ТОП 10:

ФИЛОСОФИЯ КАК ЛОГИКА НАУКИ. ОТ ЛОГИКИ НАУКИ К ИСТОРИИ НАУКИ.



Философия как логика науки. Неокантианство. Фс нк - логика и методология нк. Фс д. исследовать не стр-ры Б, а стр-ры З(« В нке столько нки, сколько в ней мат-ки"). нка-самодостаточное образование (развивается за счет внутр-х возм-тей); важна история нки, т.к. науч.истины, кот-е добывались ранее входят в сод-е совр.нки®процесс развития нки-процесс усиления рациональности. Неорационализм. Башляр, Кангельям, Пиаже. Выделяли общий недостаток: все, что подается от лица фс нк, носит нормативный характер. Нк не имеет той фс, кот-ю она заслуживает. Их подход к нк - прикладной рационализм, т.е. ффы д.учитывать вариативность, изменчивость в нке, противоречивость ист-и нки. Все, что связано с учеными - сконструировано в лабораторных усл-ях. Научная R искусственно создана. Структурализм. Лакан, Леви-Стросс, Фуко, Барт. Центр-е понятие- стр-ра, сис-ма, кот-я глубинным образом пронизывает нас, что есть до нас, поддерживает нас во времени и пространстве. Переход от эмпирич. к теорет. уровню исследования. Феноменология Гуссерль. Цель фс нк-понять смысл нк. Вписывает нку в жиз.мир: "жиз.мир - это забытый смыслообразующий фундамент ез", он до-, сверх-, вне-научен. Контакт с реальностью обеспечивает жизненный мир, а не прда. Процедура прояснения предпосылок. Герменевтика. Шлейермахер, Гадамер. От герм.-текст, поэтому проблемы нки связаны с вопросами истолкования текста. Само П и исследование - это понимание. Понимания текста как целостности: предвосхищение общего смысла-смутное понимание, кот-е возвышается до ясного. Герм.круг - части соотносятся с целым(текст как целое появляется чз части, а части чз целое). Альтернативные модели науки. 1. Вернадский-Фейерабенд.В: Наука занимает главное место(геолог.сила) Ф:У нки нет преимуществ пд др-ми формами ж. 2. Маркс и Хайдеггер. Их позиции прямо противоположны как метафизический подход и соц.-полит-й. Х:Нка-это решающий способ, каким для нас предстает все, что есть в этом мире. Нки вырастают из фс. М: Нк не охватывает целостность Б, она-фактор и функция производства. Роль науки - освободить человека от тяжелого физического труда. 3. О. Конт и В. Соловьев.К: Стадия возвышения человеческой цивилизации: богогслолвская, метафизическая, позитивистская-создает наилушчие условия для уственного обновления ч-ка. Наука способна создать рац. отношение к миру, которое держится на порядке и прогрессе (2 условвия новейш. цивилизации). Научный метод универсален и примение ко всем обл. чел. сознания. С: Нк и ее истины нработаны ч-вом для того, чтобы освоить прду ч-ка. Истины науки - т-ко орудие для более глубокого $ч-ка. Концепция всеединства: полная истина в богоч-ве - синтез прир., рац. и мистического знания. Научная теософиия - это единство 3-х дисциплин.

От логики нки к истории нки. Лакатос: "Фс нки без ист. нки пуста, ист. науки без фс нки-слепа". Без ист. нки нельзя понять сущность нки. В к.19в. ист. нки признана как самост. дисциплина. Вернадский: 2 типа ист.нки: внешняя(описание открытий, разворачивание новых теорий, т.е. эмпирич. база-факты ) и сравнительно-генетическое изучение различных учений различных эпох- закономерности смены науч. мвз-ий. История нк длит. время носила описат. х-р (хронография, география) в связи с науч. открытиями. Сартон: проект написания всеобщей истории нк, Теннери: критика описат. подхода – история нк д.б. не простым собранием фактов. Гуманистич. подход: абстрактная история нк: история науч. знания, науч. открытий, смена одних идей другими. Конкретная история нк: события нк в контексте истории культуры. Гессен, Бернал при объяснении событий в истории нки руководствуются внеш. факторами- экстернализм. Интернализм (Койре) все события в истории науки имели чисто теоритич. , интеллектуальные причины. Ход самой эволюции ист. науки Интернализм рассматривает этапы смены науч. картин мира: НВ – смена «космоса» на «универсум». Античность, СВ – космос базируется на идее разнокачеств. бытия. Кун объяснял через науч-е революции. Конт: эволюция, непрерывный ход, неизмен. законы, значимость всех прошедших событий, прогресс. Гуссерль: ист-я нки - это проблема истоков, первоначал (геометрия, идеальная предметность). Ист-я нки -процесс рождендия смыслов, их оседандие, их продуктивное смыслообразование (традиция). Фуко: отвергает то, что ист-я нки- благород. дисциплина. Обратился к медиццине, биол, т.е. к нкам о жизни. Обращается к прерывностям. Представители самой ист-ии нки не м.б. историками нки. Ими могут быть эпистемологи. Археология исследует пространство знания и те мутации, кот-е приводят к появ. нового порядка (порог позитивности).

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.005 с.)