Диалектика как концепция развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика как концепция развития



 

Диалектика как учение о развитии вообще раскрывается во всей совокупности ее законов и категорий. Закон противоречия, будучи «ядром» диалектики, раскрывает источник саморазвития бытия. Закон перехода количественных изменений в качественные описывает характер развития и конкретизирует принцип системности в диалектике. Закон отрицания отрицания выявляет особенности прогрессивного развития.

Любое явление действительности имеет свою качественную и количественную определенность. Охарактеризовать вещь с качественной стороны значит, прежде всего, указать ее свойства. Однако качество вещи не сводится только к набору ее свойств, поскольку в разных условиях, вступая во взаимодействие с другими вещами, объект обнаруживает разные свойства. С другой стороны, различные объекты в одних и тех же условиях могут обнаруживать сходные свойства. Например, возьмем сахар и соль. Они обладают во многом сходными свойствами: и в том и в другом случае это кристаллический белый порошок, хорошо растворимый в воде. Однако они различаются по своему химическому составу, и в этом суть их качественной определенности. Каждая вещь обладает множеством свойств, большинство из которых сохраняются в процессе взаимодействий. Это означает, что вещь имеет некоторую устойчивую основу, постоянный носитель свойств, или, как его называют, субстрат. В примере с сахаром и солью таким субстратом является их химический состав. Таким образом, качество вещи (ее качественная определенность) характеризуется двумя моментами: во-первых, ее свойствами и, во-вторых, ее субстратом. Количество (количественная определенность) предстает как совокупность множеств и величин, характеризующих вещь.

В процессе развития объекта происходят его качественные и количественные изменения. Качественные изменения выступают как возникновение нового или исчезновение старого, изменение количественное характеризует вещь с точки зрения увеличения или уменьшения ее параметров. Связь между количественными и качественными изменениями осуществляется через меру. Философский смысл категории мера состоит в том, что этим термином обозначается интервал, в границах которого количественные изменения происходят при сохранении данного качества. В процессе развития и функционирования систем непрерывно происходят мелкие, незначительные количественные изменения, которые не приводят к изменению качественной определенности вещи. Однако на каком-то этапе эти незначительные изменения могут привести к внутреннему структурному качественному изменению системы. Эту связь между количественными и качественными изменениями Гегель сформулировал в виде закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Суть этого закона состоит в том, что в процессе движения количественные изменения, накапливаясь и достигая границ меры, переходят в качественные. В свою очередь, переход к новому качеству дает основание для новых количественных изменений в рамках новой меры.

Взять, к примеру, развитие болезни в организме человека. Постоянное нарушение режима питания может привести к накапливанию незначительных изменений в работе пищеварительных органов, что на определенном этапе вызовет заболевание. Результатом этого будет резкое и необратимое изменение качественного состояния организма: из здорового человек превращается в больного. Возникновение нового качества осуществляется путем перерыва в постепенности количественных изменений. Такой переход от старого качества к новому получил название «скачка». Скачок есть необратимое качественное изменение, связанное со структурным преобразованием системы, при этом форма скачка может быть различной. Это может быть довольно быстрая смена качества либо «прыжок», растянутый во времени (например, длительный процесс качественных преобразований при переходе от человекообразной обезьяны к собственно человеку).

Изучая сложный объект, мы сталкиваемся с трудностью определения его качества, так как каждый подуровень системы обладает своими качественными характеристиками. Таким образом, объект может иметь множество качеств, которые находятся в некоторой взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что можно говорить о многокачественности объекта и существовании его системного качества, которое и позволяет глубже понять смысл качественной определенности вещи, выражающейся в ее неповторимости и конкретности.

Системный подход к пониманию качества раскрывает смысл качественных изменений как изменения структуры (устойчивой основы) вещи, подчеркивая тем самым их необратимость.

