Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бытие как философская проблема.
БЫТИЕ- одна из главных тем ф-фии, представленная в пост. попытках дать понятие о всеобщ. пр-се, объемлющем чел. существование, выразить вз/связь различных форм мироздания. Парменид впервые нашёл понятие, которое оказалось способным связать и вещи, и идеи, слова, людей, числа, мир культуры. Б. свело всё к единому. Б. всякого рода тождественно. Появилась возможность подвергать осмыслению все стороны: людей, существа, мысли и т.п. Парадокс-ть понятия о Б.: оно ориентировано на предельно общие хар-ки существ-го, но постиг-ся ч/з размер-ти сущего, его стр-ры и воспроизв-ть.+ Б. указывает на связь, порядок, иерархию различ. видов, пр-сов и т.п. Т-ко ч-ку возможно его осмыслить. Осозн-е Б. проходит опр. ступени, каж. добавляет оч. важ. 1)абстрагирование-абстракция: сохрняется только одно ФУНКЦ., родовое значение предмета, значимое для всех людей; 2)обобщение-понятие: связь абтракций, где обобщаются моменты сходства; 3)обобщение-категории: последняя стадия предел. отвлечения от чувств. конкр-ки. Чувств. уровень доказывает, что мы находимся в Б.(люди в повседневности схватывают его непосредственно в чувствах), но рац. ур. дан не всем. 1) Б.-как абстракция - результат предельного отвлечения от всей множественности вещей, предметов,явл-й, св-в, событий и т.п.Единств. оставшийся признак – вся эта множественность ЕСТЬ, она схватывается нашей мыслью, словами, которые сцепляют вещную и мысленную множественность. 2) На уровне понятий сохр-ся множественность как таковая, получая осмысленные групп-ки к опр. классам предметов. Здесь Б. распадается на классы, содержащие мыслен. конкретику (ИНО-БЫТИЕ, СО-БЫТИЕ) 3) Между родовым Б. и инд. Б. имеется глубинная св., чтобы разобраться надо исследовать совокуп-ть категорий, позволяющих схватить и осмысл. Б. как целостное:СУЩЕЕ, СУЩЕСТВОВАНИЕ, НЕБЫТИЕ, БЫТИЕ. СУЩЕЕ – часть Б., = уникальность как таковая: каж. предмет, явл-е, ч-к в погруж-ти во мн-ть Б. сохр-т свою уник-ть, ед-ть в своём роде. Всегда ограничено, сопричастно мн-ти. СУЩ-НИЕ – связ.с осмысл-м конеч-ти СУЩЕГО (сп-б бытия СУЩЕГО).~> пр-ма ж. и смерти~> экз-зм НЕБЫТИЕ – противопол-ть Б. 1.Вост. трад-я – всё из НЕБ-Я, Б. – иллюзия, вр. сост-е, которое всегда заканчив. НЕБ-М. 2.Зап. трад-я – Б. есть,НЕБ-Я нет.~> восприятие Б. не просто как абстр-и, а как категории. Эти категории знаково связ. чел. деят-тью. Ч-к так выходит за пределы чувств. воспр-го мира.
Бытие ключевая универсальная фс. категория. Бытие – всеобщая фс. категория, которая складывается в результате абстрагирования от всего конкретного многообразия культурных феноменов, людей, явлений, процессов. Доведение до предела, остаётся множественность. Бытие – множественность сущего. Сущее – единичности в их уникальном. Бытие – вечное, сущее – временное. Существование – временение сущего. Если бытие вечное, то где границы у самого множественного сущего, которое временно? Не-бытие по идее граница сущего. Пример: греческое понимание бытия – хаотичность; восточное – бытие как иллюзия (майя). Нельзя забывать о том, что все эти категории определяются и опосредуются языком.
Бытие Не-бытие \\ // язык // \\ сущее существование Онтология – учение о бытии, она прошла три этапа: 1.Метафизический период охватывает значительный период (с Парменида вплоть до И. Канта исключительно). 2. Критический (от Кант весь 19 век, рамки размыты) 3. Возрождение онтологии в 20 веке. Понятие бытие было впервые у Парменида. Он берёт бытие вместе с мыслью о нём. Парменид считает, что бытие есть чистая позитивность, а небытие есть чистая негативность. Невозможно думать (говорить), иначе, как думая (говорить) о чём-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а говорить о ничто- значит ни о чём не говорить. Поэтому ничто немыслимо и невыразимо. Бытие есть, небытия нет. Античную философию интересует отношение универсального и уникального, как индивид вписан в контекст бытия. Первая фс. Аристотеля рассматривает человека в зависимости от бытия. И потому логос – не только слово, мысль, но и закон самого бытия. В средние века бытие представляется сотворённым и связано с Богом. Человек – тварное существо по образу и подобию Бога (отличие от сущих в том, что человек свободен, в этом причина успехов и поражений). В новое время вместе с гносеологией рождается термин онтология, её интересует что есть бытие в независимости от нашего познавательного процесса. В немецкой классике происходит переосмысление метафизической онтологии. Вольф: рациональная космология, рациональная психология, рациональная теология, отсюда выводит необходимость рассмотрение бытия как такового - онтология. Кант заменяет онтологию трансцендентальной фс., Гегель – логикой, Фихте – Я, Фейербах – фс. антропология. В результате онтология трансформируется в разные виды под ударами критического разума. Позитивизм отбрасывает онтологизм и вообще метафизическую проблематику. Приходит 20 век, целый ряд фс. стали говорить об онтологическом повороте.
