Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория знания: знание, мнение и вера. Знание и информация.

Поиск

Первую часть этого вопроса можно осветить по книге Канта «Критика чистого разума». Кант говорит о том, что признание чего-то истинным требует не только объективных оснований, но и субъективных причин в душе того, кто высказывает суждение. Если это суждение значимо для всех, тогда признание его истинности называется убеждением, а если оно значимо только для некоторых, то оно называется уверенностью. Для Канта истинность основывается на соответствии с объектом, поэтому все люди (познавательные способности у всех одинаковы) должны одинаково воспринимать истину и выражать ее в суждении. Утверждать, по мнению Канта, можно только то, что приводит к убеждению. В отношении убеждения признание истинности суждения имеет три ступени: мнение, веру и знание. «Мнение есть сознательное признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная достаточность называется убеждением (для меня самого), а объективная достаточность – достоверностью (для каждого)».

Следует отметить, что данная Кантом классификация не универсальна. В религиозной философии, например, очень часто веру называют высшим способом познания и даже противопоставляют веру и знание. Так русский философ Лев Шестов полагал, что знание является результатом грехопадения, оно вводит человека в мир необходимости. Стремление к знанию несет с собой грех, потому что в нем (в стремлении) заложено желание человека сравниться с Богом, который якобы все знает. Но, по мнению Шестова, Бог не обладает знанием вообще. Освободиться от соблазна познания можно только при помощи веры.

Понятие информации уже не имеет никакого отношения ни к Канту, ни к религиозной философии. В науку это словечко было введено в 1928 году Р. Хартли (США) для обозначения меры количественного измерения сведений, распространяемым по техническим каналам связи (заметим, безотносительно к содержанию этих сведений). Информация, дошедшая до адресата, всегда приводит к уменьшению неопределенности в знаниях и действиях последнего. В 40-е годы другой американский ученый К. Шеннон придал этой мере количества более универсальную форму: количество информации стало пониматься как величина энтропии, на которую уменьшается общая энтропия системы в результате получения этой системой информации. Иными словами, информативность сообщения обратно пропорциональна его очевидности, предсказуемости, вероятности: чем менее предсказуемо сообщение, тем больше информации оно несет для получателя. Проблема информации многоаспектна и в общенаучном, и в философском плане. В онтологическом и мировоззренческом аспектах предпринимаются попытки раскрыть соотношение информации с веществом и энергией, ее природу и статус в структуре бытия, в гносеологическом аспекте – соотнести информацию с содержанием и формой знания, с образами, знаками, моделями, в логико-методологическом аспекте – выявить количественно-математические, измеримые стороны информационных процессов. В обыденном языке информация – это термин, относящийся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. Таким образом, в обыденном смысле информация есть прежде всего определенное содержание, однако именно эта – содержательная – сторона информации остается до настоящего времени наиболее неясной. По-видимому в соотношении знания и информации следует делать акцент на техническом, функциональном и количественном характере информации в противоположность качественному и гуманитарному характеру знания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.215.149 (0.01 с.)