Категориальная пара «система - элемент» тесно связана с другими парами диалектических категорий: «структура - функция» и «часть - целое». Система есть целое, состоящее из связанных между собой частей (элементов). При этом каждая часть системы выступает как подсистема, которую, в свою очередь, можно разложить на простейшие элементы. Таким образом, система есть структурно определенное целое. Структура представляет собой устойчивую и повторяющуюся связь элементов в системе, это - способ организации элементов в системе, частей в целое. По сути дела, структура создает эффект целостности в системе: целое (система) всегда есть нечто большее, чем простая совокупность его частей (элементов). Принцип целостности требует при изучении систем учитывать несводимость их свойств к свойствам их частей.

Современный диалектический взгляд на действительность состоит в умении различать процессы функционирования и развития системы. В этой связи выделяют два вида систем - стационарные и развивающиеся. К стационарным относят такие системы, в которых происходящие в них изменения элементов и структуры взаимно компенсируются, так что система в целом остается неизменной либо изменяется циклично, постоянно возвращаясь к одному и тому же состоянию (например, работа двигателя в машине). В нестационарных (развивающихся) системах изменение структуры и элементов ведет к необратимым качественным преобразованиям, поэтому с течением времени система все больше отклоняется от своего первоначального состояния.

Функциональная связь есть взаимодействие внутренне присущих системе и постоянно меняющихся, связанных между собой сторон и факторов.

Правильно понятая диалектика функционирования и развития позволяет нам различить «движение» и «развитие». Движение как способ существования бытия представляет собой изменение вообще, охватывая различные формы его проявления в живой и неживой природе, в обществе и человеческом мышлении, включая, в частности, процессы функционирования и развития. Под развитием же следует понимать процесс необратимого качественного и направленного изменения системы.

Изучение объекта как некой системы предполагает также рассмотрение его с точки зрения содержания и формы. Содержание любого предмета включает в себя помимо существенных также и его второстепенные признаки. Оно охватывает всю совокупность элементов, связей и проявлений объекта. Содержание любого объекта всегда оформлено с внешней и внутренней сторон, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю форму объекта. Внешняя форма обычно предстает как вид, наружность, но при этом она существует не просто на уровне внешности единичного явления, поскольку всегда обладает характеристикой существенного. Так, внешний облик человека, который так часто изображается в портретной живописи, может многое сказать и о его характере, и о внутренней жизни. Внутренняя форма объекта является способом организации его содержания и выступает в качестве его структуры. Диалектика содержания и формы охватывает все сферы бытия. Форма не существует отдельно от содержания, содержание всегда оформлено. В искусстве форма есть воплощенный художественный образ, который выступает как единство идейного содержания и чувственно воспринимаемой наглядной формы. Мастерство художника состоит как раз в могучих приемах завершения формы произведения. Содержанием человеческого мышления выступает та сфера бытия, которая нашла в нем свое отражение, однако мысль человека о мире может существовать только в определенной форме - в виде суждения или умозаключения.

Следует особо отметить, что форма гораздо консервативнее содержания, которое обладает текучестью и непрерывно меняется. Изменение формы часто осуществляется в виде скачка, поскольку связано с преобразованием структуры объекта. Так, в истории человечества мы встречаемся с постепенным изменением производительных сил и скачкообразным характером изменения форм собственности в процессе развития способа материального производства.

Одностороннее понимание диалектики формы и содержания выражается в формализме как разновидности метафизического метода мышления. Формализм чаще всего проявляется в различных видах человеческой деятельности, когда отдается предпочтение форме перед содержанием. Формализм требует безукоснительного следования нормам, обрядам, инструкциям даже тогда, когда жизненная ситуация настолько поменялась, что делает это требование бессмысленным. В сфере социального управления к формализму тяготеет бюрократия.

В зависимости от направленности развитие может быть прогрессивным, регрессивным или одноплоскостным. Прогрессивное развитие есть восхождение системы от низшего к высшему и от простого к сложному и связано с необратимыми изменениями в структуре объекта. Регрессивное развитие связано с переходом от высшего к низшему, т.е. с понижением уровня организации системы. Одноплоскостное развитие есть направленный процесс необратимых изменений, не сопровождающийся изменением уровня организации системы (например, мутации, связанные с необратимым изменением постоянной окраски животного для приспособления к окружающейся среде).

