ТОП 10:

БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.



БЫТИЕ-одна из главных тем ф-фии, представленная в пост. попытках дать понятие о всеобщ. пр-се, объемлющем чел. существование, выразить вз/связь различных форм мироздания.

Парменид впервые нашёл понятие, которое оказалось способным связать и вещи, и идеи, слова, людей, числа, мир культуры.Б. свело всё к единому. Б. всякого рода тождественно. Появилась возможность подвергать осмыслению все стороны: людей, существа, мысли и т.п.

Парадокс-ть понятия о Б.: оно ориентировано на предельно общие хар-ки существ-го, но постиг-ся ч/з размер-ти сущего, его стр-ры и воспроизв-ть.+ Б. указывает на связь, порядок, иерархию различ. видов, пр-сов и т.п.

Т-ко ч-ку возможно его осмыслить. Осозн-е Б. проходит опр. ступени, каж. добавляет оч. важ.

1)абстрагирование-абстракция: сохрняется только одно ФУНКЦ., родовое значение предмета, значимое для всех людей;

2)обобщение-понятие: связь абтракций, где обобщаются моменты сходства;

3)обобщение-категории: последняя стадия предел. отвлечения от чувств. конкр-ки.

Чувств. уровень доказывает, что мы находимся в Б.(люди в повседневности схватывают его непосредственно в чувствах), но рац. ур. дан не всем.

1) Б.-как абстракция - результат предельного отвлечения от всей множественности вещей, предметов,явл-й, св-в, событий и т.п.Единств. оставшийся признак – вся эта множественность ЕСТЬ, она схватывается нашей мыслью, словами, которые сцепляют вещную и мысленную множественность.

2) На уровне понятий сохр-ся множественность как таковая, получая осмысленные групп-ки к опр. классам предметов. Здесь Б. распадается на классы, содержащие мыслен. конкретику (ИНО-БЫТИЕ, СО-БЫТИЕ)

3) Между родовым Б. и инд. Б. имеется глубинная св., чтобы разобраться надо исследовать совокуп-ть категорий, позволяющих схватить и осмысл. Б. как целостное:СУЩЕЕ, СУЩЕСТВОВАНИЕ, НЕБЫТИЕ, БЫТИЕ.

СУЩЕЕ – часть Б., = уникальность как таковая: каж. предмет, явл-е, ч-к в погруж-ти во мн-ть Б. сохр-т свою уник-ть, ед-ть в своём роде. Всегда ограничено, сопричастно мн-ти.

СУЩ-НИЕ – связ.с осмысл-м конеч-ти СУЩЕГО (сп-б бытия СУЩЕГО).~> пр-ма ж. и смерти~> экз-зм

НЕБЫТИЕ – противопол-ть Б. 1.Вост. трад-я – всё из НЕБ-Я, Б. – иллюзия, вр. сост-е, которое всегда заканчив. НЕБ-М. 2.Зап. трад-я – Б. есть,НЕБ-Я нет.~> восприятие Б. не просто как абстр-и, а как категории. Эти категории знаково связ. чел. деят-тью. Ч-к так выходит за пределы чувств. воспр-го мира.

Бытие ключевая универсальная фс. категория. Бытие – всеобщая фс. категория, которая складывается в результате абстрагирования от всего конкретного многообразия культурных феноменов, людей, явлений, процессов. Доведение до предела, остаётся множественность.

Бытие – множественность сущего. Сущее – единичности в их уникальном. Бытие – вечное, сущее – временное. Существование – временение сущего. Если бытие вечное, то где границы у самого множественного сущего, которое временно? Не-бытие по идее граница сущего.

Пример: греческое понимание бытия – хаотичность; восточное – бытие как иллюзия ( майя).

Нельзя забывать о том, что все эти категории определяются и опосредуются языком.

 

Бытие Не-бытие

\\ //

язык

// \\

сущее существование

Онтология – учение о бытии, она прошла три этапа :

1.Метафизический период охватывает значительный период ( с Парменида вплоть до И. Канта исключительно).

2. Критический (от Кант весь 19 век, рамки размыты)

3. Возрождение онтологии в 20 веке.

