Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни общественного сознания
Обыденный и теоретический уровни общественного сознания не существуют в чистом виде. Разделение их в таблице в определенном смысле условно (как и любая схема). Мы рассматривали их таким образом для того, чтобы выделить присущие им закономерности. Вопрос о диалектике обыденного и теоретического сознания возникает также и тогда, когда мы анализируем их истоки, закономерности их возникновения.
Существует точка зрения, что обыденное сознание является изначальной формой общественного сознания вообще. При таком подходе получается, что на ранних ступенях развития человеческого общества (первобытный строй) сознание всецело было обыденным. Теоретическое же сознание появляется позже (классовое общество). Однако тогда обыденное (общественное) сознание отождествляется со «стадным сознанием» первобытного человека, которое еще нельзя считать общественным в полном смысле слова. Такое «стадное», «животное» сознание пока есть осознание ближайшей, чувственно данной среды, без отрыва от нее, без обобщения. Общественное же сознание уже предполагает отрыв от непосредственной чувственной данности, обобщение, надындивидуальное существование. Его носителем является «разумный», социально организованный человек. Таково, по общему мнению, мифологическое сознание как первая историческая форма и способ познания природной и социальной деятельности. Причем в мифе есть элементы и теоретичности. Следовательно, общественное сознание (в двух его уровнях) возникает на определенном этапе исторического развития после «стадного» сознания первобытного человека в результате разделения физического и умственного труда, когда «разумный», «общественный» человек стал способен обобщенно осмысливать свою жизнедеятельность, отношения с другими людьми и вырабатывать представления, идеи и нормы, регулирующие и оценивающие эти отношения. Однажды возникнув, общественное сознание обладает уже относительной самостоятельностью, имеет свои особенности и вырабатывает свои законы. Анализ двух уровней общественного сознания был бы неполным, если бы мы не раскрыли социологический аспект, т.е. роль общественного сознания в жизни людей. Обыденный и теоретический уровни дополняются здесь общественной психологией и идеологией. Общественная психология представляет собой несистемную, стихийно сложившуюся совокупность духовных образований, включающих в себя: 1) индивидуальную психологию – устойчивые психологические состояния людей (чувства, эмоции, настроения, предрассудки, влечения, переживания и т.п.), возникающие часто безотчетно, инстинктивно по поводу явлений общественной жизни (в отличие, скажем, от переживаний личного характера, настроения по поводу погоды, плохой оценки на экзамене, удачного или неудачного дня и т.п.); 2) явления (традиции, обычаи, навыки, привычки); 3) процессы (подражания, внушение и т.д.); 4) взгляды, идеи, представления (политические, правовые, религиозные, нравственные и др.), но не в виде теорий, как в идеологии, а в виде убеждений, верований, социальных позиций.
Общественная психология – это массовое, широко распространенное сознание, возникающее непосредственно в самом процессе материального производства, когда люди приобретают определенные навыки, когда у них возникают представления и привычки, но она выходит за рамки материального производства и пронизывает все сферы общественной жизни. Возникающая в условиях первобытного общества социальная психология существовала в виде группового сознания, стихийно вырабатываемого членами рода или племени. Она обслуживала материальное производство, а также регулировала с помощью обычаев, запретов, традиций и верований все стороны жизни первобытного коллектива. С развитием общества появились социальные группы (семья, народности, классы и др.), у которых были свои специфические интересы. Общественная психология стала дифференцированной, возникла психология класса, народности, семьи и других социальных групп. Следует обратить внимание на то, что роль общественной психологии в обществе противоречива. Устойчивые элементы психологии (чувства, групповой характер) способствуют сохранению и закреплению общественных структур, а динамические элементы (массовые психологические реакции) стимулируют их изменение. Как известно, в социальной структуре общества большое место занимают классы, у которых появляется потребность в выработке программы поведения по отношению к другим социальным группам. Эта потребность реализовалась в выработке идеологии. Идеология – это система взглядов, идей, теорий, отражающая социально-экономические условия жизни людей и выражающая коренные интересы классов. Идеология представляет собой теоретическое специализированное сознание, которое разрабатывается специалистами. Идеологию можно назвать «практическим» мировоззрением формирующим конкретные принципы сознательного поведения социальных групп и отдельных личностей. Идеология способствует выработке представлений о ценностях жизни, ее идеалах, соответствующих классовым Интересам. Выделяют прогрессивные, консервативные и реакционные идеологии. Основным проводником идеологии является политическая партия, выражающая либо прогрессивные, либо консервативные, либо реакционные интересы и цели переустройства общества. Завершая анализ уровней общественного сознания (обыденного и теоретического, общественной психологии и идеологии), следует подчеркнуть, что нельзя абсолютно разграничивать эти уровни. Обыденно-психологический уровень по-своему ценен: находится в «живом контакте с миром», во многом адекватно его отражает, формулирует истины, ориентирован на потребности жизни, служит основанием для выработки и усвоения теоретических положений.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.005 с.) |