются через познавательную дея­тельность человека. Гегель убежден, что этот процесс обязательно и успешно завер­шится. То есть мировой разум (посредством познавательных усилий человека) познает себя полностью и окончательно и, таким образом, будет достигнута абсолютная исти­на.

Своеобразная разновидность гносеологического оптимизма представлена диа­лектическим материализмом. Конечно, ни Ф. Энгельс (1820-1885), ни В.И. Ленин (1870-1924) не утверждали, что человечество когда-либо обретет абсолютную истину в полном смысле этого слова. Однако они были убеждены в том, что развитие познания (научного познания, прежде всего) все более приближает человечество к абсолютной истине, что прогресс человечества – это, в частности, приближение степени истинности накопленного им знания к абсолютной.

Онтологическим основанием этой позиции является отрицание или недо­оценка значимости бесконечности (неисчерпаемости) универсума. Действительно, го­ворить о завершении познания универсума, об открытии всех его фундаментальных за­конов, о достижении абсолютной истины можно только в том случае, если мы отрица­ем его бесконечность.

Агностицизм.

Второй вариант ответа на основной вопрос гносеологии («познаваем ли мир?») характеризуется понятием «агностицизм». Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию) – позиция, согласно которой мир в том или ином отношении и смысле непознаваем.

На первый взгляд, позиция агностицизма представляется абсурдной. Действительно, как можно отрицать познаваемость мира, если мы о нем (о различных его фрагментах и сторонах) постоянно что-то узнаем, если науки каждый день приносят нам все новые знания о природе, человеке, обществе? Однако агностицизм не столь примитивен и абсурден, каким он представляется поверхностному взгляду. Поскольку такое утверждение покоится на некотором знании о мире: чтобы утверждать непознаваемость мира мы должны знать о мире, что он непознаваем. Поэтому в истории философии мы встречаемся с философскими построениями, содержащими лишь элементы агностицизма.

Так, например, И. Кант отрицал познаваемость «вещей самих по себе». Человек, по Канту, может познавать и познает лишь «вещи для нас» (явления). Другой важный момент, который мы должны учитывать, когда говорим об агностицизме, заключается в том, что сама сложность и противоречивость процесса познания человеком мира и самого себя порождает агностические тенденции. Агностицизм естественно возникает из невероятной сложности и противоречивости реального познавательного процесса. Поэтому в защиту агностических убеждений можно привести достаточно сильные и убедительные аргументы. Так, сторонник агностической позиции может указывать не историческую изменчивость наших зна­ний, в частности – на историческую изменчивость научных знаний (вчера истинной считалась одна теория, сегодня на статус истинной претендует другая научная теория, а завтра ее сменит третья; где же истина?).

Все наши знания условны и относительны, ос­новываясь на исторической изменчивости знаний, утверждают релятивисты. Знания изменчивы, условны, относительны потому что, во-первых, изменчивы сами познаваемые объекты, во-вторых, изменчивы познающие субъекты, в-третьих, изменчивы отношения между объектами и субъектами познания. Другой аргумент, к которому часто обращаются сторонники агностических убеждений, - это указание на бесконечность, неисчерпае­мость универсума. При этом можно рассуждать, например, так. Познанное человеком (человечеством) всегда конечно (охватывает только конечную часть бесконечности мира). Непознанное – всегда бесконечно. Поэтому человеку (человечеству) всегда из­вестна лишь малая часть мира, то есть для человека (человечества) почти все является неизвестным. Наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен, что здесь есть над чем поразмыслить, что оно заслуживает специального философского продумывания.

3. Скептицизм.

Скептицизм (от греческого слова skeptikos – рассматривающий, исследующий) – философская позиция, которую часто отождествляют с агностицизмом. Однако такое отождествление неправомерно. Сами скептики противопоставляли свою позицию как тем философам, которые считали, что они уже нашли истину, так и тем, которые вообще отрицали достижимость истины. Скептики утверждали, что они ищут истину. Они подвергают сомнению всякое уже полученное человеком знание. Они считают, что человек еще не обрел истины, но они не отрицают в принципе ее достижимости.

Основоположником скептицизма обычно считают древ­негреческого философа Пиррона (4 в. - начало 3 в. до н.э.). Систематизировал учение скептиков другой древнегреческий мыслитель, Секст Эмпирик (вторая половина 2 в. – начало 3 в.). Скептики призывали к воздержанию от суждений. Согласно Сексту Эмпи­рику, не следует ничего отрицать и ничего утверждать (состояние «эпохэ»). Нет сомнения в том, что скептики обнаружили реальное противоречие познавательного процесса. Они показали, что рассудок, стремящийся избежать про­тиворечий, неизбежно к ним приходит.

