Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное познание, его специфика и общая структура. Средства и методы научного познания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только "чистое знание". Социальные функции науки Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Таким образом, основные стороны бытия науки - это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых, результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование); в-третьих - социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; нравственность науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых, особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры. Критерии научности следующие: 1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Это основной признак науки, основная ее особенность. 2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания. Предвидение будущего - это, во-первых, такая категория, которая объединяет любые способы получения и использования информации о будущем, в отличие от прошлого и настоящего. Во-вторых, под будущим понимается главным образом то, что должно еще произойти, появиться, а не только то, что уже реально существует, но еще не открыто, не стало известным. Любое научное предвидение, каким бы точным оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми превращается в утопию, в пустую беспочвенную фантазию. В науке очень важно знать также и то, чего принципиально быть (появиться в будущем) никогда, ни при каких условиях, не может. По мере развития практики и самого познания предвидение становится все более точным и достоверным, одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие - находят свою реализацию, предвидение в целом развивается, конкретизируется, наполняется новым, более глубоким содержанием. 3) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. 4) Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний (суммативное целое), не объединенных в систему, еще не образует науки. Особая организация, особая системность знания; упорядоченность по осознанным принципам. 5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости. 6) Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный показатель (критерий) научности. В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним - кроме названных – такие, как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими. Понятие "философские основания науки" выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (орудием) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их "набор" сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется. Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением. С середины XX в. активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объединить все дисциплины, изучающие науку, в комплексное, системное, всестороннее исследование - философию науки. Предметом науки является не только внешний мир, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, и общественные. Общественные, изучают различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального. Естественно-технические, изучают законы природы и способы ее освоения и преобразования. Научное знание – это целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру, представленную в различных ее срезах. С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного знания, последнее включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве: а) Субъект науки – ключевой ее элемент: это отдельный исследователь, научный коллектив, научное сообщество, в конечном счете – общество в целом. Научная деятельность требует специфической подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает накопленные знания, сложившиеся средства и методы их изучения, учится грамотно ими оперировать и делает их своим достоянием. б) Объект науки – то есть то, что именно изучает данная наука. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо. в) Система методов и приемов, характерных для данной науки и обусловленных своеобразием ее предмета. г) Язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.). Научное знание как система включает в себя 2 основных уровня (метода): эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику. Эмпирическое познание абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления. Единственным источником познания считается чувственное познание, и хотя рациональный момент здесь присутствует, он имеет подчиненное значение. Наблюдение, сбор фактов, их описание, измерение, сравнение, первичное обобщение и классификация – это характерные приемы эмпирического познания. Поэтому исследуемый момент отражается преимущественно со стороны своих внешних проявлений, доступных только живому созерцанию. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием различных форм мышления, чувственное же познание занимает подчиненное положение. Теоретическое познание постигает сущность изучаемых явлений при помощи рациональной обработки эмпирических данных. Такая обработка осуществляется с помощью мышления, то есть способов отражения окружающей действительности, к которым относят понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и др. Понятие – это форма мышления, отражающая общие признаки изучаемых предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях. В отличие от понятий, в суждениях выражаются любые признаки изучаемых предметов, а не только существенные и общие. Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений выводится новое знание. Классический пример умозаключения: 1) Все люди смертны; 2) Сократ – человек; 3) Следовательно, Сократ смертен. Гипотеза – это форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда научных фактов и требующее доказательства. Научная теория – это наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное представление об определенной области действительности. Однако при всем своем различии эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание для их объяснения. С другой стороны, теоретическое познания, развивая и конкретизируя научное знание, открывает новые горизонты для эмпирического познания, направляя его для поиска фактов, подтверждающих правильность сделанных теоретических выводов. Методология – это учение о методах познания и преобразование действительности. Метод – это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Например: в производстве – система приемов изготовления изделия; в науке – способы исследования и изложения материала. Метод конкретизируется в методике. Методика – это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Общие философские методы – универсальны, к ним относятся категории, наблюдение и эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Еще древние утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение есть установление различия и сходства предметов. Сравнение лишь тогда играет важную роль в практической деятельности и научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные вещи. Процесс познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого предмета. Для изучения частностей мы должны расчленить предмет. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Когда частности изучены, наступает “обратная” стадия познания – синтез – мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. В каждый момент времени мы осознаем лишь что-нибудь одно. Но и оно имеет множество свойств, связей. И мы можем познавать это “одно” только в преемственном порядке: концентрируя внимание на одних свойствах и связях и отвлекаясь от других. Абстрагирование – это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами. При абстрагировании выделяется какое-либо одно свойство объекта из целого набора свойств. Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире. Идеализация – определения предела того или иного свойства (абсолют). Пример: понятие “точка”. Введение в процесс исследования идеализированных объектов дает возможность осуществлять построение абстрактных схем реальных процессов. Задачей всякого познания является обобщение – процесс мыслительного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Данный переход есть процесс ограничения. Переход от чувственного уровня познания к логическому производится посредствам операций абстрагирования, обобщения, идеализация. Аналогия. В природе самого понимания фактов лежит аналогия, связывающая нити неизвестного с известным. Аналогия – это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Моделирование – это практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет познания. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.221 (0.014 с.) |