ТОП 10:

ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ПРЕДМЕТНЫЕ ОСНОВАНИЯ И СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ.



Проблемное поле эстетики как нки – эстетическое освоение мира человеком. Мир для человек существует вместе с его отношением к нему. Главное отношение м-у S и О – ценностное, где раскрывается значимость О для S. ЭЦ существует наряду с утилитар Ц(практич: польза/вред в сфере потребления, произ-ва, пол-ки, телесности), моральн(д/з), религиоз(бог/дьявол, сакральное/профанное), мвз(свобода/необходимость, гармония/хаос, смысл/абсурд). Способ установления эстетической ценнос­ти к.-л. объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «Это красиво!», «Это уродливо!» - эст-ая оценка. Ч-з нее, в эст восприятии, человек присваивает себе ЭЦ. В этом процессе предмет схватывается как содержательная форма (внешняя и внутренняя) и оценивается мера его организованности, упорядоченности, структурной целостности. О. э. необ­ходимо сопрягается с оценкой объекта с т. зр. утилитарной, нравственной, политической. Она может соответст­вовать утилитарной оценке (напр., при оценке архитектурного сооружения) или оценке нравственной (напр., при оценке человеческого поступка), но может и вступать с ними в противо­речие (напр., в суждениях «этот че­ловек благороден, но некрасив» или «эта вещь полезна, но безобразна»). 1)Ц-ое освоение мира – основа осознанной ориентации в нем, а на ее основе возникает мотивация как основа деятельности. 2)ценностное отношение – способ самореализации через оценку, эмоцию. 3)цен отношения – способ самоутверждения, человек выделяет себя из окр мира. 4) ЭЦ связаны с предметами и их свойствами, но ЭЦ неравна О. У вещей – прд форма бытия, у Ц – надпрд. Эст ценность зафиксирована в особом носителе, кот имеет чувственный х-р, и кот соизмерим с целостностью О-та. Таким измерением эст ценности яв-ся форма – строение О-та, совпадающее с его чувственным обликом. Эст ценность духовна и раскрывается в особой форме как знаковый О-т. О-ты становятся текстами. Духовное раскрывает себя через материальное выражение. Мгновенное совпадение переживания и восприятия смысла. Красоту нельзя потрогать руками, мода потрогать красивый предмет. 5) Ц – специфич содерж-ть О-ов. В прде Ц нет, т.к они существуют только опосредовано, где есть социокультурная реальность. 6) Ц несут инф о соотнесен-ти S и О, о значимости О в сознании и жизни S. 7) Ц – диспозиционные св-ва, т.е актуальную форму бытия они получают только при встрече S и О. Основания ЭЦ: объектные (предметные св-ва О(твердость, мягкость) превращ-ся в функциональные св-ва) и субъектные: 1.потребности человек (Ц –способ-ть объекта удовлет-ть потребности S) 2.способности/возмож-ти никогда не совпад с пореб, сл-но, идет переоценка Ц. 3. интересы.4.мотивы.5.идеалы.6.нормы(внешний закон).7.цели. На пересечении объектных и субъектных оснований созд-ся жизн ситуации. Ц отношение возникает, т.к в прцессе преобразования человеком мира возникает некий О. Мир очеловечен, т.е он стал О цен отношений. В своей деятельности человек меняет форму вещей. Целесообразная форма – нов надпрд форма вещи, к-ая существует через предмет св-ва. Получение нов формы = получение нов содержания, нов функций. Функции фикс-ют место вещи в мире. Вся чел-ая деят-ть носит дизайнерский характер – создать оптимальную вещь. В функциях зреет значимость, к-ая проявляется в ценностной информативности, на ее основе возникают смыслы. Структура любого эст О: очеловеч-ая прд-предмет св-ва-целесообраз форма-функции-цен информат-ть-смыслы. В процессе измен-я мира мен-ся и сам человек. Как инструмент д/ориентации в значимом мире появл-ся цен сознание. Ядро эст. сознания, его функ-ая основа - эст. вкус. Он яв-ся концентрированным выражением сформировавшихся у индивида потребностей и интересов, его эст мироотношения в целом. Поэтому вкус оказывает прямое влияние на все другие компоненты: например, стимулирует эст чувства, определяет степень развития эст творч способности, х-р эст суждений и взглядов. Функ-ии вкуса: 1)онтологическая: вкус актуализирует эст. реальность и создает со-бытие ч-ка в ней.2) семиотическая: код для чтения эст. реальности, открытие эст. означаемого мира.3) ценностно-интерпретационная: вкус- толкователь содержания.4) оценочная: сила, включающая эст. переживание. Вкус работает как интуиция. Вкус - мгновенное прочитывание и реагирование на эстетическое. Эст. вкус - особая эст. способность ч/з восприятие чувственных форм интуитивно воспринимать и эмоционально переживать эст. ценности, это соединение эст идеала и эст чувства. Вкус формир-ся в процессе приобщения индивида к культуре, он вбирает те позиции, ценностные установки, кот сложились в данной соц среде. Связь индивид-уникального и соц-группового в сфере вкуса. Задача эст. воспитания: сформулировать эст. вкус. Различные формы проявле­ния ЭЦ фикс-ся эст. катего­риями. Прекрасное - основная Э. ц. (конкретно - изящное, грация, миловидность, велико­лепие и т. д.); др. вид Ц. э.— возвышенное(величествённое, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все др. положит. цен-ти они соотносятся с соответствую­щими отриц. Цен-ми, «ан­тиценностями» — с безобразным (в истории эстетики Б соотносили с прекрасным. Сократ и Аристотель сч, что искусство способно преобразить Б т.о., что оно становится положительной эст ценностью, кот способна доставить удовольствие. Классицизм отрицал эст ценность безобразного. Реабилитировал Б Бёрк, связав его с категорией возвышенного. Делая приговор безобразному, художник способствует утверждению идеала. В данном случае отрицание отрицания есть утверждение. Б-м наполнена жизнь, ч-к стремиться к победе над ним; искусство – одно из средств достижения этой победы путем утверждения красоты) и низменным. Трагедия - это утверждение ч-ка. Через потрясение души на глубинном онтологическом уровне Ч-к приобщается к глобальным ценностям, кот он не замечал в повседневной жизни. Момент истины возвышает ч-ка, он становится равен самому себе, преодолевая фатальную зависимость. Комическое как ц-ть предполагает столкновение разных предст-ий, здесь смысл д преодолеть форму, отрицая одну и утв-я др ц-ть. К-это способ переоценки ценности, отделение мертвого от живого, способ похоронить мертвое. В К утверждается свобода чел духа; где смешно, там игра и там свобода. Это утверждение бесконечного развития, идеалов человеческого. К рождается в проблемных зонах чел культуры. Источник наслаждения К-им лежит в чувстве превосходства над объектом смеха. Благодаря своей универсальности Э. ц. через искусство и вне его играет особую роль в формировании социальных качеств личности, приобщая человека не только к различным общностям людей, обществен­ным группам и коллективам, но и к чело­вечеству.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.004 с.)