Переход системы от одного качественного состояния к другому есть процесс, получивший у Гегеля название отрицания. С этих позиций любое новое качество есть отрицание старого, и возникает оно в результате скачка, перерыва постепенности вследствие выхода системы за пределы прежней меры. В истории философской мысли сложились две традиции в толковании нового. Первая - метафизическая по своему существу - рассматривала новое как полное отрицание старого. Вторая - диалектическая точка зрения, идущая от Гегеля, рассматривала отрицание как единство нового и старого, как единство изменчивости и преемственности. Диалектический подход к пониманию отрицания выделяет в нем три момента: 1) в процессе развития исчезает нечто старое; 2) появляется нечто новое; 3) что-то из старого сохраняется и переносится в новое. Однако в условиях господства новой реальности эти «остатки» старого сохраняются в несколько измененном, подчиненном («в снятом») виде. Таким образом, развитие есть единство отрицания и преемственности и может быть представлено как бесконечная цепочка отрицаний, осуществляемых «по спирали», когда каждое новое кольцо спирали есть переход к новому уровню развития, а связь между кольцами спирали есть элементы сохранения старого.

Рассматривая такой ряд последовательных отрицаний, можно обнаружить определенный цикл, который был назван Гегелем законом отрицания отрицания. Этот цикл состоит из трех стадий: первую стадию - «тезис» сменяет вторая - «антитезис» (новое качество - отрицание первой стадии), затем вторая стадия сменяется третьей (отрицающей вторую, т.е. «отрицание отрицания»). Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в результате двойного отрицания система переходит к качественно новому состоянию, в котором, однако, воспроизводятся некоторые черты ее начального состояния. Примером может служить ситуация с зерном, которое мы бросаем в землю (тезис), затем оно прорастает и образуется молодое растение (антитезис), и на третьей стадии происходит формирование зрелого растения и выбрасывание колоса (синтез = отрицание отрицания). По мысли Гегеля, третья стадия (синтез) должна «в снятом виде» вобрать в себя весь путь предшествующего развития и «повторить» некоторые черты начальной стадии. Таким образом, развитие системы идет противоречиво: в нем сочетаются две противоположные тенденции - одна заключается в постоянном обновлении, возникновении того, что ранее не существовало, а другая - в постоянных возвратах (в измененном виде) к чему-то уже существовавшему ранее.

Закон отрицания отрицания является весьма общей закономерностью, действие его можно встретить во всех сферах действительности, но характерен он только для прогрессивного развития, так как характеризует процесс восхождения от низшего к высшему и от менее сложного к более сложному состоянию системы.

Итак, в завершение следует сказать, что диалектика есть наука о наиболее общих формах связей и наиболее общих законах функционирования и развития объективного мира и отражающего его человеческого мышления.

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. 2-е изд. М.: Проспект, 1998.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.,1988. Раздел «Диалектика и здравый смысл».

Мир философии: Книга для чтения. М., 1989. Ч.1. Разд. 3, 4.

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск: Изд-во В.М. Скакуна, 1998.

Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.: Мысль, 1994.

Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист, 1996.

Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. 2-е изд. / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М.: Проспект, 1997.

Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1969.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место занимает проблема человека в истории философской мысли?

2. В чем отличие трактовки человека в античной философии от философии Средневековья?

3. Что такое антропоцентризм?

4. Что такое индивид, личность, индивидуальность?

5. Что такое социализация?

6. Каковы основные средства и пути социализации?

7. Всякий ли человек есть личность?

8.Можно ли согласиться с тезисом Ж.-П. Сартра, что человек творит себя сам?

9.Каково соотношение телесного и духовного, биологического и социального начал в человеке?

10.Что вы понимаете под смыслом жизни человека?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.016 с.)