Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социальной структуры. Формы социальных общностейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная сфера общества – это сложная система взаимодействия людей через многообразные виды социальных общностей. Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми являются потребности и интересы, ценности и нормы, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли. Следовательно, общество неоднородно. Оно имеет свою структуру. Социальная структура общества – это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых групп, общностей людей и система отношений между ними. Социальная структура - понятие историческое. Каждый тип общества обладает определённой социальной структурой. Первобытно – общинный строй имел родоплеменную организацию. Род выступал трудовым, семейным коллективом, формой социально – этнической общности. В его основе лежали кровнородственные связи. Но формирование племён дает начало разделению функций внутри общества, в их основу ложатся уже территориальные, соседские связи. В условиях рабовладельческого общества возникает класс рабовладельцев и рабов, появляются профессиональные группы, формируется народность как форма этнической общности, имеющая свой язык, территорию, общность культуры и зачатки экономических связей, а также формируется моногамная семья. В условиях феодального общества формируется класс феодалов и крестьян. В некоторых обществах возникают касты и сословия. В недрах феодализма по мере углубления и укрепления экономических связей происходит процесс становления нации. При капитализме формируется класс наёмных работников (рабочий класс) и буржуазия. Завершается процесс формирования нации. Нация – это устойчивая форма объединения людей, имеющая общность территории, экономики, языка, традиции, культуры и психологического склада. В процессе образования нации появляются две тенденции: стремление к обособлению, обретение своей государственности и интегративная тенденция – процесс объединения ряда нации – государств в одно многонациональное целое (создание единой Западной Европы). В эпоху социализма акцент при исследовании социальной структуры делался на рабочий класс, крестьянство и слой интеллигенции. Причем развитие социальной структуры понималось как её упрощение – исчезновение классов, нации. Но жизнь показала ошибочность данных прогнозов. Сегодня мы видим, как активно протекают процессы социальной дифференциации: появляются новые промежуточные группы, наднациональные и надгосударственные образования. Представить социальную структуру можно по следующей схеме:
Остановимся подробнее на социально – классовой структуре: классы начали формироваться уже в недрах первобытно – общинного строя. В марксистской литературе давалось следующее определение классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»[63] В западной литературе появился ряд концепций социальной дифференциации общества: 1. Классово – статусная модель М. Вебера, для которого классами являются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги. Группы статуса лишь опосредованно связаны с конъюнктурой рынка и различаются в основном по образу жизни. Вебер выделяет: класс собственников, рабочий класс, мелкую буржуазию, интеллигенцию и бело – воротничковых служащих. 2. Классовая модель Э.Гидденса. Он предлагает понимание социальной дифференциации на основе различия рыночных возможностей индивидов, определяемых отношениями собственности и технической квалификацией, положением во властных структурах. Он выделяет: высший класс, средний класс и низший класс (рабочий класс). 3. Дихотомная классовая модель К. Маркса, который выделяет буржуазию и пролетариат и между ними мелкую буржуазию, дифференцированное крестьянство и интеллигенцию. Эволюция социальной структуры, по Марксу, идёт по направлению усиления антагонизма и приводит к социалистическая революция, которая в итоге уничтожает деление общества на классы. Есть ещё множество моделей: модель Э. О. Райта, модель Голдорфа, модель Д. Девиса и т. д. Во всех этих моделях акцент делается на имущественное положение, на позицию на рынке труда и факторы контроля, власти и доходов. Наиболее популярна на Западе модель У. Уотсона. Он выделяет шесть классов.