Понятие бытие было впервые у Парменида. Он берёт бытие вместе с мыслью о нём. Парменид считает, что бытие есть чистая позитивность, а небытие есть чистая негативность. Невозможно думать (говорить), иначе, как думая (говорить) о чём-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а говорить о ничто- значит ни о чём не говорить. Поэтому ничто немыслимо и невыразимо. Бытие есть , небытия нет. Античную философию интересует отношение универсального и уникального, как индивид вписан в контекст бытия. Первая фс. Аристотеля рассматривает человека в зависимости от бытия . И потому логос – не только слово, мысль, но и закон самого бытия. В средние века бытие представляется сотворённым и связано с Богом. Человек – тварное существо по образу и подобию Бога (отличие от сущих в том, что человек свободен, в этом причина успехов и поражений). В новое время вместе с гносеологией рождается термин онтология, её интересует что есть бытие в независимости от нашего познавательного процесса. В немецкой классике происходит переосмысление метафизической онтологии. Вольф: рациональная космология, рациональная психология, рациональная теология, отсюда выводит необходимость рассмотрение бытия как такового - онтология. Кант заменяет онтологию трансцендентальной фс., Гегель – логикой, Фихте – Я, Фейербах – фс. антропология. В результате онтология трансформируется в разные виды под ударами критического разума. Позитивизм отбрасывает онтологизм и вообще метафизическую проблематику. Приходит 20 век, целый ряд фс. стали говорить об онтологическом повороте.

Хайдеггер возвращается к проблемам бытия и сущего. Онтология Хайдеггера – бытие, которое присутствует в сущем. Он строит свё понимание бытия как человеческого , так как именно человеку свойственно понимание бытия. Онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность и временность, поэтому время выступает главной характеристикой бытия. Невозможным для него является отождествление бытия и сущего, с эмпирическим миром вещей. Бытие нельзя созерцать, его можно только внимать, Необходим возврат к истокам: к досократовской Греции, которая жила ещё в истинности бытия. Это возвращение возможно благодаря тому, что бытие ещё живёт в интимном лоне культуры – в языке. Язык — дом бытия. Отсюда задача прислушивания к языку. Хайдеггер идёт от сущего. Гартман же от бытия. Гартман считал метафизику – постановкой неразрешимых проблем, то онтология – постановка разрешимых проблем. Бытие в сущности имеет несколько смыслов. Всё, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия. Смыслы бытия, группируя их по четырём позициям: 1) бытие как категория (или бытие в себе); 2) бытие как потенция; 3) бытие как акциденция; 4) бытие как истина (небытие как ложь).

Основные концепции бытия:

1. Парменид. Вводит категорию бытия. Бытие – единое, то высшее единство, которое охватывает все сущее. Бытие есть, небытия нет. Все есть бытие. Характеристики бытия: сплошное, нет разрывов, замкнутость на себя, единство вещи и мысли, ни в чем не нуждается, абсолютное благо, постоянно, нет изменений, свет.

2. От Сократа. Разрыв бытия как единого. Бытие: - человеческое, здесь видимое

подлинное, связано с общими основаниями высших сущностей, идеалов, идеи. Основа для видимого бытия.

3. Декарт. “Cogito ergo sum”, то непосредственное данное, через что доказывается существование.

Бытие тождественно существованию.

4. Маркс, Энгельс

Маркс. Бытие – общественное бытие, многообразие общественной жизни; эмпирическое бытие живых человеческих индивидов. ТРУД – база такого бытия, способ обмена энергией, природой и человечеством. Общественное бытие определяет общественное сознание. Конкретное историческое бытие.

Энгельс. “Антидюринг”. Вопрос о бытии – открытый. Начало: материальное единство мира, действительное единство мира в его материальности. Вопрос об отношении: мышление – бытие. Отторжение идеального от бытия, отражение, удвоение бытия.

5. Ленин. Материя = бытие. Объективная реальность, которая принципиально отличается от S реальности, которая отражает О-ю реальность. Сознание - атрибут материи, форма существования высокоразвитой материи. Особая реальность. НО в мире нет ничего кроме движения материи.

2 формы объективной реальности: - природа, - социальная реальность.

В рамках этого подхода: Материализм: бытие, материя, природа.

Идеализм: Объективный, объективное сознание существует вне человека; Субъективный, сознание человека.

В гносеологии Гностики и Агностики.

6. Хайдеггер, Сартр.

Сартр. Бытие – наличное бытие живых индивидов, существование живых человеческих индивидов, которое есть свободное проектирование.

Существование – подлинное и неподлинное, выявляется через экзистенцию. Субъект активен, возвышение своего существования.

НО Мир – внесмысловая категория, человек выявляет смысл. На стыке мира и человека рождается абсурд.

Хайдеггер. Бытие не совпадает с сущим. Бытие – не Что, бытие есть. Бытие – имеющее, то, в чем все имеется. Сущее с Нового времени не равно с миром человека, то, что он в себе осуществил. Бытие – ПОСТАВ – человек. Бытие само по себе активно.

Сущее отличается от бытия, но через сущее можно увидеть бытие. Человек – ипостась бытия, самобытие, которое не сводимо к бытию. Через язык, культуру выйти к бытию. Бытие нельзя выразить словом, молчание, которое существует не в словах, а в атмосфере языка. Язык – дом бытия, но бытие к нему не сводимо.

Мы присутствуем при бытие, но через нас бытие не высвечивает.

 

· Соотношение сознания и Б.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.007 с.)