Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание.
Если попытаться выразить аргументы сторонников подхода, признающих решающую роль познания, то это мощная традиция имеет наиболее авторитетной фигурой Э. Гуссерля. Философия Гуссерля задал ориентир многим современным течениям философии. В работе «Кризис европейского человека и философии» (1936) он оценивает всю прошедшую историю человечества и считает, что принципиально можно выделить два способа отношения человека к миру, две жизненные установки (устойчивых стиля жизни) – практическая и теоретическая. Практическая исторически первична, она изначальна, она раскрывает фундаментальный способ человеческого бытия – это естественная жизнь человека, которая отличается наивностью, вжитостью в мир, отсутствием устойчивого интереса к тому, что происходит в мире (в практической установке мир для человека нетематезирован). Практическая установка мифорелигиозная или мифопрактичная. Теоретическая установка – главное её отличие – она целиком и полностью не практична. Человека охватывает страсть к познанию мира, свободная от практических интересов. Человек в замкнутом круге познавательного действия творит чистое познание (теория). Человек начинает познавать мир, когда истекли часы службы. Это признаки напоминают образ созерцающей жизни философа или учёного. В истории человечества два способа: 1) большинство; 2) меньшинство людей. Сначала теоретический способ является образом жизни отдельных людей, затем охватывается сообщество людей, и он постепенно задаёт ориентацию всей европейской культуры. Теоретическое отношение к миру это частное явление, но оно задаёт тип поведения для целой культуры. Для Гуссерля возникновение познавательного отношения – исторический факт VI века и произвёл революцию во всей предшествующей человеческой истории. Практика – это деятельность с реальными вещами, расположенными в пространстве и во времени, она обслуживает человеческую телесность и создаёт такие культурные формы как земледелие, ремесло, культ. Жилище, здоровое состояние человеческого тела. Познание – это действие с идеями и по поводу идей, - это изготовление идей. Идеи существуют иначе, чем реальные вещи, они не портятся, непреходящи, их нельзя потрогать, но зато можно воспроизвести. Через промежутки времени у разных людей. Сила теоретико-познавательной деятельности раздвигает границы повседневного бытия человека. В повседневном бытии человек привязан к конкретным вещам, событиям – всё это тленно. А в мире идей этот горизонт повседневности исчезает, познание даёт возможность двигаться в горизонте бесконечности. Познавательная деятельность не удовлетворяется субъективными мнениями, она стремиться выйти к абсолютным истинам. Поэтому, с точки зрения теоретико-познавательного отношения, ориентируясь на абсолютную истину, формируется критическое отношение к миру, а это свойственно европейцам. Возникновение теоретико-познавательного образа жизни означало рождение человека нового типа – европейской сверхнации, благодаря этой установке возникает духовное сродство – способность занимать критическую позицию и ориентироваться на истину как норму жизни.
Цель Гуссерля отстоять духовную ценность Европы в условиях кризиса и найти путь продолжения рационального образа жизни, который способен вывести Европу из кризиса. Из современных философов близкую позицию занимал Ясперс. Ясперс выделял идею осевого времени в человеческой истории – ось миров. Суть осевого времени: ось мировой истории отделяет мифологическую эпоху от эпохи человека современного типа, главный критерий современного человека- это такой человек, который способен осознать целостность бытия и своё место в этом бытии. Эта способность – рефлексия. Ясперс более демократичен в том плане, что не только греки совершили революцию, а ось миров проходит и через Китай, Палестину, Иран. Как европеец Ясперс говорит, что до XV века эти культуры развивались одновременно, но с конца XV века европейцы обгоняют другие культуры, так как у них возникает наука и техника (познавательная деятельность). Нужно сказать, что и Ясперс и Гуссерль продолжали традиции немецкой классик, хотя уже у Канта мы видим различение теоретического и практического разума; Гегель говорит о том, что мышление человека не есть воля. Воля – практический разум, особый способ мышления. «Я нахожусь в мире у себя, когда я знает мир»,- Гегель, - теоретическое отношение весьма высокое отношение: человек чувствует себя как дома, когда он знает мир
