ТОП 10:

ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ, МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ: СВОЕОБРАЗИЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ.



Т. к. иск-во - это универсально-функциональное явление, то оно не может не находить своей взаимосвязи с ф-ей, религией, моралью, но эти взаимосвязи не могут быть сведены к какой-либо единой формуле. Наибольшее сближение искусства с религией происходит в эпоху Средневековья, с этикой - в период Просвещения, с ф-ей- в 20 веке. Однако это не приводило к растворению худ. тв-ва в этих духовных сферах.

Искусство и философия.

Не менее сложные отношения существуют между искусством и философией. Развитие философии и искусства часто шло параллельными путями. В искусстве и в философии наблюдается сближение конечных целей. Усилия философии направлены на постижение последней истины, предельной сущности бытия. Такую же цель преследует и искусство.

Художественное творчество стремится к созданию образов с беспредельной символикой, общезначимых в своем выражении. Философия стремится выразить свое бытие не только в системе категорий, но и в понятиях-образах, понятиях-метафарах. Философия стремится к истине, в тоже время произведения искусства уже заключают эту истину внутри себя.

Искусство и философия не могут быть ложными. Ибо вне их самих нет мерила, которым можно было бы их измерить. Тесная связь искусства и философии прослеживается и в философском подтексте художественных произведений.

В 20 веке мы наблюдаем в философии тенденцию к всеобхватности, она стремиться понять человека в его целостности, единстве эмоциональных, интеллектуальных и подсознательны=х явлений. Эта задача сопрягается с расширением выразительных возможностей языка философской мысли.

К художественным формам философской рефлексии тяготеют Ортега-и -Гассет, Сартр, Камю, выступающие как в ипостасии философов, так и писателей.

Таким образом, в конце 20 века происходит интенсивные обменные процессы между искусством и философией, что позволяет им обогащать свое содержание

Искусство и мораль.

В основе их отношения лежит противоречие художественной формы и морально-нравстенного содержания произведений искусства.

Проблему соотношения морали и искусства можно рассмотреть в следующих пунктах:

1. Нравственность искусства (как возможно искусству быть безнравственным, т.е. речь идет о гармонии добра и красоты).

2. С искусства должно быть снято морально-нравственное ограничение. Оно само найдет верный путь.

3. Тенденция к иммаральному искусству, которое хотело бы существовать ради искусства.

Нужно отметить, что при самом благожелательном расположении к морали художник не может восрпиниматься как проводник ее идей.

Среди сходств религии , морали и искусства можно отметить их не утилитарный характер. Особую проблему на пути понимания отношений искусства и морали представляет осмысление причин привлекательности для искусства аффективных сторон человеческой психики, аморального поведения, экстремальных порывов человеческой души, влекущих за собой последствия и катастрофы. Может быть именно в искусстве темные стороны ищут выход своим негативным эмоциям? В значительной мере посредством искусства может происходить изживание страстей и пороков. Искусство в этом случае выступает в качестве зеркала, в котором человек видит собственное несовершенство. В художественном переживании человек может испытать на прочность свои убеждения. Таким образом, негативный (в этическом смысле) материал выполняет в искусстве важную роль.

Искусство и религия:

Религия- это запредельное, она говорит о вещах, кот. сверх наших возможностей. Религия выступает формой общения с абсолютом, а не только человека с миром. Гете: в отличии от религии иск-во не настаивает на толковании своих прдставлений как действительно существующих. В худ. переживании всегда присутствует момент условности, игры. Религиозное переживание гораздо больше регламентировано, онодобивается однозначности в толковании сиоего содержания.

Вместе с тем и в религии, и в иск-ве - много общего. Во-первых, религиозное освоение как и художественное- бескорыстно, неутилитарно. Во-вторых, и та, и др. сферы являются мощными способами гармонизации мира. Как иск-во, так и рел-я позволяют преодолеть диструктивность мира, избавиться от чаоса. И иск. и рел., утверждая определенную картину мира, выступают в качестве сильного синтезирующего начала, позволяющего человеку устанавливать отношения с действительностью. В трудных ситуациях универсальные предложения. находимые религией или искусством, задают алгоритмы поведения. Религия очень глубоко проникает в искусство и результатом этого проникновения является религиозное или церковное искусство. Максимального сближения с искусством добилось в средние века, именно в средневековье мы можем говорить о религиозном искусстве. Религиозное искусство в средние века, когда картина мира целиком строилась на религиозных основаниях, имело общечеловеческий, общезначимый характер. В этот период светская и религиозная традиции были неразрывно слиты.

Церковное искусство (для церковного обихода, службы) всегда несло на себе отпечаток определенного канона. Процесс иконописания в православии всегда был нормативным и его регулировал специальный чиновник. Однако при этом исследоыватели отмечают такую особенность: иконы наиболее художественно выразительные и творческие всегда оказывались с изъяном в правиле.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.013 с.)