Сегодня происходят качественные изменения в самом составе элементов социальных общностей: например, формирование такой социальной группы как маргиналы (от лат. margo – край, окраина, обочина). Это те люди, которые, в силу ряда причин, утратили связи идентификации с одной социальной группой без включения в другую, т.е. не сумели адаптироваться к новым социальным условиям. Маргинальность является иногда следствием конфликта людей с общепринятыми нормами. Примерами маргинальных отношений могут быть мигранты, безработные, деклассированные элементы и т. д. Им обычно присущи чувство одиночества, утрата социальных связей, пассивность или агрессивность, порой аморальность. Многие философы, демографы, социологи, анализируя социальную структуру, употребляют такие понятия как «элитарный слой» или «обеспеченно-элитарный эшелон». Большинство российских философов при анализе социально-классовой структуры выделяют три большие группы. Первая группа – это высший или правящий класс. В неё включаются собственники основных средств производства и капитала, а также лица, занимающие ведущее положение в управлении фирмами, государственными структурами. Вторая группа – это класс производственных и непроизводственных работников, объединяющих лиц наёмного труда, не имеющих собственности на средство производства или располагающих ею в ограниченных масштабах. Третья группа – средний класс, занимающий промежуточное положение между первой и второй группами. Это мелкие предприниматели, интеллигенция и средняя группа служащих. Интересную дифференциацию российского общества даёт Римашевская. 1. Общероссийские элитные группы (обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями + средствами властного влияния). 2. Региональные и корпоративные элиты (обладание значительными, по российским масштабам, состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики). 3. Российский верхний средний класс (обладание собственностью и доходами, обеспечивающими западные стандарты потребления, притязание на повышение своего социального статуса, ориентирование на сложную практику и нормы этического поведения). 4. Российский динамический средний класс (доходы, удовлетворяющие средне-российские стандарты, более высокая потенциальная адаптированность, значительные социальные притязания, социальная активность, легальные способы её проявления). 5. Аутсайдеры (низкая адаптация и социальная активность, невысокие доходы, ориентированные на легальные способы их получения). 6. Маргиналы (низкая адаптация, с антисоциальными установками в своей экономической деятельности). 7. Криминалитет (высокая степень активности и адаптации, действующая вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности). Исследователи отмечают, что эволюция социальной структуры в России во многом совпадает с общемировыми тенденциями. Но в то же время есть и свои особенности в России: усиление социального неравенства, поляризация населения, маргинализация социальных слоёв, люмпенизация и т. д. Многие обществоведы при исследовании социальной структуры стали употреблять понятие «страты». Это понятие способно охватить собой значительно большее количество социальных общностей, чем понятие «класс». Одним из родоначальников теории стратификации и социальной мобильности является русский философ и социолог П. А. Сорокин, высланный из России в 1922 году. Он давал следующее определение: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоёв. Её основа и сущность в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».[64] Более подробно теорию стратификации и социальной мобильности вы будете рассматривать в курсе социологии. Сейчас же мы обратимся к такой социальной общности как семья. 2.Семья как социальная общность
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свиде- тельствует о ценности и важности брака. М.Монтень
Общественные науки рассматривают семью как социальную общность, социальный институт, малую кровно-родственную группу, элемент социальной структуры общества. Семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. По благополучию семьи обычно судят и о благополучии общества в целом. Если обратиться к истории, то видно, что процветали, как правило, те общества, где уделялось большое внимание семье, семейным отношениям. Распад Римской империи и других некогда великих цивилизаций так или иначе был связан с распадом семейных отношений, в основе которых лежит любовь между супругами, родителями и детьми. Распад семьи ведет общество к кризису, конфликтам, раздорам и распрям. Древнекитайский философ Конфуций утверждал: «Нравственный принцип начинается в отношениях между мужем и женой, но пронизывает всю Вселенную и завершается лишь в глубинах ее»1. Российская семья переживает кризисные явления, связанные с переломным периодом нашей экономики. Кроме того, наша семья переживает проблемы, характерные для всего индустриально развитого мира. Многие утверждают, что семья перестала выполнять свои социальные функции, в первую очередь воспитательные. Другие говорят о кризисе нравственности, интенсивном распаде семей. Третьи связывают кризисные явления с духовным вырождением. Давайте попытаемся разобраться, что такое семья и как она связана с развитием