Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовая теория происхождения человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В работах Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876) и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» рассматриваются социальные закономерности возникновения человека и человеческого общества. Автор доказывал, что в процессе эволюции создается предпосылка перехода человекообразной обезьяны к труду (прямохождение, высвобождение передних конечностей, высокое развитие психических свойств личности). С началом процесса изготовления орудий связывается и возникновение охоты, собирательства, расширение знаний о природе и окружающем мире. Развитие речи и мышления осуществляется по мере развития социальных форм общественной жизни. Постепенно общество заставляет природу служить человеку. Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивался и сам. Благодаря труду изменяется физиология древних людей, развиваются мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека, давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело к использованию огня и приручению животных. Таким образом, через осмысленную трудовую деятельность, через необходимость добывать пищу, совершенствовать и обустраивать среду своего обитания человек эволюционировал как социальный феномен. Позже всех сформировалась уфологическая модель антропосоциогенеза. Ее сторонники полагают, что человек был принесен на Землю из космоса (homo cosmicus). Однако бесспорным является тот факт, что данная теория не дает конкретного ответа на вопрос о происхождении человека. Так дарвиновская концепция АНТРОПОГЕНЕЗА дополнилась марксистской теорией СОЦИОГЕНЕЗА и в философии появилось понятие АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА. Социобиологическая модель антропосоциогенеза выстраивается из концептуальных положений, во многом противоположных установкам трудовой модели антропогенеза. Ряд ученых (в частности, Э.О. Уилсон, Ф. Аяла, Г. Флор) – представители достаточно молодой науки социобиологии – выдвинули несколько гипотез, позволяющих по-новому взглянуть на проблему происхождения человека и Человеческого общества. Основываясь на данных современной биологии и философской антропологии, социобиологи утверждают: 1) человек – это животное, которое преимущественно руководствуется в своем поведении, деятельности и общении врожденными инстинктами; 2) биологическое и социальное в человеке сопоставлены не органично, вследствие чего разум человека чаще оказывается источником его заблуждений, а не действенным инструментом познания; 3) зачатки социальной организации следует искать уже в животном мире, в принципах общежития (например, альтруизм) таких представителей фауны, как муравьи, пчелы, мыши, волки, обезьяны, дельфины и др. Само наличие таких принципов прямо свидетельствует о рациональности поведения представителей этих видов. Человек, таким образом, - это высшее животное, неадекватно оценивающее свои истинные способности и возможности и ищущее рационального оправдания своим инстинктивным влечениям и поведенческим реакциям. Социально-психологическая модель развивается в недрах современной психологической школы. Ее виднейшими разработчиками являются Зигмунд Фрейд (1856-1939), Альфред Адлер (1870-1937), Карл Густав Юнг (1875-1961) и Эрих Фромм (1900-1980). Наиболее четко она раскрыта в творчестве З.Фрейда, который указывал на существенное значение регулирования семейно-брачных отношений в процессе антропосоциогенеза. Согласно социально-психологической модели, человек и человеческое сообщество органично сочетают в своей природе биологическое и социальное. Как биологическое существо человек руководствуется в своем поведении инстинктами, как социальное - ограничивает свой «животный произвол» установлением разнообразных социальных норм. В межличностном взаимодействии особенно явно прослеживается влияние и того и другого человеческого начала, что отражается в структуре психологических комплексов «неполноценности» (3. Фрейд), «полноценности» (А. Адлер), в особенностях «архе типического бессознательного» (К. Юнг) и в так называемом «бегстве от свободы» (Э. Фромм). Согласно общенаучным выводам социально-психологической теории антропосоциогенеза, животное стадо гоминидов было основано на эндогамии – на близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии – установлению брачных отношений с членами других общин. Следствием этого перехода стало формирование самой простой из форм человеческого сообщества – первобытной родоплеменной общины. Контролируя половое влечение, первобытные люди создают систему табу, - иначе говоря, систему запретов на кровосмешение и на убийство внутри общины, нарушение которых влекло к серьезному наказанию -остракизму, т.е. изгнанию нарушителя и прекращению любых социальных контактов с ним. Принятие социально-нравственных запретов, таким образом, в качестве норм первобытной культуры и развитие системы представлений о принципах общежития прямо послужили, исходя из социально-психологической модели, основой дальнейшего развития человека и человеческого сообщества. Тендерная теория анализирует феномен изначального распределения ролей между полами. Полагается, что мужчины устанавливают монополию на контроль над социальным равновесием и порядком в качестве искусственного противовеса женской монополии на воспроизводство. Хотя спорным остается вопрос о феномене матриархата. Теоретики феминизма (ведущего направления тендерной социологии) утверждают, что социальная организация возникает в момент договора мужчин о распределении женщин. Согласно иным концепциям, полагается, что как таковое установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с тем и иные отношения между членами общины. Критическая – опирае тся на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы. Социум в форме элементарной социальной группы формируется вокруг некоего перволидера, т.е. центрируется в отношении личности, обладающей уникальными личными качествами, такими, как ум, сила, изобретательность и др. Лидеры формируют и поддерживают доступными властными средствами определенную систему социальных правил, сохраняющих данное неравенство. Эти правила ложатся в основание социальной организации, а сами лидеры формируют собой первые элиты. Семантическая - строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с необходимостью координации усилий, разделения и комбинирования социальных функций индивидов. С ростом общества возрастает и необходимость предварительного согласования и непосредственной коррекции социальных действий, что становится возможным только с появлением языка. Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, человечество вовлекается в процесс коэволюции (совместного развития) с природой. Социальная деятельность как таковая понимается в качестве «семантичной», т.е. связана с процедурами выявления, интерпретации и операционализации смыслов и значений языковых актов и социальных действий индивидов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.117 (0.007 с.) |