ТОП 10:

ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ФУНКЦИЙ. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ С ДРУГИМИ ФОРМАМИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.



ПРИЧИННОСТЬ И ДЕТЕРМИНИЗМ. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ.

Причинность выражает некую генетическую связь явлений. В силу единства мира каж. явл-е в той или иной степени зависит от некоторых иных явлений; формы вз/обусловленности явл-й многообразны, среди них в контрасте с П. Современный детерминизм выделяет такие негенетические зависимости, как функциональная и корреляционная связи.

Детерминмзм – учение о связи и вз/обусловл-ти явл-йдейств-ти. Д. рассматривает вопросы о зак-х природы, о вз/действии природы и общества, о движущих силах общ. разв-я. Центр. вопрос Д.= о существовании и действии зак-в. Признание зак-в, по сути. означает возм-ть научного познания природы и общества, возм-тей науки. Отрицание зак-в стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые пр-сы. Сложность вопроса о соц. зак-х объясняется ещё и тем, что в пр-се становления общ/зн-я доминировало стремление формировать представление о зак-х общ-ва по образцу зак-в ест/научных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы зак/мерных связей общественной ж. Эта тенденция не преодолена полностью и до наст. Вр. Особую методологическую труд-ть всегда представляла трактовка зак-в, выводимая из деят-ти вз/обусловленных чел. индивидов. Понимание обществ. Усл-й в кач-ве продуктов деят-ти людей создаёт возм-ти для преодоления этой труд-ти.

Свобода – сп-ть ч-ка овладевать усл-ми своего бытия, преодолевать завис-ти от природных и соц-х сил, сохранять возм-ти для самоопр-я, выбора своих дей-й и поступков. С. выступает одной из универсальных хар-к проблем-ки чел. бытия; вопрос о С. – один из важнейших в опр-и ч-ком своих позиций, ориентиров своей ж. и деят-ти. Понятие С. связано с понятием необходимости, зависимости (независимости), отчуждения, ответственности. Вз/опр-я этих понятий меняются от эпохи к эпохе, специфичн для разных культ. схем:

Для людей родоплеменного общества быть свободным=принадлежать роду, их миру, быть «своим», не попасть в зав-ть от принятых чужаками зак-в.

Для ч-ка индустриальногообщ-ва С. носит прежде всего юрид. и эк. смысл как С. распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть ср-ми самостоятельной ж., обладать возм-тью их созд-я.

В ХХ в. в связи с тем,что людям приходится вз/действовать в усл-х многомерного соц. бытия, С. становится сп-тью ч-ка к поведению, соразмеряющему самост-ть индивида с действием разнообразных соц., культ., технолог-х форм, с умением осваивать и контролировать их воспр-во, т.е. С может пониматься и как восстановление индивидами контроля над отчужд-ми от них стр-ми власти, произ-ва, инф-ции.

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ИСКУССТВА (В ИСТОРИИ И СОВРЕМ-ТИ)

И. с древности являлось одним из универсальных способов конкретно-чувствен. выраж-я невербализуемого дух опыта, прежде всего эстетического. Определение сущности ис-ва на протяжении истории претерпевает изменения, и до наст t. не м.б. закреплено однозначно, им. поэтому явл. проблемой.

В ант-ти термин-м «и» обзнач. всю широкую сферу искусной практической и теоретической деят-ти, кот. треб. опред. практич. навыков, обучения, умения. В разряд ис-ва попадали и типичн. ремесла (плотницк. дело, гонч-е пр-во), науки (арифметика, диалектика) и то, что новоевроп-я эст-ка отнесла к и., т.е. «изящные искусства» (поэзия, драматургия, арх-ра, живопись), ис-ва как концентрир. выраж-е эстет. опыта.

Античность видела происх-е ис-ва (гр.techne) в энтузиастическом, божественном. Счит, что поэты, муз-ты, танцоры получ свои знания непоср. в энтузиастическом (энтуз-м - божественное воодуш-е, ниспосланное свыше) экстазе непоср. от дочерей Зевса – муз, -мусические ис-ва. Этой линии, в далнейшем придерживалась платоновско-неоплатоническая эст-ка.