общества. Супружеству, семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Платон утверждал, что семья есть благо. В своем «идеальном государстве» он требовал, чтобы каждый мужчина вступал в брак до тридцати пяти лет, чтобы каждый брак был полезен государству. В то же время он ратовал за общность жен и детей, устанавливая жесткую регламентацию при подборе семейных пар. Правда, позже, в «Законах», он уже не был столь категоричным в регламентации семейно-брачных отношений. Аристотель резко критиковал Платона за призыв к общности жен и детей, он считал, что объединение государства в единую семью явится гибелью для самого государства, а множество детей, имеющих множество отцов, вызовет лишь пренебрежение отцов[65]. Для Аристотеля семья - это важнейший элемент государственного устройства. Семья должна строиться в соответствии с добродетелью2. Конфуций видел наиболее важные стороны жизни в самореализации, духовном росте личности, следовании естественным и нравственным законам, в развитии взаимоотношений в семье. Высоко ценилась в Древнем Китае семейная преемственность. Безбрачие не считалось добродетелью в обществе и порицалось людьми. Фрэнсис Бэкон считал, что «супружеская любовь создает человеческий род»3. Артур Шопенгауэр подчеркивал, что крепость семьи во многом зависит от женщины: «Женская верность, женская честь - это предпосылка мужской уверенности и устойчивости»4. Русский философ В.В.Розанов в своей книге «Семейный вопрос в России» утверждает, что семья - это самая аристократичная форма жизни5. В.С.Соловьев говорил о важности того, чтобы жить не только в себе, но и в другом. Благодаря любви человек как бы рождается заново. А сферой реализации любви является семья6. Много ценного мы находим в книгах Э.Фромма, который предостерегает нас от стремления быть любимым, но не любить самому. Главное в любви - это не проблема объекта любви, а проблема способности любить. В своей книге «Искусство любви» он показывает важность овладения теорией любви. Он считает, что теория любви должна начинаться с теории человека7. Много интересного и ценного мы находим и в религиозной литературе. «Библия», «Коран», «Веды», «Домострой» раскрывают нам основные ценности семейно-брачных отношений в различных религиозных конфессиях. Так, например, отец Сильвестр в «Домострое» говорит, что образцовый дом, семья - идеал домашней жизни. В дом чтоб было, «как в рай войти». В этой книге показано до мелочей, как должна строиться жизнь в семье8. Итак, что же такое семья, брак и как их трактуют в различных философских направлениях? Семья - это социальная общность, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья может рассматриваться и как социальный институт, поскольку в ней проявляются его основные признаки: 1) установки и образцы поведения - привязанность, лояльность, ответственность, уважение; 2) символы и культовые признаки - обручальное кольцо и брачный ритуал; 3) утилитарные культовые черты - дом, квартира, мебель; 4) кодекс и установки - семейные запреты и допущения, романтическая любовь, совместимость, индивидуализм. В большинстве примитивных обществ семья - это единственно функционирующий институт. Единственным авторитетом там является авторитет семьи. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Издавна существуют многочисленные виды «семьи без брака», а также, хотя менее разнообразные, формы «брака без семьи». Это случаи, когда после заключения брака супруги по каким-то причинам лишаются возможности жить совместно, вести общее хозяйство (к примеру, призыв на военную службу в армию, миграционные процессы). Брак - это сугубо половое по характеру отношение между мужчиной и женщиной. Круг функций брака значительно уже, чем семьи, - это удовлетворение любовных чувств и продолжение рода. В семье же функций гораздо больше, но об этом ниже. Правила, устои, обычаи семьи, брака отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. При подходе к анализу семьи, брака необходимо учитывать и различные трактовки семьи. Теоцентризм считает семью продуктом неисторического развития: семья - это продукт Бога, великое таинство. Натурализм чаще всего биологизирует семью, считает ее чисто биологической единицей, т.е. независимой от социальных отношений. Социоцентристская позиция выражается в том, что семья - категория историческая, в ней закономерно переплетаются естественно-биологические отношения с социальными. Социальные же имеют преобладающее значение. Семья -чрезвычайно деятельная сфера по реализации различных потребностей. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются. Семья как социальная общность реализует свое бытие через определенные виды отношений: 1) социально-биологические охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, проблемы рождаемости, планирования семьи, гигиену пола и половой жизни и т.д.; 2) хозяйственно-экономические находятся в неразрывной связи с социально-биологическими отношениями, образуют материальную основу бытия семьи. В сферу их действия входят ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, материальное обеспечение несовершеннолетних, нетрудоспособных и т.