Сторонники этого подхода связывают познание с тем, что оно выделяет человека как человека. Они противопоставляют познание практике. Познание, и лишь оно, делает человека тем, кем он есть, практика находиться ниже по рангу. Концепции, отвергающая решающую роль познания: Прежде всего, здесь следует назвать марксизм как философское воззрение. По мнению Маркса немцы возвеличивали познание. Теоретико-познавательная деятельность не самоценна и не играет революционной роли. Производство идей первоначально вплетено в материальную деятельность людей и отделение её как особого и самостоятельного вида деятельности происходит только в период действительного разделения труда: на умственный и физический. В марксизме теория и практика неразрывно связаны - в этом главная мысть соотв. раздела книги Лойфмана и Руткевича. В самом общем виде единство теории и практики они представляют как диалектическое единство сознания и материи, субъекта и объекта, взятое в деятельностном аспекте. Деятельность человечества направлена на материальное преобразование природы ® Теоретико-познавательное отношение человека к миру, согласно данной концепции, обусловлено его практическими интересами. Человек изучает объект, ставший для него предметом сознания, выделяя в нём важные для себя аспекты. Поэтому центральной категорией при рассмотрении вопроса о теоретико-познавательном отношении является практика. Выделяют 3 элемента практики: 1) Целесообразная деятельность. (Человеческое познание должно иметь результатом некоторое объективное знание, которое может воздействовать на деятельность); 2) Чувственно-материальная деятельность; 3) Деятельность, которая приводит к изменению материальных систем. Практика (в марксизме) является целью, основанием познания и критерием истины. Это универсальный, всеобщий критерий, причём не одномоментный акт, а процесс. Замечания: Если стоит вопрос о критериях, нужна некоторая определённость. Критерий не может быть процессом, он должен действовать, оценивать в конкретных обстоятельствах. Поэтому практику как критерий можно применять, как угодно, что ведёт к релятивизму, примером чему может служить политика Ленина: повороты в политике в зависимости от ситуации. Такова основа марксистской концепции, в которой отражены некоторые важные моменты, например, социальная обусловленность познания. Однако существуют и другие подходы, которые необходимо рассмотреть. · Можно выделить культурологический подход и проследить его на исследованиях О. Шпегнлера, который укореняет любое познание в особенностях конкретной культуры. · Ницше задаётся вопросом: должна ли господствовать жизнь над познанием или познание над жизнью? Никто не может усомниться,что жизнь есть господствующая сила; познание, которое уничтожило бы жизнь, уничтожило бы и себя; познание предполагает жизнь. Если жизнь берёт верх над познанием, то жизнь это всё естественное существование человека, всё то, что свойственно человеку как животному существу. Жизнь – поток, который проникает в нас через уши, глаза и возвращается через руки, ноги, мысли, говорит куда направить этот поток.
· По вопросу о социальной обусловленности познания можно обратиться к концепции М. Фуко («Археология гуманитарных наук») - категория эпистемы: человеческое знание различным образом оформляется в разные эпохи, оно обусловлено социальными моментами («История безумия»). Практика может трактоваться и более широко. Например, европейский сенсуализм исследует категорию опыта, но ограничивает опыт сознанием индивида, не рассматривает общесоциальный аспект. Внесение деятельности в познавательный процесс начинается, якобы, с Канта.... Роль практики в научном познании проявляется в научном эксперименте и научном наблюдении. В некоторых науках эксперимент невозможен (историческое познание: практика - обнаружение новых свидетельств), в области социальных наук он встречает специфические трудности (невозможность ставить эксперименты на всём обществе). Таким образом, каждый из философов подчёркивает значимость какого-либо аспекта, связанного с этой проблемой. Маркс говорит, что человек живёт в обществе, не может быть свободен от этого общества, следовательно, нужно раскрыть практические взаимодействия людей. Гуссерлевская концепция настаивает на разведении практических и научных интересов. Но полностью выводить науку за пределы жизни нельзя, поэтому он в последствие вводит понятие «жизненного мира», куда вписывает эту науку наравне с другими формами деятельности. В итоге мы наблюдаем общую тенденцию на информатизацию, из-за которой становиться сложно отличить практику от познания, которые всё больше между собой переплетаются. И здесь надо отдать должное Марксу с его представлением о диалектическом единстве сознания и материи, субъекта и объекта, взятых в деятельностном аспекте. И закончить надо тем, что возникнув в Др. Греции, разделение на теорию и практику стало одной из философских проблем, которую пытается решить философия и по сей день. И ЕЩЕ ПРО ПОЗНАНИЕ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.006 с.) |