ТОП 10:

Конспирология и традиционализм



Теперь мы сделаем небольшое отступление и затронем несколько иную, но, тем не менее, непосредственно сопряжённую с конспирологией сферу. Мы имеем в виду то, что сегодня с определённой степенью условности называют "традиционалистская мысль" ("la pensee traditionnelle"). Речь идёт об особом направлении, которое представляет собой беспощадную критику современного мира, но в отличие от подавляющего большинства критиков современной цивилизации традиционалисты основываются на ценностях не "гуманистических" и "прогрессивных", но на ценностях Интегральной Традиции, понимаемой как "тотальный феномен", подчиняющий себе все аспекты общественной, политической и культурной жизни. Наиболее выдающимся представителем и, возможно, даже основоположником такого подхода был французский эзотерик Рене Генон, сформулировавший базовые принципы "традиционалистского" подхода. Ретроспективно, уже после Генона, к предтечам традиционализма были причислены такие знаменитые "теократические консерваторы" Запада, как Доносо Кортес и Жозеф де Мэстр, а также некоторые писатели "оккультистского" направления (и в первую очередь, Сэнт-Ив д'Альвейдр). Но всё же именно Генон и мыслители, на которых он оказал решающее влияние, стали "традиционалистами" в полном смысле этого термина.

Конспирологические мотивы, безусловно, не являлись и не являются центральными для традиционалистов, но они в то же время всегда проявляли к ним огромный интерес (о чём свидетельствует, помимо всего прочего, тот факт, что сам Генон сотрудничал некоторое время с таким знаменитым конспирологом и анти-масоном, как Абель Кларен де ла Рив, и даже писал в его журнале "Анти-масонская Франция" под псевдонимом "Сфинкс"). Но дело даже не в том, что конспирология в какой-то мере занимала традиционалистское сознание; для нас гораздо важнее, что именно традиционалисты сформулировали впервые и с предельной ясностью интеллектуальную и историческую парадигму того феномена, который у обычных конспирологов именуется, как правило, "заговором". Традиционалисты, полностью признавая непререкаемый авторитет сакральной и религиозной Традиции и доводя до последних границ применение традиционных учений ко всей сфере цивилизационных и исторических феноменов, были (по меньшей мере, теоретически) свободны от предрассудков "гуманистического" и "позитивистского" сознания, которые, собственно, и лежали в основе ментального комплекса конспирологов. Поэтому традиционализм смог свободно осветить и высказать то, к чему лишь "полу-сознательно" стремились сторонники "теории заговора". И в то же время именно традиционалистское понимание этой проблемы смогло вскрыть все погрешности, натяжки и недоразумения, свойственные чисто конспирологической методике.

Всё это заставляет нас сжато, и насколько позволяют рамки настоящей работы, воспроизвести в основных чертах логику традиционалистов, рассматривающих и оценивающих конспирологический фактор.

С точки зрения традиционалистов, История является целиком и полностью сакральной, имеющей Нечеловеческий (божественный, ангелический) исток и Нечеловеческую финальную цель. Логика Сакральной Истории предопределена всей метафизической структурой Бытия и подчиняется исключительно закону Высшего Божественного Провидения. Человек играет в такой истории роль сугубо символическую и ритуальную. Он замещает, имитирует в земном мире Небесный Принцип, реализует в этом Бытии Божественный План Провидения. Человек в такой перспективе является сосудом Нечеловеческого, Божественного. (Вспомните знаменитый пассаж из Псалтыри: "Аз рекох: бози есте", т.е. "Я [Бог] сказал: вы — боги"). Но одновременно с этим структура Сакральной Истории подчинена закону Деградации, Инволюции, поскольку сразу после благого в своей эссенции, в своей сути сотворения (проявления) мира, у этого мира есть только один путь развития — удаление от своего Истока, ведь в противном случае возвращение в лоно Творца означало бы прекращение существования мира как чего-то отдельного от Творца, т.е. прекращение мира как такового, его Конец. Итак, мир, остающийся творением (а не Творцом), развивается в сторону Упадка, ухудшения, теряя всё более и более своё сходство с Принципом. Когда цикл мира достигает своего минимума (т.е. максимума деградации), происходит мгновенная Реинтеграция, Возвращение отторженной реальности в лоно Первоистока. Такие пульсирующие циклы (Появление — Постепенный Упадок — Мгновенное Восстановление) составляют основное содержание парадигмы Сакральной Истории в самой общей форме. Человек же в своём мире является одним из элементов всего сакрального комплекса, а значит, и его история, человеческая история — это процесс циклической деградации от райского ангелического статуса Изначального Адама Золотого Века до падших демонизированных "недолюдей" апокалиптического периода, по окончании которого таинственным образом является Новое Сакральное Человечество следующего Золотого Века.