д.; 3) юридические отношения затрагивают сферу мотивации брака и развода, регулирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношения между родителями и детьми, наследование, брак, раздел имущества; 4) нравственные отношения включают любовь и долг, мужское достоинство, ответственность за благополучие семьи; 5) психологические отношения - это сфера существования различных психологических миров личностей, преодоление психологических противоречий, конфликтов, выработка психологии «Мы» в семейной жизни и т.д.; 6) эстетические отношения - это проблемы эстетического воспитания, эстетика поведения, речи, одежды, роль и место литературы и искусства в жизни семьи и т.д. Когда же и в силу каких причин возникает семья? Большинство ученых вслед за Л.Морганом и Ф.Энгельсом считают, что семья в своем развитии проходит следующие этапы: промискуитет (беспорядочные половые отношения); групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях; парная семья - постоянный, легко расторжимый союз одного мужчины и одной женщины; моногамия - прочный союз одного мужчины и одной женщины. Однако, по мнению ряда современных исследователей (В.М.Бахта, Н.А. Бутинова, Г.П.Григорьева, В.И.Колосницина), промискуитета вообще не существовало и его нет даже у наших ближайших родственников - обезьян, а групповой брак не был господствующей формой. Семья, по их мнению, изначально присуща человеку, так что его можно назвать не только «человеком разумным», но и «человеком семейным». Моногамия возникает в результате разложения родового строя и появления частной собственности. Она возникает в связи с потребностью в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности. Вмешательство экономики в интимные отношения между полами кардинально повлияло на саму сущность брачного союза. Родившийся ребенок чаще всего рассматривался не как венец супружеской любви, а как наследник собственности. Итак, союз Купидона (крылатого бога любви) и Меркурия (бога торговли) говорит о том, что исторические корни семьи лежат в экономике, а побеги ее - в духовной сфере. Связь материи и духа в семье нерасторжима, но соотношение их меняется. Каждая эпоха вносила в этот союз свое. Конечно, во все времена бывали браки по расчету, но товарный характер любви никогда раньше не проявлялся так наглядно, как в современном буржуазном обществе. Это торжество брака по расчету, безжалостно сводящего на почве денежных соображений молодых и старых, красивых и безобразных, равнодушных и страстных, можно проследить во всех капиталистических странах. И при чем на основании многообразных созданных им учреждений. В 20-е годы в России проходили широкие массовые дискуссии по проблемам брака и семьи, свободной любви, родительского долга и т.д. Принцип классового подхода сыграл негативную роль в строительстве новой семьи. Партийный лидер М.Н.Лядов считал, что половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности. А поэтому в любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы социального полового завоевания. Иван Булатов видел конкретные пути образцовой семьи в развитии детских домов, хорошо оборудованных клубов, общежитий и столовых. А.М.Коллонтай видела изменение семьи в отмирании ее основной хозяйственно-бытовой функции. Что касается детей, то всю материальную сторону воспитания общество возьмет на себя. Радости отцовства и материнства оставит тем, кто способен понимать и чувствовать их. Сознательная работница не будет делать разницы между «твоим» и «своим» ребенком. Абсурдность этих идей несомненна, но они зачастую успешно реализовывались в жизни: коммунальные квартиры с огромными общими кухнями остаются реальностью и наших дней. За годы советской власти произошло определенное огосударствление семейных отношений. Семья была излишне идеологизирована и политизирована. Она лишалась своей автономии. Развод, супружеская измена, аборты ставились на одну доску с противоправным поведением. Интимный мир человека безжалостно разрушался, теряя свою неприкосновенность. Феномен отчуждения проникал и в семью. В развитии семейно-брачных отношений можно выделить следующие исторические типы семьи: патриархальную, детоцентристскую, супружескую. Патриархальная семья характеризуется зависимостью женщины от мужчины, а детей от родителей. Само слово «патриархальная» говорит о том, что главой такой семьи является старейший в роду мужчина, старик-отец - единоличный собственник всего семейного достояния, в том числе и приданого жены. Мать семейства всегда остается на вторых ролях, ее власть основана на господстве мужа. Овдовев, она продвигается не вверх, а вниз по лестнице семейной иерархии, попадая в подчинение к старшему сыну. Ось родители-дети характеризуется абсолютной родительской властью, до брака дети бесправны. В патриархальной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально» организованную общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представлений о должном. Больше патриархальных семей сохранилось в сельской местности, где их доля составляет 1/3. Детоцентристская семья. В такой семье объединяющим стержнем являются дети. Здесь уже существует предбрачный ритуал ухаживания, женитьба осуществляется по взаимной договоренности. Родители стараются дать максимум своим детям (лучшее образование, материальные, духовные блага). Зачастую даже на одного ребенка тратится 1/2 бюджета семьи. Это, конечно, шаг вперед по сравнению с патриархальной семьей. Супружеская семья – определяется супружеством как свойством, т.