ТОП 10:

ПРИРОДА МОРАЛИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ



Мораль - это специф. соц. регулятор, кот-ый имеет целью упорядочивание отношений индивид-общность, сохранение общности, и осуществляет ее только духовным (обычаи, общ. мнение, личная убежденность) способом. Происхождение морали: от Талиона к золотому правилу нравственности. 1)tзарождения М? 2)В ответ на какую объективную необх-ть возникла М? 3)Как именно происходило становление М?1) первобытное стадо (ок. 2 млн. – 50 тыс. лет до н.э.) – обычай захоронения умерших. Потом решили, что это была не М, а элементарная гигиенич.необх-ть. Период материнского рода (ок. 6 тыс. лет до н.э.) – возн-е протоморали (диффер-ия сознания). Здесь появляются имена. Имя – фиксация особенности, отличия одного от другого, осознанные индивидом. 2)необх-ть сохранения рода от внутр-го и внеш-го разрушения. М возникает как хранительница общности. Первые нормы регулирования – табу. 3) одновременно шел процесс формир-я и М-го сознания и М-ой практики. Первая оппозиция: полезное и вредное, опасное и безопасное. Двойственность первобыт.М: все люди делятся на своих и чужих. Талион (лат. возмездие) – обычай ограничения кровной мести (око за око…). Талион – основа Мй и правовой регуляции. В основе принцип воздающей справедливости. Затем в сер. 18 века появляется «золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего себе не желаешь. Оно существовало и в раньше, но обозначаться так стало только в 18 веке. Оно знаменовало переход от безличной ответственности рода к отв-ти инд-да. Общечел-й смысл ЗП сопряжен с идеей равенства. Его положит-е значение: личность берет отв-ть на себя, вырабатывает спос-ть ставить себя на место другого.

(Эйнгорн говорила, что это типология этич. учений):др.концепции происх-я. Натуралистическая или эволюционистская: М-простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных, как способа выживания вида в б-бе за $. Антропологическая, М выводят их прды чел-ка как ест-го существа, его потребностей и интересов, биолого-психической сущности. В рамках этого направления этич-е школы: гедонизм (от греч. удовольствие, наслаждение) из эмп.ощущений уд-ия или неудов-ия. эвдемонизм (от греч. счастье). Счастье считалось исходным принципом нраственности, ее главной целью. Креационистские или религиозные концепции, где источником морали явл. бог. И социально-исторический подход, кот-ый исходит их того, что между биологической прдой чел-ка и животного $ принципиальная разница, порождаемая усл-ми $ и развития об-ва.Важнейшей особенностью духовной жизни чел-ка, включая нравственность, явл. активная деят-ть людей, кот-ая отличается от стадного поведения животных своей целесообразностью и осмысленностью.

Сущность морали.Сущность – главное и необходимое в исследуемом Оте, родовой признак: М-СОЦ-ЫЙ РЕГУЛЯТОР. Сущностные признаки морали: регулятивность, социальность, социальная неоднородность, историчность, особое место в системе социальной регуляции. Регулирует общ-е NN чз мотивацию поступков и оценку поведения ч-ка в идеях добра н зла, долга и совести, чести и достоинства, счастья и справ-ти. Специфика (особое, единичное, уникальное). Политика и право тоже соц. регуляторы. Но от морали они отличаются по цели регуляции и по способу. Цель: политика – вл-ь, потребности и интересы различных слоев, у права –защита собств-ти, охрана общ-го порядка, а у М - упорядочивание NN индивид-общность, сохранение общности. В способах:: политика – полит.просвещение (дух-й), сис-ма эк-ой помощи или блокады (матер-й), тер.акты, войны (насильственно-физический), у права - правовое просвещение, суды присяжных заседателей, комитет по помилованию (духовный), штрафы, лишение имущества (матер-й), лишение свободы, жизни (насильственно-физический), а у М т. духовный– обычаи, общ. мнение, личная убежденность. Это самый совершенный вид регуляции, но самый бессильный. Объектная специфика М. (М как абстракция, идеал, целостный предмет): 1)ист-ая долговременность. М возникла раньше др-х способов соц. регуляции;2)всеобъемлемость3)неинституциональность=всеинституциональность.4)деятельностная необособл-ть– универс. хар-р противоречия, на разрешение кот-го М направлена (должное и сущее, инд-е и общее, добро и зло). Субъектная СМ. Признаки: 1) Мая сознат-ть - адекватное отражение и воплощение в дейст-ть требований ценностей моральной необходимости.2) Добровольность. Воля – акт С, направленный на его реализацию в д-ти. 3) М.мотив. Мотив – объяснительный принцип д-ти, неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель наших действий.

Ff М определяют нашу повс-ть: 1)Регулятивная: регулирует поведение индивида (направление помыслов и действий) 2)Пз-я: когда ч. оценивает поступки, он получает представления о внутр-м мире (своем и других). Нр-е качества – необходимое условие л.П 3)воспит-я 4)оценочная: оценка о$ся чз призму понятий мС (добро, зло и т.д). В мС сущее сопоставляется с должным. 5)ценностно-ориентационная: предпочтительное N к ценности. Далее М переходит в Нть: 6)мз-ая и мироNческая 7)универс-ной коммуникации 8)универс-ой адаптации ч-ка к миру 9)человеко-творческая 10)спасение чел-го рода от разрушения







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.003 с.)