ТОП 10:

Основная конспирологическая модель



Рассмотрим теперь, что, собственно, имеется в виду в наиболее общем случае, когда упоминается "заговор", а точнее, "заговор в мировом масштабе", ведь именно идея такого "глобального заговора" и составляет основу "конспирологии" даже в тех случаях, когда речь идёт об объяснении или "разоблачении" какого-то частного, локального заговора.

Схематически можно сказать, что начальной аксиомой конспирологии является идея о существовании тайного общества, члены которого стремятся подчинить себе весь мир и создать совершенно новый порядок, в котором они будут занимать ключевые позиции и безраздельно властвовать. При этом важно, что сам предполагаемый порядок будет не безразлично каким, а прямо противоположным тому, который имеется сейчас или который был "вчера", то есть "естественному". Само тайное общество состоит не просто из "плохих", но "обычных" людей, а из особых "гениев Зла", которые при этом имеют некую фундаментальную типовую аномалию по сравнению с "нормальным", "естественным" человечеством.

Итак, по пунктам:

1 — В центре "заговора" стоят люди.

2 — Эти люди скрыты под покровом тайны.

3 — Эти люди принципиально дефектны в самой своей основе.

4 — Цель "заговора" — в создании "анти-реальности", соответствующей "анти-нормальности" самих заговорщиков.

5 — Негативная цель "заговора" — уничтожение "естественного", "нормального" порядка вещей, который является "преградой" и "препятствием" (или, по меньшей мере, порабощение и подчинение "нормальной" реальности).

Сразу же надо заметить, что первый пункт отнюдь не является тавтологическим утверждением. Напротив, он является одной из самых фундаментальных черт специфически современной (то есть возникшей после эпохи Просвещения) конспирологии, в отличие от аналогичных концепций, которые могут наличествовать в традиционных обществах, в обществах сакральных. В принципе, наличие у истории некоторой цели, некоторой логики и некоторых предопределённых этапов признаётся всеми религиозными доктринами, а также некоторыми чисто профаническими учениями (такими, как марксизм с его логикой "смены экономических формаций"). Но чаще всего религиозные догматы возлагают ответственность за циклический ход истории, постоянно удаляющейся от своего сакрального истока, а значит, постоянно деградирующей, на безличные силы Рока, Судьбы или на внечеловеческих исполнителей Предопределения — Ангелов, Демонов, Сущностей Мрака, который "тянут" человечество к эсхатологическому падению и разложению. В современной же конспирологии неизменно подчёркивается именно человеческий характер заговора, а телеологические идеи Предопределения, как правило, играют вспомогательную роль, и то, только у определённого типа конспирологов (о чём мы будем говорить подробнее ниже). "Заговор" — это обязательно "заговор людей", и не случайно появление исторической конспирологии совпадает именно с эпохой Просвещения, когда "гуманистический", "чисто человеческий" фактор стал культурной доминантой у определённой части человечества (т.е. на Западе).

В целом Новое время было резким разрывом с последними инерциальными остатками сакральной цивилизации в Европе, которая начала стремительно дезинтегрироваться, начиная с последних столетий Средневековья. И Новое время стало торжеством "человека", взятого как некая causa sui. И параллельно с наступлением "гуманизма" на все сферы культуры, историческая Предопределённость, вера в которую в реальности на многие столетия пережила собственно крах религиозной цивилизации на Западе, облеклась в форму "тайного общества" людей, которые ответственны за негативный исторический ход событий, за всё "зло", происходящее в обществе и в цивилизации в глобальном масштабе.

Таким образом, конспирология в большинстве случаев сопряжена со "светским", "лаическим", "нерелигиозным" отношением к логике истории. Но одновременно типичное конспирологическое сознание на практике пропитано и пониманием неизбежности такого поворота событий, что очевидно является рудиментом сакрального мировоззрения. Чтобы быть точным, для конспирологии в целом свойственно именно сочетание "светских" и "религиозных" мотивов (а точнее, "гуманизма" и "фатализма"), и это сочетание (которое, кроме всего прочего, чаще всего остается неосознанным) объясняет особую экстравагантность, зачастую свойственную конспирологическим концепциям.

То, что общество "заговорщиков" является тайным, также следует из двойственного подхода и к пониманию механизмов истории. С одной стороны, оно скрыто от обычных глаз, как скрыты потусторонние силы Зла для верующих людей, с другой стороны, это ¾ всё же общество, то есть некая социальная структура, а не "демоническая свита Дьявола" и не "войско Асуров" в индуизме.

Точно так же и "новый всемирный порядок", являющийся целью "заговорщиков", мистичен, как "апокалиптическое царство Анти-Христа", но одновременно по-человечески рационален, лишь в особой обратной, но столь же "гуманистической" логике. Например, вместо "лучших" там будут править "худшие", вместо "нормы" там будет узаконена "патология" и т.д.

И наконец, агрессия "заговорщиков" против настоящего статус-кво в данном конкретном обществе (и важно заметить, что, если конспирологи одного поколения обвиняли "заговорщиков" в разрушении данного общественного устройства, то сплошь и рядом конспирологи следующего поколения обвиняют тех же "заговорщиков" в разрушении того строя, который для их предшественников был синонимом "анти-цивилизации" и "голубой мечтой" самих "заговорщиков", но "видимых" в оптике предыдущего этапа истории) — эта агрессия постоянна лишь в одном: она всегда направлена против того, что есть сейчас, и при этом, чаще всего, что же именно есть сейчас не так уж и важно. Так, и для религиозного сознания деградация реальности, универсальное "грехопадение" мира имеет только одно направление ¾ ко всё большему и большему разложению вплоть до последней эсхатологической катастрофы и новой интеграции с Принципом. А поэтому и для конспирологов негативен сам ход истории цивилизации, а не конкретная её фаза. Эта ненависть к настоящему и инкриминируется "заговорщикам" в каждую конкретную эпоху по мере того, как меняются общественные устройства и политические приоритеты.

Все эти выделенные моменты прекрасно сообразуются с полу-бессознательным характером конспирологических концепций, в которых в качестве "архаического", "инерциально и бессознательно религиозного" элемента выступает смутное понимание сакрального детерминизма Истории, её циклическая Предопределённость, а в качестве "рациональной надстройки" позитивистски-гуманистическое представление о "человеке как творце истории". Отсюда, кстати, и частый привкус ментальной патологии у конспирологов — это следствие сочетания двух разнородных систем координат в одном и том же подходе к рассмотрению реальности. Поэтому сами "заговорщики" в глазах их разоблачителей приобретают характер особых монстров, в которых "человеческое" (и, естественно, все человеческие пороки) сопрягаются уже с "нечеловеческим", отражая тем самым изначальную установку самих конспирологов, в сознании которых оба эти плана, как правило, перемешаны.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.003 с.)