Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание.



Если попытаться выразить аргументы сторонников подхода, признающих решающую роль познания, то это мощная традиция имеет наиболее авторитетной фигурой Э. Гуссерля. Философия Гуссерля задал ориентир многим современным течениям философии. В работе «Кризис европейского человека и философии» (1936) он оценивает всю прошедшую историю человечества и считает, что принципиально можно выделить два способа отношения человека к миру, две жизненные установки (устойчивых стиля жизни) – практическая и теоретическая.

Практическая исторически первична, она изначальна, она раскрывает фундаментальный способ человеческого бытия – это естественная жизнь человека, которая отличается наивностью, вжитостью в мир, отсутствием устойчивого интереса к тому, что происходит в мире (в практической установке мир для человека нетематезирован). Практическая установка мифорелигиозная или мифопрактичная.

Теоретическая установка – главное её отличие – она целиком и полностью не практична. Человека охватывает страсть к познанию мира, свободная от практических интересов. Человек в замкнутом круге познавательного действия творит чистое познание (теория). Человек начинает познавать мир, когда истекли часы службы. Это признаки напоминают образ созерцающей жизни философа или учёного. В истории человечества два способа: 1) большинство; 2) меньшинство людей. Сначала теоретический способ является образом жизни отдельных людей, затем охватывается сообщество людей, и он постепенно задаёт ориентацию всей европейской культуры. Теоретическое отношение к миру это частное явление, но оно задаёт тип поведения для целой культуры. Для Гуссерля возникновение познавательного отношения – исторический факт VI века и произвёл революцию во всей предшествующей человеческой истории.

Практика – это деятельность с реальными вещами, расположенными в пространстве и во времени, она обслуживает человеческую телесность и создаёт такие культурные формы как земледелие, ремесло, культ. Жилище, здоровое состояние человеческого тела.

Познание – это действие с идеями и по поводу идей, - это изготовление идей. Идеи существуют иначе, чем реальные вещи, они не портятся, непреходящи, их нельзя потрогать, но зато можно воспроизвести. Через промежутки времени у разных людей. Сила теоретико-познавательной деятельности раздвигает границы повседневного бытия человека. В повседневном бытии человек привязан к конкретным вещам, событиям – всё это тленно. А в мире идей этот горизонт повседневности исчезает, познание даёт возможность двигаться в горизонте бесконечности. Познавательная деятельность не удовлетворяется субъективными мнениями, она стремиться выйти к абсолютным истинам. Поэтому, с точки зрения теоретико-познавательного отношения, ориентируясь на абсолютную истину, формируется критическое отношение к миру, а это свойственно европейцам. Возникновение теоретико-познавательного образа жизни означало рождение человека нового типа – европейской сверхнации, благодаря этой установке возникает духовное сродство – способность занимать критическую позицию и ориентироваться на истину как норму жизни.

Цель Гуссерля отстоять духовную ценность Европы в условиях кризиса и найти путь продолжения рационального образа жизни, который способен вывести Европу из кризиса. Из современных философов близкую позицию занимал Ясперс. Ясперс выделял идею осевого времени в человеческой истории – ось миров. Суть осевого времени: ось мировой истории отделяет мифологическую эпоху от эпохи человека современного типа, главный критерий современного человека- это такой человек, который способен осознать целостность бытия и своё место в этом бытии. Эта способность – рефлексия. Ясперс более демократичен в том плане, что не только греки совершили революцию, а ось миров проходит и через Китай, Палестину, Иран. Как европеец Ясперс говорит, что до XV века эти культуры развивались одновременно, но с конца XV века европейцы обгоняют другие культуры, так как у них возникает наука и техника (познавательная деятельность). Нужно сказать, что и Ясперс и Гуссерль продолжали традиции немецкой классик, хотя уже у Канта мы видим различение теоретического и практического разума; Гегель говорит о том, что мышление человека не есть воля. Воля – практический разум, особый способ мышления. «Я нахожусь в мире у себя, когда я знает мир»,- Гегель, - теоретическое отношение весьма высокое отношение: человек чувствует себя как дома, когда он знает мир

Сторонники этого подхода связывают познание с тем, что оно выделяет человека как человека. Они противопоставляют познание практике. Познание, и лишь оно, делает человека тем, кем он есть, практика находиться ниже по рангу.