Аристотель относил и. (равно творчество-poiesis) к чел. разуму, складу души, «истинному суждению», напр. на созд-е того, чего еще нет, что не может возникнуть естественным путем: «это некий причастный к истинному суждению склад души, предполаг. тв-во». Призв-я и. равноценны природным объектам.

Трактат Ар-ля «Об ис-ве поэзии» посвящ. осн. принципу и.-подражанию (мимесис). По миметическому признаку Ар-ль различал ис-ва на созидающие некие новые вещи в дополнение к природным или подражающие уже существующим в природе вещам. Теория подражания строится на учении о бытии, диалектике формы и материи. Кажд. вещь есть единство формы и материи. Худ. тв-во: переход материи в форму и формы в материю. Согл. Аристотелю, все, что созд-ся ис-вом, возник-т из соотнесения материи с формой, кот. содерж. в душе чк. Форма не творима, она лишь реализуется в материале. Творч. деят-ть – реализация того, что наличествует в душе чк. Худ-к не творит новых форм и не создает ничего нов., чего не было бы в природе. Он т. умело сочетает форму, хранящ-ся в его душе с материей. Все ис-ва по своей природе явл подражательными. Подр-е - деят-ть, к кот. чк. склонен по природе, оно носит познавательный хар-р.

Христ к-ра в понимании сущ-ти ис-ва опир. на теории антич-х авторов. С эпохи Возрождения ис-во нач. отл-ть от науки и ремесла и усматривают в качестве его сущности его эстет. специфику. В спец класс выдел ис-ва, цель кот. изображение или созд-е прекрасного, возбужд-е эмоц впечатл-я, т.е. выражение невербализ. эстет. опыта. К сер. 18в такое понимание ис-ва закрепл. термином «изящные ис-ва»(музыка, поэзия, живопись,скульптура )– т.е. акцент нач. ставиться на неутилитарности, ортениация на прекрасное и возвышенное и эстетическое наслаждение).

Кант усматривает сущность иск-ва как занятие, кот. приятно само по себе, сранив-т ис-во с игрой. Цель кот.- чув-во удовольствия и специфич. познание, скорее прозрение – ис-во как откровение.

Гегель критиковал упрощенное понимание миметического принципа ис-ва как подражание видимым формам реальной дейст-ти. Г. в качестве важней-й предмета выдвигал идеал. Диалектич. хар-р природы идеала: соразмер-ть формы выражения выражаемой идее, объедин. общезначим-ти и индивид.содержания. Идеал – подчин-ть всех эл-в произ-я единой цели. Пр-е ис-ва – продукт чистого духа.

Три стадии: символическая(нет адекв-х форм выражения, Др. Восток); классическая (форма и идея достиг-т полной адекватности; Др.Греция); романтическая(духовность перерастает конкр.формы чувств-го выраж-я, дух рвется в иные формы самопозн-я – религию и фс.; ис-во исчерпывает свои возмож-ти). И. – инобытие абсол. духа.

Марксизм определяет сущность ис-ва как форму общественного сознания, кот. отражает общ. бытие и его классовую сущ-ть. И. появл. в рез-те опред. соц потребности.(опред. сущ-ти И. в социологич-м ключе – социолог. концепция).

М выделить след. трактовки сущ-ти И.: (по А.Ф.Еремееву, «Границы иск-ва»)

Гносеологическая: Идея И., достоверно познающего R(И.-зеркало). Аристотель,Гегель(И.-непоср. созерц. истины), Черныш-й. И. раскрываеи О-ю сущ-ть чк в его дух стан-и. В данной тракт-ке не раскрыв-ся. сущ-ть ис-ва, нго отл-е от нк и фс.

Деятельностная: И. –единство 4-х видов деят-ти: преобразовательной, познав-й, ценностно-ориентац-й, коммуникативн. Продуктивно-творч. хар-р худ.деят-ти: восприятие, осмысление, интерпрет-я. По Еремееву, здесь не вскрыв-ся специфики ис-ва. Еще одна попытка опред-ть сущ-ть И. ч/з один абсолютизир-й признак.

Аксиологическая: И. представляет собой духовно-ценностный синтез в конкр. об-ве, оно выполн-т f-ю транслирования ценн-го отношения к действительности.

Феноменологическая: И. моделирует особую реальность, некую феноменологич. данность, кот. восприн с пом-ю воображения и переживания. И. моделирует поток опред. видимостей сознания, кот. несет в себе дух.ценностную информацию.

