Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологическая (материальная) основа сознания. Общественно-историческая сущность сознания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сознание - продукт общественной практики И языкового общения г Конкретными проблемами физиологической основы сознания занимаются частные науки, но эти проблемы имеют первостепенное философское значение, ибо позволяют решать вопросы психики вообще и сознания в частности. С точки зрения материализма физиологической (а, следовательно, материальной) основой психики животных и сознания человека является высокоразвитая нервная система во главе с головным мозгом, осуществляющая высшую нервную деятельность. У высших позвоночных, включая человека, стержень всей нервной системы составляет центральная нервная система, т.е. головной и спинной мозг. От центральной нервной системы отходят отростки нервных клеток, которые вместе с межпозвоночными и вегетативными нервными узлами (системами) образуют развитую периферическую нервную систему. От периферической нервной системы отходят по всему организму нервные волокна с тончайшими окончаниями - рецепторами (от лат. receptive - принимающий). Они обладают высокой чувствительностью и непосредственно воспринимают воздействие различных факторов внешней среды (раздражителей), перерабатывают их в те или иные виды возбуждения, которые передаются по проводящим нервным путям в центральную нервную систему, где они головным мозгом анализируются, синтезируются и трансформируются в идеальные образы. У высших позвоночных и человека особая физиологическая роль принадлежит коре больших полушарий, состоящей из скопления нервных клеток - нейронов. При толщине около 3 мм. и среднем объеме около 1670 куб. см. кора больших полушарий человеческого мозга содержит примерно 15 млрд. нейронов. Все они имеют отростки, связаны друг с другом и с нервными окончаниями органов чувств. По мнению академика П.К. Анохина, каждая нервная клетка имеет до 8 тыс. контактов. И чтобы записать число возможных связей между клетками, потребовалась бы лента длиною 9,5 млн. км. В ходе длительной исторической эволюции кора больших полушарий все больше и больше подчиняла себе деятельность нижестоящих отделов мозга и у высших млекопитающих, включая человека, стала главным распорядителем и распределителем всей жизнедеятельности организма, сосредоточив в себе все основные психические процессы животных и высшие мыслительные операции человека. Имел место случай: в 1913 г. родился ребенок, который беспрерывно спал, не просил ни пищи, ни воды, а когда его насильно будили и кормили, беспорядочно двигал руками и ногами, сосал и ел нехотя, с трудом; он не улыбался, не чувствовал боли, не имел никаких проявлений психики - никого не узнавал, не говорил и его ничему не удалось научить в течение ряда лет. Было установлено, что ребенок родился без больших полушарий мозга1. Иными словами, зависимость сознания «...от физиологических условий, от нервов и мозга не подлежит никакому сомнению», - так писал С.Н. Трубецкой еще в 1891 г.2. Устройство человеческого мозга и его отличие от мозга животных - один из фундаментальных вопросов, занимающих сегодня ученых - физиологов и психологов, психиатров и невропатологов, педагогов и социологов. Современная наука выявила, что мозг состоит из нескольких блоков, каждый из которых имеет свои особенности в структуре и функциях. Более того, те или иные отделы блоков, узлы, извилины полушарий выполняют специфические функции. Например, затылочные участки принимают и анализируют зрительную информацию, височные - слуховую, теменные - кожную и т.д. Передние отделы мозга, прежде всего лобные доли, обеспечивают программирование человеческой деятельности, сличают результаты действия с исходными намерениями. Нервная система действует по принципу обратной связи, задача которой - ставить мозг в известность обо всем, что происходит в управляемой им системе. Однако все блоки, отделы, узлы мозга теснейшим образом связаны между собой, поэтому мозг функционирует как дифференцированное целое. Современная наука выявила также определенную дифференциацию в деятельности левого и правого полушарий. Например, левое полушарие ведает речью, ее пониманием; правое же хотя и воспринимает (слышит) чужую речь, но не только не осмысливает ее, но даже не отличает, кто говорит - мужчина или женщина, взрослый или ребенок, не различает, как человек говорит, каким тоном или тембром. Левое полушарие ведает преимущественно положительными эмоциями, правое - отрицательными. У человека с «выключенным» правым полушарием сохраняются или даже усиливаются все виды психической деятельности, связанные с абстрактным, логическим мышлением. Появляется склонность к схематизации и классификации явлений, стремление к логическим умозаключениям и оперированию абстрактными понятиями. У того же человека в ситуации, когда «выключено» левое полушарие, нарушаются все виды психической деятельности, связанные с абстрактным мышлением, но сохраняются психические функции, связанные с образным восприятием и мышлением. Как известно, И.