Субъект и объект в структуре познавательного отношения. Концепция познания как отражения, как конструирования и как символического представления действительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект и объект в структуре познавательного отношения. Концепция познания как отражения, как конструирования и как символического представления действительности.



Перед тем как приступать к ответу на вопрос, следовало бы определить основные исходные понятия, для того чтобы в дальнейшем более правильно отразить суть ответа. Итак, понятия субъект и объект имеют многозначную трактовку, что связано обширной сферой их употребления. Нас в данный момент интересует значение данных терминов для гносеологии и онтологии.

Примем за изначальное следующее определение: субъект – человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе решения каких-либо практических и духовно-теоретических задач. Таким образом, субъективность как качество отражает на себе психологический и духовно-мыслительный план, аспект деятельности человека. Субъект познания - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Давая определение объекту надо сказать, что объект – часть бытия, противостоящая человеку в его познании или деятельности, обусловливающее эту деятельность обстоятельство (об-становка, об-стаяние дел), из которого человек вынужден исходить. Таким образом, объективность – свойство реальности быть зависимой от субъекта, а также способность субъекта фиксировать реальность как независящую от него и его познания. Объект - это то, на что нацелена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.

Познание есть активное воспроизведение внешнего мира субъекта. Например, камень воспринимается простым человеком и геологом по-разному, как и восприятие снега жителями севера и юга тоже нетождественно, хотя речь идёт об одном и том же химически и физически одинаковом снеге.

Как осуществляется процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?

Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философами по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств для познания в качестве механизма связи разума с внешним миром.

Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственным источником знания (Гоббс, Локк, представители французского материализма и марксистская традиция). Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществляется контакт чел с миром материальных объектов. Она предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Однако эти две концепции были дополнены третьей, которая получила название символической модели. Представителями являлись Флоренский, Лосев, Кассирер и другие. Как очевидно из названия познавательный процесс сводился к поиску значений символов, прочтению их в материальных объектах мира. Конечно такой способ познания известен был ещё в Средние века, когда человек через символический ряд видел присутствие божественного начала. Однако символическая модель Касиррера получила более глубокое развитие. И поэтому понять специфику каждой точки зрения необходимо перейти к их характеристикам и отличительным чертам.

Концепция познания как отражения: Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственности – практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта. Однако можно выделить и отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы чувственного познания. Человеческий организм имеет экстрарецепторную систему, направленную на внешнюю среду (5 органов чувств) и интрорецепторную систему, связанную с сигналами о внутреннем состоянии организма. При этом острота органов чувств человека не может соперничать с животными. Правда, она может совершенствоваться в процессе практики, но в ограниченных пределах. Расширения диапазона чувств - построение приборов разного рода, приспособлений. Есть три формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания. Установлено, что с точки зрения "информационной способности" на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предметов через призму человеческого сознания. Например, боль от ожога (в огне нет боли). Ощущение не просто фиксирует воздействие объектов, существует независимо от человека, на чел организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окружающим миром, с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ., т.о., стоит у истоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимость ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъективному идеализму. Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа объект мира.

Восприятие - целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Восприятие существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности (опытом), предшествующей данному конкретному наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущать только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Есть общая структура предмета.

Представление. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. Отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом, целостный образ предмета, но при отсутствии предмета. Оторванность от наличной ситуации, некоторая обобщенность и усредненность образа, часть подробностей не сохраняется, все больше общих черт и сторон, те происходит накладка на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных образов. Здесь происходит подключение воображения, при этом возникает возможность и неудачных образов. В сфере представлений большую роль играет практика и деятельность человека, связанные с практикой ценности, цели и интересы.

Эмоции - комплексная форма человеческой чувственности. Эмоции, подобно всем другим формам чувственности, с одной стороны заключают в себе аспекты объект отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда включают в себя момент оценки явления.

Чувственное познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-истор характер. Конечно, в чувственном познании человека имеет место непосредственное взаимодействие внешнего предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познавательной деятельности субъекта чувственного познания в совершенно обособленном, так сказать чистом виде – вне общения с другими людьми, вне влияния того мира культуры, в который включен человек. Процессы чувственного восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы воспринимаем его как красивый или безобразный, полезный или вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общие события, механизм восприятия еще больше усложняется "Красота". "Справедливость", Прогрессивность" и многие другие понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов.

Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли. Но их роль становиться очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от природы лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными людьми, развивают в себе способности познания и рационального мышления говорят о внутренней мощи чел разума. А вот индивиды, выросшие со зверями - практически теряют способность к познанию. Это означает, что человеческая чувственно – практическая деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В человеческом чувственном восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Человек способен наглядно представить не только то, что видел собственными глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний. Т.е. индивидуальный опыт человека м.б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств массовой информации эта способность чел, пользоваться чувственным опытом других людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов.

Таким образом, в качестве вывода по этой модели можно сказать, что субъект здесь является пассивным и носителем лишь органов чувств, через которые он познаёт. Так как свойство материи – способность отражения. И развитие происходит только благодаря некоторой эволюции этих способностей. Противоречие этой точки зрения заключается в том, что мы перестаём воспринимать сознание как таковое, и субъект является пассивным созерцателем.

Конструктивистская модель: Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней.

Понятие является результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом. Т.о. чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается 2 типа деятельности: 1) практическая деятельность в широком смысле. 2) деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления чел-во приобретает многочисленные знания об отношениях (между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражают общие свойства предметов и явлений окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщённую форму и благодаря этому приобретет понятное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщённую форму и в том смысле, что оно должно приобрести объект значение для множества людей. Когда слово выступает в единства с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты в социально-историческом процессе познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление. Понятие есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленное выделение самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. Один и тот же объект может выступать и как представление, и как понятие. Представление о яблоке, которое я вчера съел, и о яблоке как о фрукте. В понятиях фиксирует существенные и несущественные признаки предметов. 4 типа понятий: 1) понятия, отражающие общее в предметах; 2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов; 3) понятия, возвышающиеся до раскрытия смысла и значения предметов; 4)понятия-идеи (образ будущего предмета с целью его реализации в практической деятельности).

Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут существует два важных момента: При абстрагировании чел исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношения друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует о активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений.

Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляем такие процедуры как интерпретация – первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация – уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция – объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция – разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия – качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. Таким образом, знание заложено, выражаясь словами Канта, априорно в субъекте и оно потом разворачивается благодаря «априорным формам чувственности, рассудка, и разума». Причём роль чувственно воспринимаемого материала является ролью приплода к этому разворачиванию. Минусом этой точки зрения является неразрешённый Кантом вопрос о реальном существовании ноуменов. Так как, всё, что мы можем сказать – с уверенностью признать существование феноменов. Однако положительной чертой является то, что субъект в этой модели активен и по сути конструирование знания приравнивается к конструировании мира. И в этом каждый субъект ничем не отличается от другого.

Символическая модель: Как уже упоминалось, её развитие на качественно новом уровне связано, прежде всего, с неокантианством, разделившемся на Баденскую и Марбургскую школы. Неокантианство с одной стороны возрождалось в трудах представителей этих школ, но параллельно шло переосмысление этой традиции. Главной проблемой на тот этап стала проблема правильной демаркации наук, их упорядочивания и разделения на «Науки о природе и науки о культуре».

Переосмысление началось с первых ступеней гносеологии: Кантовские априорные формы начали пониматься как ценности. Но история показывает, что это не вечные априори, а меняющиеся от культуры к культуре, от эпохи к эпохе. Особо надо отметить представителя Марбургской школы Э. Кассирера. Он интересовался духовной культурой в целом. Он создал свою уникальную философию символических форм. Человек в этой философии есть символическое животное. Животное, создающее символы и умеющее их раскрыть, увидеть. Кассирер совершил второй после Канта коперниканский переворот: он говорит, что чистый опыт, основанный на антропологических формах, человеку дан быть не может, та как есть символические формы, которые дают свою модальность, свой оттенок (в физике – время и пространство одно, в музыке же оно другое…). Основные символические формы – язык, миф, религия, искусство, наука, история.

У Кассирера таким образом предельное усложнение, где наряду с антропологическими формами, возможны символические. Априорных форм нет. Но есть язык – это система символов с одной стороны как бы выполняет функции априорных форм Канта, с другой стороны язык постоянно изменяется, следовательно, нет единого, застывшего основания (в виде языка), значит границы являются подвижными. В результате мы получаем изменяющуюся систему символов, которая порождает новое бытие.

ЕЩЕ ПРО ПОЗНАНИЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.011 с.)