На рубеже 19-20вв нач развив. отдельн. дисциплины, посвящ ис-ву: психология И., социология И, семиотика И., в рез-те из поля зрения выпад. эстеитч. ядро ис-ва, что привело во 2-й половине 20в, к полному размыванию границ И как худ.-эстет. феномена. Этому спос-ло появление ряда новых
Ис-в, осн-х на достижении новейшей техники: фотографии, кино, дизайна, видеоклипа.

На сегодн. день в культуре сформиров-сь полисемантичное многоуровневое смысловое поле фс. И-ва, включ-й. общий для европ-й к-ры комплекс сущнос-х хар-к ис-ва, и множ-во частных пониманий, противополож-х друг другу, но в целом укладыв-ся в классич-ю европейскую фс. И.

Сущность классич. евр. фс. И. сводится к пониманию его как миметической деят-ти, ориентир. на выраж-е красоты. М.б сформул. след образом: -И. вторично в Универсуме. Его произ-е – дело рук чк. Они сотворены по принципу подраж-я об`ект-но существующей. R в худ образах(понимаемых от зеркальн. копий до условн. знаков), позволяющих проникнуть в сущностные глубины отображаемого предмета, не доступные для познания никакими др. ср-ми. Сущ-ть И. в евр. трад-и всегда связ. с красотой, прекрасным, поэт. И. в конечн. счете понималось как выр-е или созидание красоты, доставл. S`ту восприятия эстет. наслажд-е.(Р.Гаманн)

Адорно: всякое общее определение И – опред-е того, чем оно стало. Ретроспективн. ед-во определений. И. не абстрактно, оно пребыв. в живом становлении.

 

ЕЩЕ ПРО ПОЗНАНИЕ.

В итоге мы наблюдаем общую тенденцию на информатизацию, из-за которой становиться сложно отличить практику от познания, которые всё больше между собой переплетаются. И здесь надо отдать должное Марксу с его представлением о диалектическом единстве сознания и материи, субъекта и объекта, взятых в деятельностном аспекте. И закончить надо тем, что возникнув в Др. Греции, разделение на теорию и практику стало одной из философских проблем, которую пытается решить философия и по сей день.

И ЕЩЕ ПРО ПОЗНАНИЕ

Спор рационализма и эмпиризма «снимается» в философии Канта. Критицизм Канта ищет первоисточники знания для того, чтобы установить его необходимость. Он оценивает не факты сознания, а само сознание. Кант исходит из очевидной истины, что познавать человек может только то, на что у него есть способности. А отсюда и главная задача – понять, какие способности есть у человека. Три уровня познания – чувственность, рассудок и разум – составляющие единое целое субъекта познания дают нам ответ на вопрос о чувственном рациональном и иррациональном в познании. Каждый человек наделен всеми тремя способностями. Использование их определяется теми познавательными задачами, которые стоят перед человеком. Таким образом, мы приходим к выводу, что процесс познания многогранен и определяется различными познавательными способностями человека. Несмотря на то, что в разные эпохи приоритет отдавался той или иной способности, следует подчеркнуть целостность процесса познания и взаимодополняемость различных его составляющих.

Соц. проявления нки весьма разнообразны: нк и разнообразный вид деят-ти в общ-ом разделении труда, её учакстникам свойст-ы конкретные соц. роли, она организована в особые институты, и с т.з. нки как З социологии есть что сказать, поскольку социальная прда нки сказывается и в её содержании. Совр. соц. нки развивается в полемике с традиционно понимаемой фс-ей нки. Темы и методы социологии нк задаются состоянием и наработанными методамт общей социологии.

Когнитивная социология науки. Приверженцы КС постоянно цитируют Куна и Фейерабенда, обращаются к феноменологии(Шюц). Малкей. Основной тезис КС: внешние по N к нк соц. и культурные факторы оказывают воздействие на скорость, направление развития, содержание науч-го мыш-я-на его понятия, эмпирические рез-ты и способы интерпритации.

