Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные эстетические ценности: предметные основания и способы освоения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблемное поле эстетики как нки – эстетическое освоение мира человеком. Мир для человек существует вместе с его отношением к нему. Главное отношение м-у S и О – ценностное, где раскрывается значимость О для S. ЭЦ существует наряду с утилитар Ц(практич: польза/вред в сфере потребления, произ-ва, пол-ки, телесности), моральн(д/з), религиоз(бог/дьявол, сакральное/профанное), мвз(свобода/необходимость, гармония/хаос, смысл/абсурд). Способ установления эстетической ценности к.-л. объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «Это красиво!», «Это уродливо!» - эст-ая оценка. Ч-з нее, в эст восприятии, человек присваивает себе ЭЦ. В этом процессе предмет схватывается как содержательная форма (внешняя и внутренняя) и оценивается мера его организованности, упорядоченности, структурной целостности. О. э. необходимо сопрягается с оценкой объекта с т. зр. утилитарной, нравственной, политической. Она может соответствовать утилитарной оценке (напр., при оценке архитектурного сооружения) или оценке нравственной (напр., при оценке человеческого поступка), но может и вступать с ними в противоречие (напр., в суждениях «этот человек благороден, но некрасив» или «эта вещь полезна, но безобразна»). 1)Ц-ое освоение мира – основа осознанной ориентации в нем, а на ее основе возникает мотивация как основа деятельности. 2)ценностное отношение – способ самореализации через оценку, эмоцию. 3)цен отношения – способ самоутверждения, человек выделяет себя из окр мира. 4) ЭЦ связаны с предметами и их свойствами, но ЭЦ неравна О. У вещей – прд форма бытия, у Ц – надпрд. Эст ценность зафиксирована в особом носителе, кот имеет чувственный х-р, и кот соизмерим с целостностью О-та. Таким измерением эст ценности яв-ся форма – строение О-та, совпадающее с его чувственным обликом. Эст ценность духовна и раскрывается в особой форме как знаковый О-т. О-ты становятся текстами. Духовное раскрывает себя через материальное выражение. Мгновенное совпадение переживания и восприятия смысла. Красоту нельзя потрогать руками, мода потрогать красивый предмет. 5) Ц – специфич содерж-ть О-ов. В прде Ц нет, т.к они существуют только опосредовано, где есть социокультурная реальность. 6) Ц несут инф о соотнесен-ти S и О, о значимости О в сознании и жизни S. 7) Ц – диспозиционные св-ва, т.е актуальную форму бытия они получают только при встрече S и О. Основания ЭЦ: объектные (предметные св-ва О(твердость, мягкость) превращ-ся в функциональные св-ва) и субъектные: 1.потребности человек (Ц –способ-ть объекта удовлет-ть потребности S) 2.способности/возмож-ти никогда не совпад с пореб, сл-но, идет переоценка Ц. 3. интересы.4.мотивы.5.идеалы.6.нормы(внешний закон).7.цели. На пересечении объектных и субъектных оснований созд-ся жизн ситуации. Ц отношение возникает, т.к в прцессе преобразования человеком мира возникает некий О. Мир очеловечен, т.е он стал О цен отношений. В своей деятельности человек меняет форму вещей. Целесообразная форма – нов надпрд форма вещи, к-ая существует через предмет св-ва. Получение нов формы = получение нов содержания, нов функций. Функции фикс-ют место вещи в мире. Вся чел-ая деят-ть носит дизайнерский характер – создать оптимальную вещь. В функциях зреет значимость, к-ая проявляется в ценностной информативности, на ее основе возникают смыслы. Структура любого эст О: очеловеч-ая прд-предмет св-ва-целесообраз форма-функции-цен информат-ть-смыслы. В процессе измен-я мира мен-ся и сам человек. Как инструмент д/ориентации в значимом мире появл-ся цен сознание. Ядро эст. сознания, его функ-ая основа - эст. вкус. Он яв-ся концентрированным выражением сформировавшихся у индивида потребностей и интересов, его эст мироотношения в целом. Поэтому вкус оказывает прямое влияние на все другие компоненты: например, стимулирует эст чувства, определяет степень развития эст творч способности, х-р эст суждений и взглядов. Функ-ии вкуса: 1)онтологическая: вкус актуализирует эст. реальность и создает со-бытие ч-ка в ней.2) семиотическая: код для чтения эст. реальности, открытие эст. означаемого мира.3) ценностно-интерпретационная: вкус- толкователь содержания.4) оценочная: сила, включающая эст. переживание. Вкус работает как интуиция. Вкус - мгновенное прочитывание и реагирование на эстетическое. Эст. вкус - особая эст. способность ч/з восприятие чувственных форм интуитивно воспринимать и эмоционально переживать эст. ценности, это соединение эст идеала и эст чувства. Вкус формир-ся в процессе приобщения индивида к культуре, он вбирает те позиции, ценностные установки, кот сложились в данной соц среде. Связь индивид-уникального и соц-группового в сфере вкуса. Задача эст. воспитания: сформулировать эст. вкус. Различные формы проявления ЭЦ фикс-ся эст. категориями. Прекрасное - основная Э. ц. (конкретно - изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); др. вид Ц. э.— возвышенное(величествённое, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все др. положит. цен-ти они соотносятся с соответствующими отриц. Цен-ми, «антиценностями» — с безобразным (в истории эстетики Б соотносили с прекрасным. Сократ и Аристотель сч, что искусство способно преобразить Б т.о., что оно становится положительной эст ценностью, кот способна доставить удовольствие. Классицизм отрицал эст ценность безобразного. Реабилитировал Б Бёрк, связав его с категорией возвышенного. Делая приговор безобразному, художник способствует утверждению идеала. В данном случае отрицание отрицания есть утверждение. Б-м наполнена жизнь, ч-к стремиться к победе над ним; искусство – одно из средств достижения этой победы путем утверждения красоты) и низменным. Трагедия - это утверждение ч-ка. Через потрясение души на глубинном онтологическом уровне Ч-к приобщается к глобальным ценностям, кот он не замечал в повседневной жизни. Момент истины возвышает ч-ка, он становится равен самому себе, преодолевая фатальную зависимость. Комическое как ц-ть предполагает столкновение разных предст-ий, здесь смысл д преодолеть форму, отрицая одну и утв-я др ц-ть. К-это способ переоценки ценности, отделение мертвого от живого, способ похоронить мертвое. В К утверждается свобода чел духа; где смешно, там игра и там свобода. Это утверждение бесконечного развития, идеалов человеческого. К рождается в проблемных зонах чел культуры. Источник наслаждения К-им лежит в чувстве превосходства над объектом смеха. Благодаря своей универсальности Э. ц. через искусство и вне его играет особую роль в формировании социальных качеств личности, приобщая человека не только к различным общностям людей, общественным группам и коллективам, но и к человечеству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.2.242 (0.009 с.) |