Элемент скепсиса, критическое отношение к принятым сообществом авторитетам, к наличной действительности являются необхо­димыми для преодоления догматизма и застойных явлений в любых сферах общест­венной жизни.

Гносеологический реализм.

Суть ответа на вопрос о познаваемости мира состоит в том, что, с одной стороны, гносеологический реа­лизм утверждает познаваемость мира (и в этом отношении он находится в согласии с гносеологическим оптимизмом), но, с другой стороны, он считает, что процесс позна­ния мира никогда не может быть завершен, что Абсолютная истина, как гносеологиче­ский идеал, как полное и исчерпывающие знание о мире, никогда не будет достигнута.

Сторонники гносеологического реа­лизма настаивают на том, что на каждом этапе своего развития человечество распола­гает знанием, которое может быть охарактеризовано лишь как относительно истинное. Это означает в частности, что в этом знании всегда есть элементы неточности, заблуж­дения, что это знание всегда неполно. В то же время, в нем (в знании, которым распо­лагает человечество) наряду с элементами неточности, заблуждения всегда присутст­вуют элементы надежно установленные и фундаментально проверенные (их иногда на­зывают «вечными истинами»). Сторонники гносеологического реализма исходят также из принципа конкретности истины. В соответст­вии с этим принципом, об истинности той или иной системы знания (или даже отдель­ного суждения) мы можем говорить лишь в том случае, если определен «контекст», в рамках которого используется это знание. Вне определенного «контекста» говорить об истинности или неистинности какого-либо элемента знания бессмысленно.

Гносеологический реализм утверждает также, что истинное знание не есть некое раз и навсегда данное, готовое знание. Истина есть процесс накопления многообразно подтвержденного знания.


 

Критерии истины

Признавая знание истинным, необходимо указать критерии, по которым истину можно отличить от заблуждения. Среди критериев истинности знания назывались всеобщность и необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

 

Рационалистическая традиция главными признаками истины считала всеобщность и необходимость знания. Истинное знание относится не к отдельным предметам, а к классам предметов. Свойства предметов, зафиксированные в истинном знании, проявляются с необходимостью при определенных условиях. Справедливо утверждая, что всякое рассуждение начинается с определенных предпосылок аксиоматического характера, рационалисты в качестве критерия истинности этих предпосылок рассматривали очевидность. Истинным признавалось то, в чем невозможно усомниться, что кажется истинным с очевидностью. Очевидное постигается, по мнению рационалистов, путем интеллектуальной интуиции, эта позиция встречается, в частности, у Р. Декарта.

Развитие рационалистической тенденции выразилось в поиске внутренних критериев истичнности знания (логическая непротиворечивость, самосогласованность знания.

Сенсуалистическая традиция в качестве критерия истины называет ощущения. При этом, в отличие от материалистическою, идеалистический сенсуализм на основании соответствия знания (понятия) ощущениям не делает вывода о соответствии знания действительности. В эмпирической традиции роль критерия истины выполняет опыт. Само понятие опыта не сводится к ощущениям. В опыт помимо ощущении могут включаться все внутренние переживания и состояния сознания, а также внешний опыт, например прагматический опыт субъекта или научное наблюдение и эксперимент.

Заметную роль и развитии проблематики критериев истины сыграл диалектический материализм, поставивший на место основного критерия практику. Понимая практику как общественную, материально-преобразующую деятельность людей, диалектический материализм не сводит ее к опыту отдельного человека. Общественный характер практики выражается в том, что даже в тех случаях, когда речь идет о деятельности отдельного человека, он рассматривается как носитель определенного типа социальных отношений. Отличительными чертами практики являются целенаправленность, предметно-чувственный характер (практика прямо или косвенно снизана с чувственно воспринимаемыми предметами), преобразовательный характер (активное вмешательство в природную или социальную среду). Исходя из этого, не всякая деятельность рассматривается как практика, а только та, которая отвечает указанным признакам.

В соответствии с этим к формам практики относятся общественное производство, социально-политическая и научно экспериментаторская деятельность, формы материально-преобразующей деятельности на уровне бытовых отношений. На том же основании деятельность в области идеологии, образовании, художественного творчества не рассматривается в качестве видов практики.

В конечном счете на основании практики формируются и заблуждения. В гносеологии диалектического материализма практика помимо функции критерия истины играет роль исходного пункта, движущей силы и основной цели познания.

 

 


 

Философия истории Гегеля.