П. Павлов делил людей на 2 категории: художников, у которых преобладает первая сигнальная система, и мыслителей, с хорошо развитой второй сигнальной системой. С позиции сегодняшнего дня художники - это люди с более высокой активностью правого полушария, мыслители - левого. Следовательно, мозг и вся нервная система являются материальным носителем, субстратом сознания, которое вне этого субстрата, отдельно, самостоятельно не существует. При изложении данных современной науки о физиологической основе сознания, психики вообще обращалось внимание на то, что в принципе она едина у высших животных и человека. И тем не менее сознанием обладает только человек. Суть в том, что природа в ходе своей эволюции большего, чем развитую нервную систему во главе с мозгом, создать не могла. Материализм исходит из того, что сознание - это не природный фактор, не природное достояние, хотя и имеет своим материальным основанием природой созданный субстрат. Сознание в своей сущности есть социальное явление. Социальная сущность сознания подчеркивалась многими мыслителями. Например, упоминавшийся уже С.Н. Трубецкой писал: «Сознание... развивается вместе с нервной системой и вместе с прогрессом социальных отношений, с организацией общения между существами»1. Однако наиболее четко социальная сущность сознания была сформулирована К. Марксом. Он писал: «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»2. Бытие человека включает не только биологические качества самого человеческого организма, не только его биологические потребности, не только его связь с природой, но и всю совокупность общественных связей и отношений. Попытку раскрыть проблему происхождения человека, формирования его мозга и сознания (мыслит не мозг сам по себе, а человек, обладающий мозгом) впервые (с диалектико-материалистических позиций) предпринял Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Известно, что первым происхождение человека от обезьяны доказал Ч. Дарвин. Но Дарвин сконцентрировал свое внимание на эволюции самой природы, приведшей к появлению человека, и оставил в тени социальный фактор, без которого в целом данная проблема оказалась не решенной. Ф. Энгельс попытался использовать не только данные современного ему естествознания, но подошел к этому вопросу и с социально-философских позиций. Попытаемся вслед за Ф. Энгельсом нарисовать общую картину данного процесса. Из всех животных обезьяна, тем более человекообразная, имеет наибольшее сходство в морфологии и анатомии с человеком. Кроме того, хотя многим животным свойственен стадный (стайный) образ жизни, чувство стадности развито у обезьяны особо. У обезьян, как ни у какого другого животного, развиты и передние конечности. И мозг обезьяны более развит, чем у других животных. Предполагается, что много миллионов лет тому назад большие стада обезьян, в том числе человекообразных, в силу каких-то изменений условий вынуждены были сменить свой образ жизни: вместо деревьев стали жить непосредственно на земле. Биологический закон борьбы за существование вынуждал их приспосабливаться к новым условиям жизни. Постоянно сталкиваясь с вещами и предметами внешней среды, обезьяны постепенно осваивали их. Особая структура передних конечностей позволяла им осваивать не только биологически необходимые предметы, но и биологически безразличные - палки, камни, кости крупных животных и др. Практически манипулируя ими тысячи, миллионы раз, обезьяна обнаруживала в них определенные свойства: твердость, остроту, утолщенность, тяжесть и др. Эти свойства по закону отражения фиксировались в мозгу и передавались потомству через опыт. Постепенно она научилась использовать готовые предметы природы для добычи пищи: палку, камень - чтобы убить небольшое животное; острый камень и палку - чтобы выкопать корень растения, червя и т.