Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии
Содержание книги
- Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
- Специфика философских проблем. Философская рефлексия. Особенности языка философии.
- Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии
- Основные функции философии. Соотношение философии и науки, философии и обыденного знания.
- Вопрос о соотношении философии и науки является дискуссионным.
- Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.
- Теперь перейдем к рассмотрению материализма.
- Категория бытия. Основные формы бытия. Категория субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.
- Категория материи. Современные представления о системной организации материи.
- Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие.
- Темпоральность универсума: время, вечность, мгновенность. Основные концепции времени и пространства.
- Универсум как единство космоса и хаоса. Концепция детерминизма. Понятие системы. Категория закона.
- Специфика бытия духа. Понятие сознания. Проблема идеального
- Познание и практика. Субъект и объект познания. Агностицизм и скептицизм.
- Чувственное познание, его формы. Рациональное познание, формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании.
- Прагматистская концепция истины.
- Научное познание, его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания.
- Формы научного знания. Общие закономерности развития науки.
- Первой такой концепцией стала концепция роста знания К. Поппера.
- Особенности социального познания. Роль социальных интересов в процессе познания. Наука и нравственность.
- Специфика философского рассмотрения человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке.
- Религиозные учения о сотворении человека. Современные концепции антропосоциогенеза.
- Трудовая теория происхождения человека
- Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь в процессе антропосоциогенеза.
- Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений.
- Проблема свободы. Фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению.
- Свобода и ответственность человека в современном мире. Проблема отчуждения.
- Общество как система. Основные подсистемы общества. Социальная структура.
- Общество как развивающаяся система. Натуралистические, теоцентристские, антропоцентристские и социоцентристские концепции развития общества.
- Общество и личность. Потребности, интересы, цели личности и общества.
- Деятельность как способ существования человека и общества. Единство деятельности и общественных отношений.
- Сознание общественное, групповое и индивидуальное, их единство и различия. Формы общественного сознания.
- Человек и техника. Исторические этапы развития техники. Современная нтр, ее влияние На развитие общества и человека.
- Человек в информационно-техническом мире. Понятие коммуникации.
- Человечество как субъект истории. Периодизация исторического процесса: формации, культуры, цивилизации
- Марксистская концепция общественного развития.
- Единство и многообразие мировой истории. Проблемы начала, направленности и конца мировой истории.
- Общественный прогресс и его критерии. Понятие регресса.
- Кризис современной цивилизации и пути выхода из него. Учение о ноосфере.
- Культура как предмет философского анализа. Запад, восток, Россия в диалоге культур.
Похожие статьи вашей тематики
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др. греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем. Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.
Почему и когда возникает философия? Видимо тогда, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, неподдающиеся разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, расширение контактов с другими народами, знакомство с другими верованиями. Появившиеся философы говорили теперь своим ученикам: не принимай все на веру, думай сам.
Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия. Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности.
Повседневная практическая деятельность, расширение и углубление познаний окружающего мира обусловливали появление знаний, которые не согласовывались с религиозными представлениями.
Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой – пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.
Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)
1. Возможности человека:
- выделение умственного труда;
- появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);
- возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
- постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;
И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;
2. Потребности человека:
- интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.
В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование.
Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит).
|