Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем↑ Стр 1 из 44Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы понять значение философии для общества и для каждого человека в отдельности, необходимо, прежде всего уяснить, что изучает философия, каков ее предмет, какое место она занимает в познании мира наряду с другими отраслями знания, т.е. определить специфику философского знания. Нередко в обыденном сознании философия представляется как некое абстрактное знание, максимально удаленное от реалий повседневной жизни. Это явное заблуждение. Даже самые глубокие философские проблемы берут свое начало в реальной жизни. Именно в реальной жизни находится главное поле деятельности интересов философии. Заблуждение в понимании сущности, специфики и значимости философии напоминает ситуацию с героем пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» господином Журденом, который, узнав, что такое проза, с удивлением воскликнул: «… Когда я говорю: «Николь! Принеси мне колпак и ночные туфли» – я говорю прозой? … честное слово, я даже не подозревал, что вот уже в течение сорока лет говорю прозой». Можно с полным основанием сказать, что каждый человек не только «прозаик», но еще и, хоть чуточку, философ. Если вы хоть раз в жизни задумывались о себе самом, о своем отношении к окружающему миру, о своем месте в обществе, о смысле жизни, о сущности своего я, о происхождении и развитии своего сознания, размышляли о том, что есть наша жизнь – «фатальная колесница, которой управляет кучер-судьба» или человек сам «архитектор своего счастья и несчастья», то вы впрямую ставили перед собой именно философские вопросы. Но философия – это не просто постановка смысложизненных вопросов, но и умение отвечать на эти вопросы, исходя из сформированных внутри каждой личности основ, из уже имеющейся системы объективных знаний об окружающей действительности. Философски решать жизненные вопросы – это значит не «выдумывать из себя» произвольные, чисто субъективные ответы, а осмысливать действительность с учетом уже сформированных человеческой культурой знаний, принципов, оценок, критериев, соответствующих каждой исторической эпохе. Итак, что такое философия? Прежде всего, обозначим, что философия, как феномен духовной культуры, выступает в трех ипостасях (лицах): во-первых, как система знаний, имеющая свой предмет, понятийный аппарат, структуру, социальные функции; во-вторых, – как один из исторических типов мировоззрения, в третьих, – как специфическая форма общественного сознания. Остановимся на исходных философских понятиях и положениях. Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» – люблю и «софия» – мудрость, и означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580-500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27–347 до н.э.). Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Она, конечно, черпала мудрость Востока, культура, которой уходит в глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения. Но эти заимствования нисколько не умоляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. Именно в античной философии были заложены все позднейшие типы мировоззрения. Теоретические источники философии различны. Это и религиозно-мифологические учения, и элементы как обыденного, повседневного знания, так и зарождающегося научного знания. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности отделение умственного труда от физического. Предмет философии не оставался неизменным. Он изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была нерасчлененная система знаний, так называемая «натурфилософия», а первые философы были натурфилософами, т.е. и философами и естествоиспытателями одновременно. По мере накопления знаний о мире происходил процесс их дифференциации (от франц. и от лат. – разность, различие, т.е. разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени), выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Процесс дифференциации наук – явление прогрессивное. Этот процесс соответствует и потребностям социальной практики, и потребностям развития самого научного познания. Надо сказать, что этот процесс продолжается и поныне. Появляются все новые и новые отрасли знаний, например космическая биология, космическая медицина, информатика, кибернетика, синергетика и другие. Однако всю историю науки пронизывает сложное, диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции[1]. Процесс дифференциации наук не означал, что исчезли специфические проблемы, которыми занималась философия. Напротив, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии. Философия, как самостоятельная отрасль знания, сформировалась из потребности выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из фундаментальной потребности самоопределения человека в мире. Ибо, по замечанию русского философа-экономиста С.Н. Булгакова, человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Каков же предмет философии? Существует множество определений предмета философии. Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях[2]. Аристотель назвал философию наукой о наиболее общем[3]. Многие исследователи и сегодня считают данное определение наиболее удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...»[4]. Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе»[5]. По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, т.е. назначения человека и места его в бытии»[6] и т.д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: или его место в мире, или способ освоения мира и т.п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «наиболее общее в системе «мир-человек»» или как отношение человека (субъекта, носителя сознания) – к миру (объекту, материи). Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку. Определяя предмет философии как «наиболее общее в системе «мир-человек»», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя такие классические, смысложизненные вопросы как: какова природа мира? в каком состоянии он находится? есть ли в нем общие начала, связи и законы? познаваем ли мир? что есть человек? какова природа человека? каково соотношение телесного и духовного, биологического и социального начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и общества? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие. Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру. Иногда философское знание рассматривается как рефлексивное, т.е. такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия – самообращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненно-смысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности. Следовательно, уже из определения мировоззрения видно, что в его структуру входят следующие компоненты: познавательный, т.к. мировоззрение базируется на обобщенной системе знаний; ценностно-нормативный: мировоззрение включает в себя убеждения, верования, нормы, директивные указания, ценности, идеалы; эмоциально-волевой: все многообразие чувств, настроений, переживаний, эмоций, воля, как готовность к действию, как переживание типа: «надо», «я должен». Это способность выбрать цель деятельности и концентрировать усилия на ее осуществлении; практический, т.к. мировоззрение – это не просто обобщенные знания, убеждения, идеалы и т.д. но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Например, уже мыслители античности развивали взгляд на философию как практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую, безмятежную жизнь. По характеру формирования и способу функционирования выделяют следующие основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. А по глубине отражения и форме выражения следующие уровни: обыденно-практическое и теоретическое мировоззрение. Обыденно-практическое порождается непосредственными условиями жизни людей и передающимся из поколения в поколение опытом. Оно существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Оно крайне неоднородно. На его формирование оказывают большое влияние уровень образования и воспитания, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности, семейные, национальные, религиозные традиции и многие другие факторы. Этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия и устойчивые предрассудки. Теоретическое мировоззрение отличает рационалистическая обоснованность, доказательность, особая системность знания, не просто упорядоченность как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам в форме теории и развернутого теоретического понятия. Для него также характерна эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей явлений, объектов, процессов. Мифологическое (от греч. myphos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) мировоззрение базируется не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы (рассказы, повествования о богах, героях, демонах, духах и т.д.) отражали фантастические представления людей о мире, природе, человеке и обществе. Много мифов посвящено космическим темам. Формирование мира понималось как его творение или развитие из бесформенного состояния. Большое внимание уделялось происхождению людей, рождению, стадиям жизни и смерти человека. Особое место занимают мифы о культурных достижениях, о добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, возникновении обычаев и обрядов. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, включая в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства. Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение, разделение на посюсторонний и потусторонний. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов и догматов. Философское мировоззрение в отличие от других типов мировоззрения носит теоретический характер, т.е. оно не просто провозглашает свои принципы, а доказывает, обосновывает, логически выводит их (в отличие, например, от религии, положения и догматы которой не доказываются, а предлагаются человеку в качестве символа веры). Философское знание – это не просто набор знаний, а это система понятий и категорий. Философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, идеалов, ценностей, определяющих цели, средства и характер деятельности человека. Каждая философская система дает свой образец системного теоретического мышления. Через усвоение философии идет и усвоение этого системного метода мышления. Однако следует иметь в виду, что не всякое теоретически оформленное мировоззрение является научным. Научным может считаться то мировоззрение, которое опирается на прочный фундамент научных знаний, общественно-исторической практики и пользуется научным методом мышления. Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественнонаучных и других воззрений. Но основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды, так как философия ставит и решает глобальные, фундаментальные, сущностные проблемы бытия. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть в известной мере отождествлено с понятием «философское мировоззрение». Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентированна на социальные явления и социально-классовые отношения. Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение, как отмечалось выше, определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии жизненно важно для специалиста любой отрасли, работника любой специальности. Наконец, философия предстает как специфическая форма общественного сознания. На вопрос, что она отражает, можно ответить: «Весь мир, включая живущего в нем человека, зависимого, познающего, овладевающего и относящегося к нему как ценности»[7]. Уже великий античный мыслитель, автор атомистического учения Демокрит, утверждал, что «весь Мир – родина для высокого духа», образно и точно представив философию как самую высокую ноту познания, форму высокого духа, «предметом которого является весь необъятный мир» [8].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.012 с.) |