В рамках такой картины роль человеческого фактора в истории приобретает качество двойственности. С одной стороны, люди лишь исполняют планы Провидения, подчиняясь объективной логике цикла, а с другой — и сами являются действующими лицами этой истории, так как на земном уровне именно человек (в сакральном понимании этого термина — т.е. "высший человек", "человек как носитель метафизического сознания") замещает Принцип по отношению к другим существам. Поскольку, с традиционалистской точки зрения, люди сущностно и принципиально не равны друг другу, то и в сфере истории существует иерархия между различными типами человеческих существ. Одни стоят ближе к Воле Провидения, и такие являются активными участниками Истории, другие — дальше от неё, и в этом случае они пассивны в отношении хода истории. В сугубо человеческой перспективе (т.е. вынося за скобки план Провидения), первый тип людей считается и является властвующим, второй — подчиняющимся. Но поскольку сакральная иерархия Традиции основывается на примате Единства над множеством и Качества над количеством, то, естественно, иерархия властвующих должна сужаться по мере приближения к вершине, где находится символический один-единственный Король Мира, Бого-Человек, Медиатор, Великий Посредник между Землёй (людей) и Небом (духа). Эта символическая фигура (Шакраварти индуистской доктрины, сакральный Император китайской традиции, Царь-Мессия иудаизма и т.д.) и является истоком земной власти и центром, предопределяющим земную человеческую историю в соответствии с Законом Провидения. Но это существо уже более не является человеком в полном смысле этого слова. Он есть нечто большее, Он — это Бого-Человек, во-человечившийся Ангел. (См. Р.Генон "Король Мира").

Так как, по мнению традиционалистов и самой Традиции, сегодня мы живём в финальном периоде цикла, в эпоху затемнения и предельного удаления творения от Творца (и в этом утверждении сходятся между собой все сакральные аутентичные религии и традиционные формы — как индуизм, так и ислам, как христианство, так и буддизм, как даосизм, так и самые архаические фетишистские деградировавшие культы), то затемняется и скрывается от людей и сам Сакральный Принцип, а значит, и фигура Короля Мира, высшего исполнителя планов Провидения на земле, и центр Истории также покрывается завесой тайны, исчезает из поля всеобщего внимания, уходит в таинственные и недостижимые регионы. Но удаление Принципа не означает его реальное и полное отсутствие, он продолжает быть вездесущим и центральным, но только особым секретным образом. Тайная деятельность Короля Мира и избранных им сподвижников не прекращается ни на мгновение даже в самые мрачные и профанические эпохи.

С другой стороны, коль скоро в Божественной логике Истории деградация мира метафизически необходима, должны иметься и реализаторы этой необходимости, носители Разрушения. А коль скоро мы имеем дело с человеческим существованием, то носители сил Разрушения должны быть и среди людей. В богословии силы Разрушения и Деградации персонифицируются в фигуре Дьявола, падшего Ангела. Метафизическая же перспектива традиционализма обозначает центр сил Разрушения как "Контр-инициацию", т.е. особый тип традиции, в которой все пропорции искажены, и все акценты переставлены на прямо противоположные. Этот центр Контр-инициации является вторым полюсом истории, источником цивилизационной инволюции. Его возглавляет пародийный, обратный "Король Мира", тот, кого Евангелие называет "Князь Мира Сего". Указательное местоимение "сей", "этот," подчёркивает здесь имитационный характер Контр-инициации, которая воспроизводит в обратной перспективе "снизу", "в сугубо посюстороннем" структуру центра Провиденческой Власти "сверху", имеющей "потусторонний", трансцендентный " характер центра, возглавляемого истинным Королём Мира. И естественно, что Контр-инициация имеет и свою человеческую проекцию, т.е. особый тип людей, который исполняет с достаточной степенью осознанности Волю Рока, подчиняясь силам Разрушения. Такой тип людей, "агентов" "Князя Мира Сего" исламская традиция называет "авлии-эш-шайтан", т.е. дословно, "святые сатаны". Деятельность этого контр-инициатического центра также непременно должна быть скрытой от посторонних взглядов, так как цели и задачи Контр-инициации не могут не ужасать "нейтральных" людей, в которых всегда с необходимостью остаются хотя бы крохи сакрального и религиозного чувства.

