Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема ценности. Ценность и оценка.
Для раскрытия вопроса попробуем совершить исторический экскурс в самые далёкие времена, когда землю населяли ещё предки современного человека. Сразу же надо сказать, что в первобытности никакой ценности нет. Так как люди живут только одной пользой. Их отношение к окружающему миру носят сугубо утилитарный характер. Генезис ценностных представлений относится к эпохе становления первых цивилизаций. Их объективным порождающим основанием стал переход к экономике производящего типа с земледелием, скотоводством, ремеслом. Все эти занятия в отличие от охоты на дикого зверя первобытного человека, требовали более долгого времени. С момента посадки зерна в землю до снятия урожая проходило достаточно большое время. Всё это происходило параллельно с усложнением социальной структуры общества, появлением новых связей, опосредствующих наличное бытие человека. Постепенно начинает проходить представление о размеренной жизни, обстоятельства требуют принятия более быстрых решений, способствующих процветанию. Именно в это время простота норм совместной жизни и мифологических представлений об ответственности за нарушение хрупкой гармонии, характерных для первобытной эпохи, начинает сплетаться с новыми нормами и ориентациями – на богатство, власть и насилие; с новыми переживаниями – бедности, унижения и сострадания; с новыми ожиданиями – возмещения за ущерб, воздаяние за убийство и награды за долготерпение и милосердие. Ценой за существенно возросшую продуктивность экономики нового типа, за концентрацию народонаселения в городах-государствах и возросшее разнообразие жизни людей в первых очагах цивилизации стала совершенно необычная для первобытности разнородность индивидуальных устремлений. Перестала соответствовать новым условиям и польза как универсальная для первобытности система ориентаций на ближайшую во времени перспективу. Складывается необходимость в новой универсальной форме проектирования поведения людей. Такой системы требовало и относительное обособление личности с её особыми, психически переживаемыми интересами, отличающимися от интересов не только общины, но и общества в целом. На личностном уровне система перспективных устремлений складывается вокруг идеи всеобщего блага
Таким образом, новая форма проектирования реальной жизни людей и их устремлений в будущее с учётом родового опыта и переживаемой индивидами личной судьбы нуждалась в сбалансированном механизме. Такой стихийно складывающейся новой и сложной формой универсального проектирования и становиться ценность. Структура ценностного отношения должна быть осмыслена с учётом многоуровневости социокультурной жизни людей: на повседневно-общинном; на межгрупповом, например государственном; на непосредственно соединяющем их личностном уровне на первый план выходит ценность. Учитывая всё сказанное, можно дать определение ценности как сложившейся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое. Основными элементами ценностного отношения являются: 1) первичный слой желаний, ожиданий и предпочтений, образующий исходный уровень массового сознания («ментальность»); 2) жизненный (т.е. уже не игровой и не воображаемый) выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели (с их непосредственно очевидной пользой) и ориентацией на отдалённую жизненную перспективу (с её психологически притягательной ценностью). На уровне массового сознания этому выбору предшествует создание и общественное признание социокультурных ориентиров, говоря иначе ценностных – ценностных образцов типа «истины», «красоты», «веры», «комфорта», «богатства», «власти» и т.д.; 3) осознание индивидом того факта, что жизненный выбор вообще и ориентация на ценность в особенности, - это не одномоментный акт, а достаточно долговременное состояние. На уровне массового сознания этому пролонгированному проективному состоянию соответствуют обмен идеями (если понимать под идеей «встречу и диалог» сознаний по Бахтину) и рефлексия как индивидуальный механизм присвоения коллективного опыта; 4) превращение ценностного выбора в основание для оценки всего «иного», то есть других ориентаций, избранных другими людьми. На индивидуальном уровне эта метаморфоза связана с тем моментом, когда решения превращаются в решимость, поступки в поведение, а сомнения – в убеждённость.
Целостная структура ценностного отношения свидетельствует о его бытиии в качестве проективной реальности, то есть такой, которая складывается на знаковом основании, непосредственно связывающее индивидуальное сознание с массовым, субьетивную реальность с объетивной, и оказывается несводимой ни к познавательной деятельности, ни к практике. Уникальным оказывается и способ существования ценности. До возникновения ситуации жизненного мира для индивида нет никаких ценностей. Вне его, конечно, желанные предметы, а в сознании и желаниях других людей – ценностные образцы, но жизненной ориентацией для индивида они могут и никогда не стать. В процессе жизненного выбора ценности не только возникают, но и становятся реальностью, существуещей объективно и в качестве практического значимого образца. Когда человек избрал для себя ценность, он её идеализирует. А то, что выбрали другие уже оценивает. Поэтому определение оценки звучит следующим образом: Оценка – философская категория, обозначающая аксиологическое отношение человека ко всему нормативно представленному многообразию предметных воплощений. Без оценки не обходится ни один индивид. Исходным основанием, на котом вырастает оценка, всегда я вляется аксиологическое отношение, но её универсальный масштаб и конечная цель в первобытности задаётся пользой, в условиях цивилизации – ценностью. Субъектом оценки всегда был и остаётся индивид, но в первобытности это-индивид, ещё не обособившийся в своих потребностях и предпочтениях от общины и рода, а в условиях цивилизации – уже осознающий наличие, кроме общественных, ещё и собственные личностные интересы. Объектом оценки всегда выступает предметность. Но функциональный смысл и основное назначение оценки в первобытности ориентированы на минимизацию различий между индивидами в их отношении к продуктам совместной деятельности, а в условиях цивилизации, напротив, - а максимизацию таковых и их стимуляцию со стороны социальных общностей и институтов. Оставаясь всегда элементом проективной реальности, оценка сама по себе недостаточно эффективна и нуждается во внешних усилителях.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.005 с.) |