Гегель выдвинул и обосновал, правда, с позиций объективного идеализма, принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, тем не менее, в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества.

Гегель полагал, что всемирный исторический процесс представляет собой единое грандиозное действие, разворачивающееся по законам разума. Согласно Гегелю, только поверхностному взгляду история представляется совокупностью случайных событий, действий, осуществляемых отдельными людьми или группами в своих интересах, более глубокий взгляд способен увидеть за игрой частных интересов действие всеобщего разума («абсолютного духа»), осуществляющего свою цель и использующего деятельность людей лишь как средство для достижения этой цели. Индивидуальная человеческая жизнь, ее смысл, стремления и ценности вторичны по сравнению с целями абсолютного духа.

История человечества, являясь воплощением мирового духа, развивается во времени. Причем на каждом этапе своего развития она реализует определенную цель. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух. Индивидуальная свобода человека оказывается свободой в рамках всеобщей необходимости, смысл истории по Гегелю есть прогресс в сознании свободы. Свобода – осознанная необходимость.

Философия истории Гегеля.

Гегель выдвинул и обосновал, правда, с позиций объективного идеализма, принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, тем не менее, в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества.

Гегель полагал, что всемирный исторический процесс представляет собой единое грандиозное действие, разворачивающееся по законам разума. Согласно Гегелю, только поверхностному взгляду история представляется совокупностью случайных событий, действий, осуществляемых отдельными людьми или группами в своих интересах, более глубокий взгляд способен увидеть за игрой частных интересов действие всеобщего разума («абсолютного духа»), осуществляющего свою цель и использующего деятельность людей лишь как средство для достижения этой цели. Индивидуальная человеческая жизнь, ее смысл, стремления и ценности вторичны по сравнению с целями абсолютного духа.

История человечества, являясь воплощением мирового духа, развивается во времени. Причем на каждом этапе своего развития она реализует определенную цель. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух. Индивидуальная свобода человека оказывается свободой в рамках всеобщей необходимости, смысл истории по Гегелю есть прогресс в сознании свободы. Свобода – осознанная необходимость.

Оглавление

 

1. Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 2

2. Специфика философских проблем. Философская рефлексия. Особенности языка философии. 4

3. Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии. 6

4. Основные функции философии. Соотношение философии и науки, философии и обыденного знания. 7

5. Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. 10

6. Основные течения в философии: материализм, идеализм, рациионализм, иррационализм. 14

7. Категория бытия. Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. 17

8. Категория материи. Современные представления о системной организации материи. 20

9. Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие. 21

10. Темпоральность универсума: время, вечность, мгновенность. Основные концепции времени и пространства. 23

11. Универсум как единство космоса и хаоса. Концепция детерминизма. Понятие системы. Категория закона. 25

12. Специфика бытия духа. Понятие сознания. Проблема идеального. 28

13. Познание и практика. Субъект и объект познания. Агностицизм и скептицизм. 31

14. Чувственное познание, его формы. Рациональное познание, формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании. 34

15. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. 37

16. Научное познание, его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания. 40

17. Формы научного знания. Общие закономерности развития науки. 43

18. Особенности социального познания. Роль социальных интересов в процессе познания. Наука и нравственность. 47

19. Специфика философского рассмотрения человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке. 50

20. Религиозные учения о сотворении человека. Современные концепции антропосоциогенеза. 52

21. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь в процессе антропосоциогенеза. 55

22. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений. 57

23. Проблема свободы. Фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению. 60

24. Свобода и ответственность человека в современном мире. Проблема отчуждения. 62

25. Общество как система. Основные подсистемы общества. Социальная структура. 64

26. Общество как развивающаяся система. Натуралистические, теоцентристские, антропоцентристские и социоцентристские концепции развития общества. 66

27. Общество и личность. Потребности, интересы, цели личности и общества. 69

28. Деятельность как способ существования человека и общества. Единство деятельности и общественных отношений. 71

29. Сознание общественное, групповое и индивидуальное, их единство и различия. Формы общественного сознания. 72

30. Человек и техника. Исторические этапы развития техники. Современная НТР, ее влияние на развитие общества и человека. 74

31. Человек в информационно-техническом мире. Понятие коммуникации. 78

32. Человечество как субъект истории. Периодизация исторического процесса: формации, культуры, цивилизации. 81

33. Единство и многообразие мировой истории. Проблемы начала, направленности и конца мировой истории. 84

34. Общественный прогресс и его критерии. Понятие регресса. 88



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.131.213 (0.106 с.)