"Интерпретативная" социология науки(этнометологический подход в социологии нк). В основе этнометодологии лежит стремление понять процесс коммуникации как процесс обмена значениями. Учитывается также, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем вербальная. Особенности: 1)R трактуется как мир значений, обладающих лишь видимостью объективностью 2)объективная R распадается на мн-ва уникальных ситуаций 3)акцент в анализе нк делается на выработке согласия мж членами исследовательской группы, их взаимопонимания. В рез-те науч.R оказывается продуктом интерпретационной деят-ти: она упорядочивает общение мж людьми; она не отгорожена от повсед.жизни - использует схемы обыденного сознания и опыта. Неприятие колич. методов исследования -использования прцедур кач. описания, в т.ч. включённого наблюдения, герменневтической интерпретации смысла ,"полевых" интервью и т.д.

Институциональная социология науки. Внимание социолога-нк как относительно самостоятельный соц.институт. Признание специфики науч. деят-ти как профессии и институциональной формы её организации. Бернал: раскрывает соц. и техн. значимость нк, приложимость её рез-тов к соц. и техн. практике об-тва.

Общ. вывод: развитие фс нки тесно связано с соц. нки. Их взаимное влияние, пересечение методов исследования (особенно это относится к когнитивной социологии науки) необходимо.

ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ФУНКЦИЙ. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ С ДРУГИМИ ФОРМАМИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.

Предмет философии в качестве общезначимого невозможен, так как предмет философии историчен. Почему, будучи историчным, предмет фс всегда существовал и будет существовать?

Возникая, фс сохраняется во времени, умножает фс способы объяснения мира, постоянно обновляется. То есть предмет философии постоянно обновляется. Фс возникает как высвобождение от мифологии. Фс возникает как рефлексия над мудростью. Мудрость – попытка понять сложность человеческого бытия. Сократ говорил о философии как поиске мудрости. Философ не мудрец, он искатель мудрости. Платон – предмет фс – размышление над единым благом. Аристотель – фс это наука о началах и причинах бытия, исследование первых причин (формальная, материальная, действующая, целевая). Античную философию занимали отношения вечного и временного, чувственного и духовного.

В античности господствовало искусство как форма духовной жизни людей, фс тоже была искусством нахождения вариантов понимание бытия.

В средневековье господствующей была религия, фс в этот период становится верой основанной на разуме. Если религия основывается на догматах, то фс пытается обосновать их с помощью разума (например, догмат троицы). В этот период отцы церкви и философы объединяются в одном лице. Религия со стороны фс подвергается критике.

В новое время все сферы духовной жизни людей оказывает всё большее влияние научное мировоззрение. Фс определяет свою специфику в отношении, прежде всего естественных наук.

Гуссерль говорит о фс как строгой науке. Предмет фс историчен: меняется мир, меняется человек, следовательно, меняется фс.

В истории фс предметов было множество: абсолютное, универсум, абс. Дух, Мировая воля, язык науки.

Современная фс плюралистична, множественна, разнообразна. Делёз и Гватари считают, что предметом современной фс должен быть поиск концептов, концепт - точка сборки, способ построения, конструирования миров.

Фс сохраняется уникальной формой жизни людей – постоянно обращается к истокам. Пытается осмыслить индивидуальную человеческую жизнь через призму родовой жизни.

В ходе предметного самоопределения фс, и её внутренней дифференциации сформировались такие фс. дисциплины: онтология, гносеология, логика – наука о формах правильного мышления, этика, эстетика и т.д. Начиная с эпохи возрождения, процесс размежевания между фс и частными науками протекает убыстренными темпами. Взаимоотношения между фс. и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась фс. В 17-19 веках создавались системы, в которых естествознанию противопоставлялась фс. природы, истории –фс. истории, правоведению -фс. права. Считалось, что фс. способна выходить за пределы опыта, давать “сверхопытное” знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук. Современная наука представляет собой разветвлённую систему знания. Однако и в этой ситуации фс. отнюдь не утратила своего предмета. Отказ от всезнания позволил ей более чётко самоопределиться. Каждая наука исследует специфически определённую систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности являются предметом фс. В пределах каждой частной науки есть различные уровни абстракции и обобщения, не выходящие, однако за пределы их предметной области. В фс. сами эти обобщения подвергаются анализу, на основе чего и раскрываются универсальные законы бытия и мышления. Выполняя эту функцию, фс. мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Основным методом познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижение всех наук и культуры в целом.

-миропонимание; -мировоззрение; -мироотношение (приблизительные функции фс.).

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.201.14 (0.008 с.)