Итак, резюмируя традиционалистский взгляд на метафизику истории, можно сказать, что здесь утверждается существование тайного центра человеческой истории, который, более того, состоит из двух противоположных частей — центра Провидения (Король Мира) и центра Контр-инициации (Князь мира сего). Безусловно, сама Деградация мира входит в планы божественного Провидения и служит для некоторой высшей трансцендентной цели (а значит, в конечном итоге, и сам Князь мира сего является лишь инструментом истинного и единственно всемогущего Короля Мира!), но всё же в процессе Истории два полюса тайной власти разделены между собой бездной и лежат по обе стороны от человечества, являя собой его исторические и духовные пределы — предел Возвышения и Святости и предел Падения и Греха. И между этими двумя полюсами тайной власти в течение всего хода Истории ведётся непримиримая борьба , являющаяся последним и наиболее глубоким содержанием глобального цикла человечества. (См. Р.Генон "Царство количества и знаки времени", Ю.Эвола "Революция против современного мира" и т.д.)

Традиционалистская перспектива, таким образом, даёт нам наиболее полную и комплексную картину сакральной подоплёки конспирологии. Но самое важное, на наш взгляд, заключается в том, что обычная конспирологическая оптика не позволяет сделать чёткое различие между тайным центром Провидения и центром Контринициации, а значит, возможность спутать Короля Мира с Князем мира сего (а также избранных ими в качестве своих служителей и наделённых особой исторической миссией сподвижников, "агентов") всегда присутствует в ходе конспирологических поисков, что делает всю эту область предельно опасной для не достаточно компетентных исследователей и отчасти объясняет тот тревожный привкус, которым отличается вся конспирология в целом, а также частые необъяснимо трагичные судьбы самих конспирологов. Не будучи в состоянии разделить внутри таинственного центра "заговора" две противоборствующие силы, конспирологи соединяют воедино нечто столь же далёкое друг от друга, как вода и огонь, как рай и ад, и поэтому их интуиция обречена на то, чтобы всегда оставаться лишь тревожным "подозрением", в котором высшая истина накрепко соединена с чудовищной ложью.

Конспирологические вариации

Прежде чем приступить к общему концептуальному обзору конкретных конспирологических моделей, мы назовём наиболее часто встречающиеся варианты. Наше схематическое представление не претендует на исчерпывающую классификацию, но для удобства репрезентации мы выделили несколько основных типов "теории заговора".

1 — "Масонский заговор". Эта тема наиболее характерна для контр-революционеров религиозной ориентации, католиков-интегристов, православных консерваторов и фундаменталистов. В разоблачении масонского заговора традиционно преобладают теологические мотивировки.

2 — "Еврейский заговор". Этот "знаменитый" конспирологический концепт имеет две основные версии — теологическую (и в данном случае критике подвергается религиозные аспекты иудейства) и расистскую (здесь речь идёт о национальной специфике евреев и их расовой миссии).

3 — "Заговор банкиров". И шире, "экономический заговор". 3десь конспирология соприкасается с политологией, экономизмом и социологией. Некоторые аспекты такого конспирологического варианта фактически совпадают с политическими доктринами марксизма.

4 — "Заговор неимущих" или "большевицкий заговор". Эта концепция, в свою очередь, соответствует клише европейского массового сознания.

5 — "Мондиалистский заговор" — новейшая форма конспирологии, разоблачающая планы "тайного мирового правительства" в последние десятилетия. Особенностью этого варианта конспирологии является то, что основным объектом исследования становятся Соединённые Штаты Америки как особый геополитический центр со своей специфической и весьма подозрительной в ряде аспектов культурной и футурологической концепцией.

6 — "Заговор сект". В качестве новой версии этой довольно старой конспирологической темы можно особенно выделить концепцию "нео-спиритуалистического заговора", которая рассматривает политическую активность нео-мистических групп и движений.

Ниже мы опишем в нескольких словах специфику каждой из этих концепций.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.005 с.)