Концепции, отвергающая решающую роль познания: Прежде всего, здесь следует назвать марксизм как философское воззрение. По мнению Маркса немцы возвеличивали познание. Теоретико-познавательная деятельность не самоценна и не играет революционной роли. Производство идей первоначально вплетено в материальную деятельность людей и отделение её как особого и самостоятельного вида деятельности происходит только в период действительного разделения труда: на умственный и физический.

В марксизме теория и практика неразрывно связаны - в этом главная мысть соотв. раздела книги Лойфмана и Руткевича. В самом общем виде единство теории и практики они представляют как диалектическое единство сознания и материи, субъекта и объекта, взятое в деятельностном аспекте.

Деятельность человечества направлена на материальное преобразование природы ® Теоретико-познавательное отношение человека к миру, согласно данной концепции, обусловлено его практическими интересами. Человек изучает объект, ставший для него предметом сознания, выделяя в нём важные для себя аспекты. Поэтому центральной категорией при рассмотрении вопроса о теоретико-познавательном отношении является практика.

Выделяют 3 элемента практики:

1) Целесообразная деятельность. (Человеческое познание должно иметь результатом некоторое объективное знание, которое может воздействовать на деятельность);

2) Чувственно-материальная деятельность;

3) Деятельность, которая приводит к изменению материальных систем.

Практика (в марксизме) является целью, основанием познания и критерием истины. Это универсальный, всеобщий критерий, причём не одномоментный акт, а процесс.

Замечания: Если стоит вопрос о критериях, нужна некоторая определённость. Критерий не может быть процессом, он должен действовать, оценивать в конкретных обстоятельствах. Поэтому практику как критерий можно применять, как угодно, что ведёт к релятивизму, примером чему может служить политика Ленина: повороты в политике в зависимости от ситуации.

Такова основа марксистской концепции, в которой отражены некоторые важные моменты, например, социальная обусловленность познания. Однако существуют и другие подходы, которые необходимо рассмотреть.

· Можно выделить культурологический подход и проследить его на исследованиях О. Шпегнлера, который укореняет любое познание в особенностях конкретной культуры.

· Ницше задаётся вопросом: должна ли господствовать жизнь над познанием или познание над жизнью? Никто не может усомниться,что жизнь есть господствующая сила; познание, которое уничтожило бы жизнь, уничтожило бы и себя; познание предполагает жизнь. Если жизнь берёт верх над познанием, то жизнь это всё естественное существование человека, всё то, что свойственно человеку как животному существу. Жизнь – поток, который проникает в нас через уши, глаза и возвращается через руки, ноги, мысли, говорит куда направить этот поток.

· По вопросу о социальной обусловленности познания можно обратиться к концепции М. Фуко («Археология гуманитарных наук») - категория эпистемы: человеческое знание различным образом оформляется в разные эпохи, оно обусловлено социальными моментами («История безумия»).

Практика может трактоваться и более широко. Например, европейский сенсуализм исследует категорию опыта, но ограничивает опыт сознанием индивида, не рассматривает общесоциальный аспект.

Внесение деятельности в познавательный процесс начинается, якобы, с Канта....

Роль практики в научном познании проявляется в научном эксперименте и научном наблюдении. В некоторых науках эксперимент невозможен (историческое познание: практика - обнаружение новых свидетельств), в области социальных наук он встречает специфические трудности (невозможность ставить эксперименты на всём обществе).

Таким образом, каждый из философов подчёркивает значимость какого-либо аспекта, связанного с этой проблемой. Маркс говорит, что человек живёт в обществе, не может быть свободен от этого общества, следовательно, нужно раскрыть практические взаимодействия людей. Гуссерлевская концепция настаивает на разведении практических и научных интересов. Но полностью выводить науку за пределы жизни нельзя, поэтому он в последствие вводит понятие «жизненного мира», куда вписывает эту науку наравне с другими формами деятельности.

В итоге мы наблюдаем общую тенденцию на информатизацию, из-за которой становиться сложно отличить практику от познания, которые всё больше между собой переплетаются. И здесь надо отдать должное Марксу с его представлением о диалектическом единстве сознания и материи, субъекта и объекта, взятых в деятельностном аспекте. И закончить надо тем, что возникнув в Др. Греции, разделение на теорию и практику стало одной из философских проблем, которую пытается решить философия и по сей день.

И ЕЩЕ ПРО ПОЗНАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.006 с.)