д. Эти же предметы использовались и для защиты от хищников. Практически сталкиваясь с предметами и манипулируя ими, обезьяна случайно обнаруживала, что, например, с помощью острого камня можно обстругать палку, придать ей удобный для пользования вид (форму). Появились зачатки труда - деятельности, уже отличной от деятельности других животных. Навыки элементов труда фиксировались в мозгу, осваивались потомством. Зачатки элементарного труда обнаружены у австралопитеков, живших примерно 50 млн. лет назад. Постепенно передние конечности освобождались от хождения, использовались только для добывания пищи, строительства жилища, защиты, что вело к изменению их структуры; приобреталась прямая походка, что меняло морфологию обезьяны. Под воздействием руки - ее все более и более сложных операций - развивался мозг, развивалась психика. Рука, замечает Энгельс, заставляла голову думать прежде, чем стать орудием головы. Прошло не одно тысячелетие, прежде чем человекоподобная обезьяна изготовила пусть простейшее, но орудие для изготовления других орудий, употребляемых для добычи средств существования. Здесь уже требуется осуществление ряда последовательных операций и надо основательно думать. Скажем, изготовление рубила требовало последовательного осуществления примерно 20 операций, а с помощью рубила изготовлялись непосредственно орудия производства необходимых материальных благ. Появился труд, который стал характерной чертой питекантропа, а у неандертальцев обнаруживается разнообразие видов трудовых процессов. Большое значение в дальнейших судьбах первобытного человека сыграло использование огня для изготовления пищи и обогревания. На эту сторону Ф. Энгельс обращает особое внимание и показывает, что добывание огня путем трения окончательно вычленило человека из природы, привело к образованию общества. Изменилась морфология обезьяны - она стала человеком с прямой походкой; изменился мозг - он стал сложнее и объемнее; изменилась психика - возникло сознание. Сознание выражает себя в языке и без него не существует. Язык – это знаковая система, имеющая социально-значимый характер, служащая для фиксации, хранения, передачи информации. Язык – единство двух составляющих: означающего и означаемого. Знак (означающее) всегда объект материального мира, воздействующий на органы чувств человека (звук, изображение, запах и т.д.). Язык выполняет следующие функции: номинативную, коммуникативную, познавательную, эмоционально-экспрессивную, эстетическую. Как и сознание, язык формировался и мог сформироваться только в процессе труда. Суровые условия жизни первобытных людей вынуждали их сплачиваться в устойчивые общности, совместно охотиться на крупных животных, совместно защищаться от хищников, строить жилища, хранить огонь, чтобы не погас, и т.д. Выполнение целого ряда совместных функций, постоянное общение вызывали настоятельную потребность что-то сказать друг другу. Одновременно происходило формирования языка и членораздельной речи. Неразвитая гортань обезьяны, первоначально способная лишь издавать определенный диапазон звуков, имеющих социально-биологическое значение, в процессе бесчисленных повторений развивалась, училась произносить один членораздельный звук за другим. К. Маркс пишет: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»1. Остановимся несколько подробнее на этом вопросе. Речь, будучи продуктом труда и сознания, оказала прямое влияние на превращение психики обезьяны в человеческое сознание. Ф. Энгельс пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились главными факторами превращения мозга обезьяны в человеческий мозг»2. Суть в том, что мысль, сознание идеальны, и чтобы их выразить, передать другим, их надо облечь в материальную оболочку. В словах человеческие мысли и чувства облекаются в чувственно воспринимаемую материальную форму, благодаря чему мысли и чувства одних становятся достоянием других. Свои мысли человек выражает в виде высказывания, единицей которого является слово. Слово есть единство значения (идеальное содержание, смысловая определенность) и звучания (материальная форма мысли). Каждое слово что-то значит, что-то обозначает, ибо все познанное человек как-то называет. Этого нет в самой природе; она, как замечал А.