е. личностным взаимодействием брачных партнеров. В такой семье налицо культурный сдвиг - возвышение ценностей личности, интимности. Происходит расширение избирательности, интернальной ответственности, самоконтроля. Ось родители-дети характеризуется созданием условий для всестороннего развития личности, раскрытия всех ее сущностных сил.Это диалог равных. Воспитательное воздействие здесь «горизонтальное». Итогом такого воспитания является освоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу. Помимо перечисленных типов сегодня существуют внебрачные семьи и альтернативные браки. Таковы основные типы моногамных семейно-брачных отношений. Для россиян, англичан, американцев характерна моногамия. Эпизодически в обществе можно встретить и полигамию– это брак одного супруга с несколькими супругами. Социальная сущность семьи как особого социального института и одновременно социальной общности находит свое проявление в следующих функциях функциях: Репродуктивная функция семьи - это воспроизводство в детях численности родителей. Для того, чтобы через тридцать лет количество людей не уменьшалось, необходимо, чтобы каждая семья имела двух, а желательно трех детей. Однако сегодня семьи ориентируются чаще всего на одного или двух детей. Это приводит к неблагоприятным последствиям: депопуляции нации; старению населения, а значит, старению трудовых ресурсов; упрощению кровно-родственной структуры; росту одиночества; трудностям социализации и т.д. Воспитательная функция семьи - самая важная и ответственная. Именно в семье формируется наш характер и личность, дети наследуют не только гены своих родителей, но и отношение к жизни, их способы и методы справляться с трудностями, их модель общения с людьми. От родителей дети наследуют гражданские, нравственные, эстенические и другие ценности, которые впоследствии станут для них ориентирами в жизни. Хозяйственно-бытовая функция охватывает ведение домашнего хозяйства, управление бюджетом семьи, решает проблему распределения хозяйственных обязанностей. Она включает в себя и структуру семейной власти. В семье ребенок учится разумному потреблению различных материальных и духовных благ. Функция сексуального регулирования выражается в приобщении к нормам супружеской верности, в ограничениях, запретах и предписаниях. Благодаря этому формируется определенный тип сексуальной культуры, которая не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуальности, она определяет социальную, этическую и эстетическую ценность. Культура формирует эротический код, ритуал ухаживания, сексуальную технику. Например, неодинаково оценивают разные культуры девственность. Простые, примитивные общества не придают ей особого значения. С повышением социального статуса женщины, с усложнением иерархической системы общества девственность приобретает высокую социокультурную ценность. Однако сегодня добрачные связи рассматриваются некоторыми сексологами как подготовка к браку. Статусная функция включает подготовку ребенка к статусам, близким к статусам родителей, родственников. Функция эмоционального удовлетворения включает интимное общение. Функция взаимной заботы друг о друге и т.д. От того, насколько успешно семья осуществляет эти функции, зависит и решение демографических проблем, и формирование личности и нравственное здоровье общества, и личное счастье людей. Современная семья: противоречия, тенденции, проблемы. В первой части лекции мы говорили, что в семье отражаются, переплетаются общественные отношения. Семья является основным носителем базисных отношений общества. Поэтому кризисная ситуация общества сегодня затрагивает и семейно-брачные отношения. В семейно-брачных отношениях ярко прослеживаются следующие противоречия: 1) между общественной потребностью в воспроизводстве населения и индивидуальным воспроизводством людей; 2) между материальными и духовными потребностями людей и сложностью, а зачастую и невозможностью их удовлетворения из-за кризисного развития экономики; 3) между интересами предприятий и интересами работников (отцов, матерей). Социальные программы сегодня идут с трудом, а иногда и откладываются до лучших времен; 4) комплекс противоречий в решении женского труда. Прежде всего, это противоречие между конституционным равноправием мужчины и женщины и их реальным неравноправием. Оно выражается в том, что: а) женщина несет двойную нагрузку - в общественном производстве и семье; б) женщина-труженица используется преимущественно на низкооплачиваемых или неквалифицированных работах, иногда во вредных условиях, куда «не идут» мужчины; в) женщина сегодня - менее социально защищенный работник, зачастую попадающий под сокращение; г) материнский труд лишь частично (через пособия) приравнен к общественно полезному труду, отсутствует практический выбор между профессиональной карьерой или ролью домашней хозяйки, воспитательницы детей; д) деловая карьера женщины также не имеет равных возможностей по отношению к мужской, хотя образовательный уровень женщин выше, чем у мужчин. Сложность и