ТОП 10:

АКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ.



Категории этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и теоритический аппарат этической науки. А.К.Э. – это ценностные категории. Они объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построния. Конкретное содержание К.Э., их классическая форма и место каждой из них в общей системе пронятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности.

Проблема категорий возникает с Аристотеля, кот. первым создал систему категорий в этике. Высшая категория для него - благо, с которым соотносятся все остальные. В этике Аристотели появляются такие категории как честь, долг, достоинство, счастье.

Вообще, К.Э. делятся на 2 вида: 1. нетрадиционные(категориальный ряд новой и новейшей этики, который разрабатывалсся с этики Канта). 2. традиционные - аксеологические и экзистенциальные категории: долг, благо, справедливость, дружба, любовь, счастье, смысл жизни.

А.К.Э. неоднозначны. Некоторые из них определяют универсальное значение нравственности, конечные цели личностного и мирового развития, наиб. общие исходные принципы морали. Это понятия блага, добра, добродетели, справедливости, счастья, правды, любви и др. Большая группа А.К.Э. выражает всеобщие нравственные основания личности, опредпляет принципы внутреннего содержания индивид. мор. сознания. Эти значения представлены в понятиях: долг, совесть, честь, достоинство. Третья совокупность категорий фиксирует конечные формы отрицательных значений и принципов морали синтезированных в понятии зло, содержание которого раскрывается в представлениях о лжи,ненависти,предательстве, подлости и др.

До Канта главными А.К. Э. были благо, добро и зло. У Аристотеля это именовалось «этикой блага». У Канта основополагающая категория – долг ® «этика долга».

Систематизирующим началом формирования этич-го знания и выражающих его нравственных понятий служит категория добра. Добро - это все то, что ведет к благу, способствует жизнеутверждению, развитию и совершенствованию В традициях этики все, что считается моральным, нравственно-должным - добро. В этом смысле значение доброго совпадает с содержанием нравст. ценностей. Способ моральной мотивации и мор. действия есть выбор между добром и злом. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории фс и культуры понималось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм). Зло -все то, что противодействует благу и ведет к жизнеотрицанию, разрушению и деградации.

Личностным проявлением добра, обобщенным выражение6м добродетели на уровне индивидуально-морального сознания выступает категория долга. Моральное долженствование- начало нравственной заданности ч-ка, условие, мотив, побуждение к осуществлению нравственных поступков.

Честь -понятие, отражающее признание достоинства чел-ка со стороны др, а также принятие или утверждение чел-ом этого признания. В отличие от достоинства честь воздается в соответствии с мерками и ожиданиями, распространенными в данном сообществе или предлагаемыми по отношению к занимаемому чел-ом статусу; достоинство же раскрывается с т.з. внутр. ценности.

Совесть - это способность чел-ка критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собств. несовершенство. Она ориентирует на исполнение соверш-ва и выражает ответ-ть чел-ка перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований.

Справедливость - это мерная хар-ка чел. отношений. Она означает такой должный порядок чел. жизни, при к-ром существует соответствие му деянием и воздаянием, достоинством и награждением. По Аристотелю, справ-ть – это равенство. Прда справ-ти в диалектике рав-ва и нерав-ва.

 

Смысл жизни -это понятие, раскрывающее самоценное значение чел. жизни, ее нрав. оправданность. Смысложизненная проблематика связана с поиском «истины бытия», к-рая одновременно выступает как «благо бытия», обладает безусловной обязывающей силой.

Т.о., все А.К.Э. взаимосвязаны и составляют целостную систему, которая постоянно развивается и обогащается новыми понятиями.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.003 с.)