И. Герцен, безымянна, имена, названия ей дал человек. Когда мы произносим какое-либо слово, за ним всегда скрывается определенный объект действительности. Слово - заместитель вещей, предметов, явлений. Поэтому с возникновением членораздельной речи и языка возникла и вторая сигнальная система, имеющая место только у людей, только в обществе. У животных наличествует лишь первая сигнальная система: прямое воздействие на органы чувств, на мозг предметов, вещей, явлений внешней среды. У людей, наряду с первой сигнальной системой, действует и вторая - членораздельная речь, в которой роль сигнала выполняет не сам предмет, а его заместитель - слово, которым предмет назван. Сознание и речь не просто существуют, а образуют неразрывное единство: сознание отражает действительность, речь обозначает и выражает сознание, мысли. Возникает социальный уровень материи, и формируется высшая форма отражения – сознание, прежде всего теоретическое. Но социальному уровню материи свойственна, как уже отмечалось, и чувственная форма отражения, имеющая место у животных. Однако и здесь труд, общественно-историческая практика сделали свое дело: под их воздействием произошло качественное совершенствование органов чувств, а отсюда и чувственных образов. К. Маркс замечал в своих ранних работах, что человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем не человеческий; человеческое ухо - иначе, чем грубое, неразвитое ухо животного. Энгельс обращал внимание на то, например, что орел зорче человека, видит дальше, но человек замечает, видит во много раз больше, чем орел; собака обладает более тонким обонянием, но она не различает и 1/1000 тех запахов, которые различает человек1. Известно, что муравей воспринимает ультрафиолетовые лучи, коих не воспринимает человек, но человек видит и знает больше, в том числе и то, что муравей эти лучи воспринимает. Следовательно, и чувства человека изменились исторически под воздействием труда и приобрели социальный аспект. Мы рассмотрели социальную сущность сознания с точки зрения генезиса, происхождения, но его социальная сущность не сводится только к этому: оно имеет социальную сущность всегда. Что это значит? Это значит: 1. Сознание человека имеет биологический носитель, но не имеет генов наследственности, а потому биологически не наследуемо. Новорожденный имеет мозг, нервную систему, но не имеет сознания, и, как показывают факты, если его изъять из социальной среды, из общества, сознание у него не появится. Истории известны случаи, когда дети по каким-то причинам оказывались среди зверей, где и росли. Еще в 1920 г. директор детского приюта в Индии нашел среди волков двух девочек - полутора и восьми лет. У 8-летней девочки (не говоря о младшей), кроме физического облика, ничего человеческого не было: ползала на четвереньках, не говорила, а только рычала, ничего не понимала. В 1974 г. в джунглях Индии охотниками был найден мальчик 10 лет, напоминавший дикое животное. 2. Вне связи с конкретными социальными условиями сознание человека и групп людей объяснить невозможно. Причины того, что в разные исторические эпохи у людей наблюдаются и разные мысли, взгляды, интересы, стремления, чувства и т.д., кроются не в мозге как таковом. Мозг с появлением разумного человека фактически не изменился, в то время как взгляды, мысли, представления меняются от одной исторической эпохи к другой, и причина этого - в изменениях общественных условий жизни и деятельности людей. 3. Сама по себе физиологическая основа сознания не отвечает и на вопрос: почему в одну и ту же историческую эпоху у одного и того же общества сознание разное, ведь мозг, нервная система у всех людей физиологически одинаковы? Это объясняется тем, что люди занимают разное положение в социально-экономических отношениях, ибо сознание людей формируется не только под воздействием общества в целом, но прежде всего в той конкретной социальной среде, в которой человек родился, живет, работает. Поэтому и существуют различия в сознании раба и рабовладельца, патриция и плебея, крепостного крестьянина и феодала, пролетария и буржуа, миллионера и современного пенсионера. 4. Вступающее в жизнь человеческое существо лишь в том случае может стать действительным человеком, если постоянно будет находиться в мире людей и созданных ими вещей. Гегель справедливо замечал, что дитя не имеет разума, а только «задаток» разума, которому надлежит реализоваться в определенных условиях. Сознание ребенка формируется в его предметно-практической деятельности: он сталкивается и осваивает мир вещей, в которых уже воплощен человеческий разум, человеческое сознание. Постигая мир вещей, он через них постигает, осваивает и разум человека и сам приобретает его. Ребенок находится в постоянном контакте с родителями, их близкими и друзьями, воспринимает их социальные качества, которые продолжают формироваться в детских учреждениях, школе, вузе, в трудовом коллективе. 