противоречивость современных процессов развития семейных отношений требует целостного, научного подхода при решении многих проблем. Сегодня в семейно-брачных отношениях проявляются следующие тенденции. Омоложение браков. Уменьшение количества детей в семье. Нуклеаризация - дробление сложных семей. Появление внебрачных семей и альтернативных браков. Эмансипация женщин. Эмансипация детей - более ранний выход детей из-под власти родителей. Вследствие роста национального самосознания и усиления консолидации происходит уменьшение смешанных браков. Проблемы семейно-брачных отношений Главной проблемой сегодняшнего дня является проблема стабильности, крепости семьи. Существует ряд факторов, вызвавших рост числа разводов. Изменились приоритеты при заключении брака. В прошлом брак являлся, прежде всего, общественным договором, семья была фактически трудовым коллективом, а подбором семейных пар занимались родители; можно сказать, что отсутствовал предбрачный ритуал. Причиной развода могут быть мотивы вступления в брак (стремление покончить с одиночеством, легкомысленные половые связи и т.д.). Наиболее частыми причинами развода на первом этапе совместной жизни являются материальные трудности, психологическая несовместимость, резкие культурные различия супругов, эгоизм и т.д. Причиной распада семьи часто является супружеская неверность, алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция. Брак может не только быть источником радости, но и порождать серьезные проблемы. Принимая на себя столь серьезную ответственность, надо быть хорошо подготовленным к супружеской жизни. В то же время развод имеет и позитивную сторону, так как он является способом регулирования семейно-брачных отношений. Ограничить право на развод - это значит ухудшить позицию правых и слабых. Важной проблемой является проблема покинутых детей. Сегодня 60% таких детей - это сироты при живых родителях. Много детей остается без одного родителя. Насущными являются проблемы конфликтов в семье, подготовки молодых людей к семейной жизни, студенческой семьи, низкого престижа семейной жизни, домашних занятий, роли матери и отца и т.д. Социально-экономическая ситуация России породила такие проблемы, как неудовлетворенность ходом решения жилищного вопроса, удорожание большинства товаров и услуг, низкий уровень благосостояния и плохой моральный климат в семьях, проблемы здоровья, медицинского обслуживания и т.д. Для выхода семьи из кризисной ситуации необходима высокая культура семейно-брачных отношений, построенная на взаимной любви, чувствах взаимного уважения, человеческой привязанности, долга. Рост этой культуры связан с общим ростом культуры человеческих отношений, развитием нравственности и гуманизма. Большое значение в укреплении современной семьи имеет также повышение благосостояния людей, улучшение жилищно-бытовых условий, совершенствование системы воспитания и образования, а также повышение качества медицинского обслуживания. Любовь - величайшая ценность и основа семьи.
Философия любви получила отражение работах Платона, В.В. Розанова и других видных философов, но она еще ждет своего дальнейшего раскрытия и осмысления, в том числе и с учетом современных реалий. Разгадать тайну любви означает, по существу, распознать феномен человека. Каждый человек пытается преодолеть одиночество, выйти за пределы собственной жизни, обрести миг единения, познать истину любви. Каждая эпоха вносила свое в понимание любви. Любовь древними греками воспринималась как глубокое чувство, освященное богами. У изголовья влюбленных стояла Афродита, которая благословляла сближение тел и душевное влечение. Платон полагал, что наслаждение, к которому стремится человек, должно быть в определенной степени обуздано разумом. Аристотель же считал, что услаждение тела есть все-таки благо. Любовь в качестве истока имеет сексуальную чувственность, но не исчерпывается ею. В ней есть нечто большее - союз душ, самораскрытие личности. Древние греки различали разные формы любви. Христианство принесло с собой радикальное переосмысление любви. Любовь стала пониматься не только как человеческая страсть, но и как основа человеческого бытия, как святыня, через которую раскрывается личностное богатство. В любви между мужчиной и женщиной кроется один из самых глубоких источников удовлетворенности жизнью. Но это одна из труднейших задач, так как в близких отношениях между людьми раскрываются и имеющиеся в нашей душе темные стороны. В Новом Завете вы не встретите греческое слово «эрос» (эротическая любовь), там встречается слово «агапе», которому придается смысл «бескорыстной, ищущей добра для других любви». Кроме того, несколько раз встречается понятие «филия» - «дружеская любовь». Плоть в христианстве рассматривалась как причина всех человеческих злоключений. Даже самые невинные наслаждения объявлялись непозволительными. В эпоху средневековья возник брак особого типа. Мужчина и женщина жили вместе под одной крышей, однако не вели половой жизни - это был духовный брак. Но в противовес этому была видна и другая, реалистическая позиция. В ней любовь содержала лишь земные грубые черты. Церковь средних веков не п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.025 с.) |