Проблема истины. Философские концепции истины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема истины. Философские концепции истины.



Истину можно определить, как соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Вопрос о характере соответствия знания и действительности и самой возможности совпадения мысли и объекта является предметом разногласий между различными философскими направлениями с древнейших времён и до наших дней. сложность этого вопроса не осознаётся вполне, пока речь идёт о предметах и связях человеческого обихода, об использовании привычных вещей. Проблема истины возникает тогда, когда человек пытается раздвинуть границы обычного, ввести в свой опыт неизвестные прежде объекты и отношения. Тогда и возникает необходимость в философском анализе проблемы истины. Существует 4 концепции истины: 1.Классическая концепция, кот. была предложена Аристотелем: «тот, кто говорит, что существующее существует, а несуществующее не существует, говорит истинно». Т.о. истина - соответствие высказываемых знаний действительному положению дел. Истина есть соответствие.

2.Когерентная концепция: истина есть соответствие одного высказывания другому. 3.Онтологическая концепция, представителями которой являются Хайдеггер и Деррида. Хайдеггер говорит, что истина есть непотаённость (элитея), т.е. существует как конкретное вот-бытие. Истинным является то, что бытийствует. И истина онтологична в том смысле, что она выступает наружу без субъекта. Деррида при анализе истины совпадает с Хайдеггером. Он выделяет несколько способов существования истины: истина существует в качестве преследуемой, т.е. она есть, но только её нужно достичь; истина существует, но она недостижима; Деррида видит неограниченность этих подходов и выделяет 3й, опираясь на Ницше – истина есть некое движение дистанций, т.е. она (как женщина) никогда не существует в качестве определённости, она есть постоянное ускользание и в результате возникает целая серия истин, каждая из которых заменяет предыдущею и невозможно создать определённое понимание истины. 4.Прагматическая концепция: Д.Дьюи и У.Джеймс говорят, что «прагматический» критерий истиннности в том, что истинно то, что отвечает практической успешности действия, т.е. то, что выгодно в данной ситуации. Также необходимо определить, что такое ложь. Слова истина и ложь имеют множество значений, выходящих за рамки познания. Ложь может определяться как ошибка, обман, а И. как истинное счастье, истинное произведение искусства. В русском языке есть ещё слово правда, это когда говорится то, что думается, т.е. соответствие утверждения убеждениям говорящего. Но истинность является характеристикой не только языковых форм, существует ещё убеждение или верование, которые помогают рассматривать истинные утверждения как феномен знания. И сущ. 4 случая взаимоотношения данных элементов: 1.Утвержд-е соответствует убеждению, а убеждение соотв. положению дел, действительности (истина-правда); 2.Утврждение соответствует убеждению, а убеждение не соотв. действительности (заблуждение-правда); 3.Утв-е не соотв. уб-ю, а уб-е соотв-т дей-ти (ложь-обман); 4. Утв-е не соотв. уб-ю, а уб-е не соотв-т дей-ти (ложь-неправда). Т.о. ложь - это несоответствие наших утверждений нашим убеждениям и она возникает во время коммуникации. Чтобы не было лжи нужно, чтобы во внутр. и внешн. речи было либо убеждение, либо отрицание. Если утверждение соответствует действительности, то истина объективна, т.е. если снег идёт, то кто-бы что ни говорил, снег всё равно будет идти. И объективность безразлична к мнению человека. Абсолютность И., буквально - безотносительность. Р.Рорти рассматривает истину, как согласие, консенсус (т.е. если напр. человечество договориться считать Гитлера пацифистом, то это будет так). Но, к сожалению, не обо всём можно договориться. Понятие И. становится проблемой, т.к. все философы придерживаются разных т.зр., ведь философия характеризуется наличием индивидуального подхода ко всем проблемам. Философ пытается сделать истину для себя. Но если следовать классической концепции истины, что И. – соответствие чел. знаний и действительности, то можно сказать, что И. т.о. постоянно требует нов. достижений в области знания. Так она оказывается определителем соответствия чел. уровню тех проблем, кот. он по необходимости вынужден решать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.167.52.238 (0.018 с.)