Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соотношение чувственного, рационального и иррационального удобнее всего проследить на материале истории философии, потому что в разные эпохи это соотношение менялось. Основные критерии рационального закладываются еще в античности. По мнению Лосева, это связано с общественно-экономическим строем: рабовладение приводит к выработке специализированной умственной деятельности с ее особыми критериями. Среди них Лосев называет: 1 абстрактная рассудочность 2 интеллектуальность 3 противопоставление интуитивному способу познания, свойственному первобытности 4 социально-экономический аспект. Ж.-П. Вернан видит истоки рациональности в сфере политических отношений в Греции. Демократический принцип равенства граждан полиса приводит к необходимости формирования правил ведения полемической речи, где на первый план выходят логичность и убедительность высказываний. Голосовкер выявляет две главные темы в античности: организм и число (им соответствуют хаос и организованность). История античности – это движение от хаоса к организованности, в результате которого вырабатываются и критерии рационального: 1 способность к гармонизации, обнаруживать и придавать всему меру 2 умение выражать воспринятое в определенной форме 3 преобладание понятийно-разумной, умственно-интеллектуальной составляющей мышления 4 подчинение логико-риторическим законам 5 критичность и созерцательная пассивность. Ярчайшим пример античного рационализма является философия Платона, а именно, его учение о познании как припоминании, созерцании подлинного бытия в состоянии размышления, подъеме души в область идей. Рядом с ним можно поставить и Аристотеля, с той только оговоркой, что у него уже мы находим учение о иерархии познания, в котором видны зачатки эмпиризма. Низший вид знания по Аристотелю – знание о единичном и изменчивом - мы получаем из опыта. Несмотря на общую рационалистическую ориентацию античной культуры в познании, в ней существовали и учения об иррациональных способах познания. Иррациональное связывалось с жизненно необходимыми началами бытия, предметно неоформленными и потому не доступными ни для разума, ни для органов чувств. Иррациональное знание получали через мистерии (орфические, дионисийские), которые связывали человека с божественными таинствами. Первый этап средневековой философии – Патристика (2-6 в.н.э.) – характеризуется преобладанием иррационального начала в познании. А второй этап, – Схоластика (7-14 в.н.э.) – наоборот, ставит одной из своих важнейших проблем рациональное доказательство бытия Бога. Если отцы церкви опирались в постижении Бога на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога. Так, если Тертуллиан (160-220) на первое место ставил безусловность и абсолютность веры: «Верую, ибо абсурдно», то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский (1033-1109) видел в вере предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь». Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой истины Откровения и истины разума не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины получила свое обоснование в учении Уильяма Оккама (1285-1349) и послужила теоретической базой разрыва философии и теологии, что и знаменовало собой завершение средневековой философии. Соотношение рационального, чувственного и иррационального в познании в Новое время определено тем, что человек становится в этот период субъектом, превратившим мир в объект. Ментальность Нового времени рационально ориентирована, причем это мыслительно-рассудочная, инструментально-технологическая рациональность, поскольку нормой и образцом познавательной деятельности становится основанная на эксперименте математизированная наука. Одной из главных проблем, стоявших перед мыслителями этого периода, является проблема разработки нового метода познания. Постановка и решение ее связаны с именами Бэкона (1561-1626) и Декарта (1596-1650), предложившими и обосновавшими соответственно гносеологический эмпиризм и рационализм. Бэкон, рассматривая опытно-экспериментальное исследование как единственно возможное, разработал экспериментально-индуктивный метод познания. Декарт сформулировал основные идеи рационалистической дедукции, которая постепенно начала распространяться в разных сферах научного познания. Эмпиризм объявляет приоритет чувственного познания (сенсуализм), опыта (внешнего и внутреннего), фактичность мира предпочитает его систематичности, ориентирован на материализм. Эмпирическое мировоззрение более соответствует прогрессу науки. Представители: Монтень, Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, все французское Просвещение. Рационализм объявляет приоритет разума, отвергает опыт в пользу врожденных идей. Единственная, но очень важная опора рационализма в это время – математика и механика. Представители: Николай Кузанский, Декарт, Спиноза, Лейбниц. Иррационалистические учения Нового времени представлены, во-первых, Гете, который искал для человека путь познания, сообразный самой природе и основанный не только на интеллекте, но и на всех чувствах и интуиции. Новалис предлагал поэтический способ мировосприятия, Бёме и Шеллинг – мистическое интуитивное проникновение в объект познания. Спор рационализма и эмпиризма «снимается» в философии Канта. Критицизм Канта ищет первоисточники знания для того, чтобы установить его необходимость. Он оценивает не факты сознания, а само сознание. Кант исходит из очевидной истины, что познавать человек может только то, на что у него есть способности. А отсюда и главная задача – понять, какие способности есть у человека. Три уровня познания – чувственность, рассудок и разум – составляющие единое целое субъекта познания дают нам ответ на вопрос о чувственном рациональном и иррациональном в познании. Каждый человек наделен всеми тремя способностями. Использование их определяется теми познавательными задачами, которые стоят перед человеком. Таким образом, мы приходим к выводу, что процесс познания многогранен и определяется различными познавательными способностями человека. Несмотря на то, что в разные эпохи приоритет отдавался той или иной способности, следует подчеркнуть целостность процесса познания и взаимодополняемость различных его составляющих.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.006 с.) |