5. Благодаря языку, неразрывно связанному с человеческим сознанием, человек осваивает, овладевает не только настоящим, но и историческим прошлым. Психике животного не свойственно восприятие прошлого времени; для него нет понятия «вчера», «прошлый месяц», «прошлый год» и т.п. Именно социальная природа человека обеспечивает ему осознание прошлого, истории науки, культуры, истории страны, человечества и природы. А без этого нет сознания. 6. Социальная сущность сознания человека проявляется и в том, что он сознательно воздействует на природу и собственное бытие. Конечно, и животные оказывают то или иное влияние на природу, но только фактом своего присутствия в ней. И если, скажем, они уничтожают корм, то вынуждены или искать его в другом месте, или погибнуть, но они не способны к его производству. Человек видоизменяет, преобразует, очеловечивает природу, постоянно воспроизводит потребленное, делая это сознательно. И чем глубже и полнее познает он законы природы, тем в большей степени воздействует на нее. Животное не может изменить, переделать, преобразовать свое животное бытие. Человек же способен изменять свое общественное бытие. Во всем этом важнейшая роль принадлежит целеполаганию, совершенно отсутствующему у животных. И в очеловечивании природы, и в изменении своих социально-экономических условий, быта человек всегда ставит перед собой определенные цели, определяет и вырабатывает пути и средства их достижения. Это значит, что тот или иной предмет, вещь, социальное явление, событие сначала возникают в голове человека в виде идеального образа. Это и имел в виду Маркс, сравнивая паука с ткачом, пчелу с архитектором. Иными словами, человек может прогнозировать свое будущее, моделировать, программировать его, опережать. Опережающим моментом обладает и психика животного, но чрезвычайно ограниченно, лишь в связи с биологическими потребностями (сигнал к тому, что может наступить). Заглядывать же в будущее животное не может; для него нет не только прошлого, но и будущего времени («завтра» и т.д.). Опережающая функция человеческого сознания качественно иная: человек способен заглядывать в будущее, предвидеть его, влиять на него. Таковы наиболее важные положения, характеризующие социальную сущность человека, его сознания. Таким образом, ни происхождение, ни сущность сознания нельзя объяснить из него самого. Нужно видеть материальные истоки сознания, понимать сущность отражения и видеть его эволюцию, четко представлять роль социального фактора в возникновении сознания и в его формировании в любые исторические эпохи.
Литература
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. 2-е изд. М., 1988. Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и социально-культурный аспекты. Минск, 1987. Иванова А.В. Сознание и мышление. М., 1994. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Философия и культура: Сб. науч. трудов. М., 1991. Легостаев О.В. О взаимосвязи языка и мышления // Филос. науки. 1990. № 2. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр. философии. 1990. № 10. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. М., 1991. Ч.1. Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание // Филос. науки. 1990. № 6. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму и обществу. Начало истории // Соц.-полит. журн. 1993. № 5-6. Нагуманова С.Ф. Существует ли разрыв в материалистических объяснениях психики? // Вопр. филос.2007. №1 С. 90– 105 Патнем Х. Философия сознания. М., 1998. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Соц.-полит. журн. 1993. № 5-6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Шалютин С.М. Искусственный интеллект. М., 1985. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.
Вопросы для самоконтроля 1. С помощью каких понятий характеризуется внутренний, духовный мир человека? 2. Что такое субъективная реальность? 3. Что такое гилозоизм? 4. Что такое отражение? 5. Что такое сознание? 6. Какова структура сознания? 7. Какова физиологическая основа сознания? 8. Являются ли синонимами термины «сознание» и «психика»? 9. Можно ли согласиться с тезисом: «Сознание не только отражает мир, но и творит его»? 10. Что Вы понимаете под общественно-исторической сущностью сознания? 11. Какова взаимосвязь сознания и языка?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.017 с.) |