Проблема сущности искусства (в истории и соврем-ти) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сущности искусства (в истории и соврем-ти)



И. с древности являлось одним из универсальных способов конкретно-чувствен. выраж-я невербализуемого дух опыта, прежде всего эстетического. Определение сущности ис-ва на протяжении истории претерпевает изменения, и до наст t. не м.б. закреплено однозначно, им. поэтому явл. проблемой.

В ант-ти термин-м «и» обзнач. всю широкую сферу искусной практической и теоретической деят-ти, кот. треб. опред. практич. навыков, обучения, умения. В разряд ис-ва попадали и типичн. ремесла (плотницк. дело, гонч-е пр-во), науки (арифметика, диалектика) и то, что новоевроп-я эст-ка отнесла к и., т.е. «изящные искусства» (поэзия, драматургия, арх-ра, живопись), ис-ва как концентрир. выраж-е эстет. опыта.

Античность видела происх-е ис-ва (гр.techne) в энтузиастическом, божественном. Счит, что поэты, муз-ты, танцоры получ свои знания непоср. в энтузиастическом (энтуз-м - божественное воодуш-е, ниспосланное свыше) экстазе непоср. от дочерей Зевса – муз, -мусические ис-ва. Этой линии, в далнейшем придерживалась платоновско-неоплатоническая эст-ка.

Аристотель относил и. (равно творчество-poiesis) к чел. разуму, складу души, «истинному суждению», напр. на созд-е того, чего еще нет, что не может возникнуть естественным путем: «это некий причастный к истинному суждению склад души, предполаг. тв-во». Призв-я и. равноценны природным объектам.

Трактат Ар-ля «Об ис-ве поэзии» посвящ. осн. принципу и.-подражанию (мимесис). По миметическому признаку Ар-ль различал ис-ва на созидающие некие новые вещи в дополнение к природным или подражающие уже существующим в природе вещам. Теория подражания строится на учении о бытии, диалектике формы и материи. Кажд. вещь есть единство формы и материи. Худ. тв-во: переход материи в форму и формы в материю. Согл. Аристотелю, все, что созд-ся ис-вом, возник-т из соотнесения материи с формой, кот. содерж. в душе чк. Форма не творима, она лишь реализуется в материале. Творч. деят-ть – реализация того, что наличествует в душе чк. Худ-к не творит новых форм и не создает ничего нов., чего не было бы в природе. Он т. умело сочетает форму, хранящ-ся в его душе с материей. Все ис-ва по своей природе явл подражательными. Подр-е - деят-ть, к кот. чк. склонен по природе, оно носит познавательный хар-р.

Христ к-ра в понимании сущ-ти ис-ва опир. на теории антич-х авторов. С эпохи Возрождения ис-во нач. отл-ть от науки и ремесла и усматривают в качестве его сущности его эстет. специфику. В спец класс выдел ис-ва, цель кот. изображение или созд-е прекрасного, возбужд-е эмоц впечатл-я, т.е. выражение невербализ. эстет. опыта. К сер. 18в такое понимание ис-ва закрепл. термином «изящные ис-ва»(музыка, поэзия, живопись,скульптура)– т.е. акцент нач. ставиться на неутилитарности, ортениация на прекрасное и возвышенное и эстетическое наслаждение).

Кант усматривает сущность иск-ва как занятие, кот. приятно само по себе, сранив-т ис-во с игрой. Цель кот.- чув-во удовольствия и специфич. познание, скорее прозрение – ис-во как откровение.

Гегель критиковал упрощенное понимание миметического принципа ис-ва как подражание видимым формам реальной дейст-ти. Г. в качестве важней-й предмета выдвигал идеал. Диалектич. хар-р природы идеала: соразмер-ть формы выражения выражаемой идее, объедин. общезначим-ти и индивид.содержания. Идеал – подчин-ть всех эл-в произ-я единой цели. Пр-е ис-ва – продукт чистого духа.

Три стадии: символическая (нет адекв-х форм выражения, Др. Восток); классическая (форма и идея достиг-т полной адекватности; Др.Греция); романтическая (духовность перерастает конкр.формы чувств-го выраж-я, дух рвется в иные формы самопозн-я – религию и фс.; ис-во исчерпывает свои возмож-ти). И. – инобытие абсол. духа.

Марксизм определяет сущность ис-ва как форму общественного сознания, кот. отражает общ. бытие и его классовую сущ-ть. И. появл. в рез-те опред. соц потребности.(опред. сущ-ти И. в социологич-м ключе – социолог. концепция).

М выделить след. трактовки сущ-ти И.: (по А.Ф.Еремееву, «Границы иск-ва»)

Гносеологическая: Идея И., достоверно познающего R(И.-зеркало). Аристотель,Гегель(И.-непоср. созерц. истины), Черныш-й. И. раскрываеи О-ю сущ-ть чк в его дух стан-и. В данной тракт-ке не раскрыв-ся. сущ-ть ис-ва, нго отл-е от нк и фс.

Деятельностная: И. –единство 4-х видов деят-ти: преобразовательной, познав-й, ценностно-ориентац-й, коммуникативн. Продуктивно-творч. хар-р худ.деят-ти: восприятие, осмысление, интерпрет-я. По Еремееву, здесь не вскрыв-ся специфики ис-ва. Еще одна попытка опред-ть сущ-ть И. ч/з один абсолютизир-й признак.

Аксиологическая: И. представляет собой духовно-ценностный синтез в конкр. об-ве, оно выполн-т f-ю транслирования ценн-го отношения к действительности.

Феноменологическая: И. моделирует особую реальность, некую феноменологич. данность, кот. восприн с пом-ю воображения и переживания. И. моделирует поток опред. видимостей сознания, кот. несет в себе дух.ценностную информацию.

На рубеже 19-20вв нач развив. отдельн. дисциплины, посвящ ис-ву: психология И., социология И, семиотика И., в рез-те из поля зрения выпад. эстеитч. ядро ис-ва, что привело во 2-й половине 20в, к полному размыванию границ И как худ.-эстет. феномена. Этому спос-ло появление ряда новых
Ис-в, осн-х на достижении новейшей техники: фотографии, кино, дизайна, видеоклипа.

На сегодн. день в культуре сформиров-сь полисемантичное многоуровневое смысловое поле фс. И-ва, включ-й. общий для европ-й к-ры комплекс сущнос-х хар-к ис-ва, и множ-во частных пониманий, противополож-х друг другу, но в целом укладыв-ся в классич-ю европейскую фс. И.

Сущность классич. евр. фс. И. сводится к пониманию его как миметической деят-ти, ориентир. на выраж-е красоты. М.б сформул. след образом: -И. вторично в Универсуме. Его произ-е – дело рук чк. Они сотворены по принципу подраж-я об`ект-но существующей. R в худ образах(понимаемых от зеркальн. копий до условн. знаков), позволяющих проникнуть в сущностные глубины отображаемого предмета, не доступные для познания никакими др. ср-ми. Сущ-ть И. в евр. трад-и всегда связ. с красотой, прекрасным, поэт. И. в конечн. счете понималось как выр-е или созидание красоты, доставл. S`ту восприятия эстет. наслажд-е.(Р.Гаманн)

Адорно: всякое общее определение И – опред-е того, чем оно стало. Ретроспективн. ед-во определений. И. не абстрактно, оно пребыв. в живом становлении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.007 с.)