ТОП 10:

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ. ЦЕННОСТЬ И ОЦЕНКА.



Для раскрытия вопроса попробуем совершить исторический экскурс в самые далёкие времена, когда землю населяли ещё предки современного человека. Сразу же надо сказать, что в первобытности никакой ценности нет. Так как люди живут только одной пользой. Их отношение к окружающему миру носят сугубо утилитарный характер.

Генезис ценностных представлений относится к эпохе становления первых цивилизаций. Их объективным порождающим основанием стал переход к экономике производящего типа с земледелием, скотоводством, ремеслом. Все эти занятия в отличие от охоты на дикого зверя первобытного человека, требовали более долгого времени. С момента посадки зерна в землю до снятия урожая проходило достаточно большое время. Всё это происходило параллельно с усложнением социальной структуры общества, появлением новых связей, опосредствующих наличное бытие человека. Постепенно начинает проходить представление о размеренной жизни, обстоятельства требуют принятия более быстрых решений, способствующих процветанию.

Именно в это время простота норм совместной жизни и мифологических представлений об ответственности за нарушение хрупкой гармонии, характерных для первобытной эпохи, начинает сплетаться с новыми нормами и ориентациями – на богатство, власть и насилие; с новыми переживаниями – бедности, унижения и сострадания; с новыми ожиданиями – возмещения за ущерб, воздаяние за убийство и награды за долготерпение и милосердие. Ценой за существенно возросшую продуктивность экономики нового типа, за концентрацию народонаселения в городах-государствах и возросшее разнообразие жизни людей в первых очагах цивилизации стала совершенно необычная для первобытности разнородность индивидуальных устремлений. Перестала соответствовать новым условиям и польза как универсальная для первобытности система ориентаций на ближайшую во времени перспективу. Складывается необходимость в новой универсальной форме проектирования поведения людей. Такой системы требовало и относительное обособление личности с её особыми, психически переживаемыми интересами, отличающимися от интересов не только общины, но и общества в целом. На личностном уровне система перспективных устремлений складывается вокруг идеи всеобщего блага

Таким образом, новая форма проектирования реальной жизни людей и их устремлений в будущее с учётом родового опыта и переживаемой индивидами личной судьбы нуждалась в сбалансированном механизме. Такой стихийно складывающейся новой и сложной формой универсального проектирования и становиться ценность. Структура ценностного отношения должна быть осмыслена с учётом многоуровневости социокультурной жизни людей: на повседневно-общинном; на межгрупповом, например государственном; на непосредственно соединяющем их личностном уровне на первый план выходит ценность.

Учитывая всё сказанное, можно дать определение ценности как сложившейся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое.

Основными элементами ценностного отношения являются: 1) первичный слой желаний, ожиданий и предпочтений, образующий исходный уровень массового сознания («ментальность»); 2) жизненный (т.е. уже не игровой и не воображаемый) выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели (с их непосредственно очевидной пользой) и ориентацией на отдалённую жизненную перспективу (с её психологически притягательной ценностью). На уровне массового сознания этому выбору предшествует создание и общественное признание социокультурных ориентиров, говоря иначе ценностных – ценностных образцов типа «истины», «красоты», «веры», «комфорта», «богатства», «власти» и т.д.; 3) осознание индивидом того факта, что жизненный выбор вообще и ориентация на ценность в особенности, - это не одномоментный акт, а достаточно долговременное состояние. На уровне массового сознания этому пролонгированному проективному состоянию соответствуют обмен идеями (если понимать под идеей «встречу и диалог» сознаний по Бахтину) и рефлексия как индивидуальный механизм присвоения коллективного опыта; 4) превращение ценностного выбора в основание для оценки всего «иного», то есть других ориентаций, избранных другими людьми. На индивидуальном уровне эта метаморфоза связана с тем моментом, когда решения превращаются в решимость, поступки в поведение, а сомнения – в убеждённость.

Целостная структура ценностного отношения свидетельствует о его бытиии в качестве проективной реальности, то есть такой, которая складывается на знаковом основании, непосредственно связывающее индивидуальное сознание с массовым, субьетивную реальность с объетивной, и оказывается несводимой ни к познавательной деятельности, ни к практике. Уникальным оказывается и способ существования ценности. До возникновения ситуации жизненного мира для индивида нет никаких ценностей. Вне его, конечно, желанные предметы, а в сознании и желаниях других людей – ценностные образцы, но жизненной ориентацией для индивида они могут и никогда не стать. В процессе жизненного выбора ценности не только возникают, но и становятся реальностью, существуещей объективно и в качестве практического значимого образца.

Когда человек избрал для себя ценность, он её идеализирует. А то, что выбрали другие уже оценивает. Поэтому определение оценки звучит следующим образом: Оценка – философская категория, обозначающая аксиологическое отношение человека ко всему нормативно представленному многообразию предметных воплощений. Без оценки не обходится ни один индивид. Исходным основанием, на котом вырастает оценка, всегда я вляется аксиологическое отношение, но её универсальный масштаб и конечная цель в первобытности задаётся пользой, в условиях цивилизации – ценностью. Субъектом оценки всегда был и остаётся индивид, но в первобытности это-индивид, ещё не обособившийся в своих потребностях и предпочтениях от общины и рода, а в условиях цивилизации – уже осознающий наличие, кроме общественных, ещё и собственные личностные интересы. Объектом оценки всегда выступает предметность. Но функциональный смысл и основное назначение оценки в первобытности ориентированы на минимизацию различий между индивидами в их отношении к продуктам совместной деятельности, а в условиях цивилизации, напротив, - а максимизацию таковых и их стимуляцию со стороны социальных общностей и институтов. Оставаясь всегда элементом проективной реальности, оценка сама по себе недостаточно эффективна и нуждается во внешних усилителях.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.004 с.)