Хайдеггер возвращается к проблемам бытия и сущего. Онтология Хайдеггера – бытие, которое присутствует в сущем. Он строит свё понимание бытия как человеческого, так как именно человеку свойственно понимание бытия. Онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность и временность, поэтому время выступает главной характеристикой бытия. Невозможным для него является отождествление бытия и сущего, с эмпирическим миром вещей. Бытие нельзя созерцать, его можно только внимать, Необходим возврат к истокам: к досократовской Греции, которая жила ещё в истинности бытия. Это возвращение возможно благодаря тому, что бытие ещё живёт в интимном лоне культуры – в языке. Язык — дом бытия. Отсюда задача прислушивания к языку. Хайдеггер идёт от сущего. Гартман же от бытия. Гартман считал метафизику – постановкой неразрешимых проблем, то онтология – постановка разрешимых проблем. Бытие в сущности имеет несколько смыслов. Всё, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия. Смыслы бытия, группируя их по четырём позициям: 1) бытие как категория (или бытие в себе); 2) бытие как потенция; 3) бытие как акциденция; 4) бытие как истина (небытие как ложь). Основные концепции бытия: 1. Парменид. Вводит категорию бытия. Бытие – единое, то высшее единство, которое охватывает все сущее. Бытие есть, небытия нет. Все есть бытие. Характеристики бытия: сплошное, нет разрывов, замкнутость на себя, единство вещи и мысли, ни в чем не нуждается, абсолютное благо, постоянно, нет изменений, свет. 2. От Сократа. Разрыв бытия как единого. Бытие: - человеческое, здесь видимое подлинное, связано с общими основаниями высших сущностей, идеалов, идеи. Основа для видимого бытия. 3. Декарт. “Cogito ergo sum”, то непосредственное данное, через что доказывается существование. Бытие тождественно существованию. 4. Маркс, Энгельс Маркс. Бытие – общественное бытие, многообразие общественной жизни; эмпирическое бытие живых человеческих индивидов. ТРУД – база такого бытия, способ обмена энергией, природой и человечеством. Общественное бытие определяет общественное сознание. Конкретное историческое бытие. Энгельс. “Антидюринг”. Вопрос о бытии – открытый. Начало: материальное единство мира, действительное единство мира в его материальности. Вопрос об отношении: мышление – бытие. Отторжение идеального от бытия, отражение, удвоение бытия. 5. Ленин. Материя = бытие. Объективная реальность, которая принципиально отличается от S реальности, которая отражает О-ю реальность. Сознание - атрибут материи, форма существования высокоразвитой материи. Особая реальность. НО в мире нет ничего кроме движения материи.
2 формы объективной реальности: - природа, - социальная реальность. В рамках этого подхода: Материализм: бытие, материя, природа. Идеализм: Объективный, объективное сознание существует вне человека; Субъективный, сознание человека. В гносеологии Гностики и Агностики. 6. Хайдеггер, Сартр. Сартр. Бытие – наличное бытие живых индивидов, существование живых человеческих индивидов, которое есть свободное проектирование. Существование – подлинное и неподлинное, выявляется через экзистенцию. Субъект активен, возвышение своего существования. НО Мир – внесмысловая категория, человек выявляет смысл. На стыке мира и человека рождается абсурд. Хайдеггер. Бытие не совпадает с сущим. Бытие – не Что, бытие есть. Бытие – имеющее, то, в чем все имеется. Сущее с Нового времени не равно с миром человека, то, что он в себе осуществил. Бытие – ПОСТАВ – человек. Бытие само по себе активно. Сущее отличается от бытия, но через сущее можно увидеть бытие. Человек – ипостась бытия, самобытие, которое не сводимо к бытию. Через язык, культуру выйти к бытию. Бытие нельзя выразить словом, молчание, которое существует не в словах, а в атмосфере языка. Язык – дом бытия, но бытие к нему не сводимо. Мы присутствуем при бытие, но через нас бытие не высвечивает.
· Соотношение сознания и Б.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.008 с.) |