Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты технико-криминалистической экспертизы документов

Поиск

Объектами ТКЭД являются следующие документы.

1. Письменные документы, исследованию в которых подлежат в первую очередь их реквизиты (записи, оттиски печатей и штампов, машинописные тексты, пометки и пр.). К таким документам относятся следующие:

· личные (удостоверительные – паспорта, водительские документы, дипломы; характеризующие трудовую деятельность – трудовые книжки, больничные листки, характеристики, личные дела);

· справочно-удостоверительные (справки об учебе, наличии детей, зарплате, месте работы и пр.);

· денежные, т.е. отражающие операции по приходу и выплате наличных денег (чековые книжки, приходные и расходные ордера, кассовые книги, платежные ведомости и т.п.);

· отражающие движение материальных ценностей (накладные, учетные журналы, путевые листки и т.д.);

· иные (лотерейные билеты, денежные билеты, железнодорожные и авиационные билеты, рецепты, кассовые чеки и т.п.).

2. К объектам технико-криминалистической экспертизы документов относятся также и материалы, из которых они выполнены (бумага, краски, клеи и пр.)

3. Это и следы, оставленные орудиями письма и иными приспособлениями (печатями, штампами, полиграфическими машинами и т.п.).

4. Наконец, объектами технико-криминалистической экспертизы документов являются и технические средства, которые используются при выполнении документов – принтеры, ксероксы, удостоверительные печатные формы и т.п., а также материалы документов – бумага, красящие вещества, клеи и др.

При технико-криминалистическом исследовании документов применяется достаточно широкий комплекс методов.

Визуальное исследование при особых условиях освещения: исследование в косопадающем свете (т.е. при освещении объекта направленным пучком света с углом падения лучей менее 90о) применяется для выявления рельефных следов давления от пишущих приборов, нарушений поверхностного слоя бумаги, наклеенных участков и т.п.

Исследование в проходящем свете применяется для обнаружения признаков, свидетельствующих о подчистке, замене частей документа, выявления водяных знаков, текстов на копировальных бумагах, выявления залитых и замазанных текстов.

. Визуальное исследование с применением светофильтров (цветоделение). Метод основан на избирательном поглощении, отражении или пропускании света различных длин волн материалами документа. В видимой области спектра (360–680 нм) вещества, имеющие различные спектральные характеристики, визуально воспринимаются как объекты разного цвета.

Этот метод применяется для выявления различий в цвете объектов – при выявлении залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, усилении контраста между слабо видимыми записями, установлении факта дописки, травления и др.

Исследование с применением светофильтров проводят двумя способами: документ освещают фильтрованным светом или рассматривают через светофильтры.

Исследование в отраженных ультрафиолетовых лучах. Метод основан на различной способности разных штрихов отражать и пропускать ультрафиолетовые лучи. Он используется для выявления обесцвеченных записей, следов травления и дифференциации некоторых материалов письма.

В качестве источников УФЛ используют ртутно-кварцевые лампы высокого и сверхвысокого давления различной мощности, люминесцентные лампы, ксеноновые, импульсные лампы-вспышки.

Исследование в отраженных инфракрасных лучах. Метод основан на различии коэффициентов отражения и поглощения инфракрасных лучей различными веществами. Используется для обнаружения фактов дописки, подчистки, травления, смывания, выявления невидимых и слабо видимых записей.

Световая микроскопия дает возможность изучать мелкие объекты и их детали. Метод применяется для обнаружения частиц красящих веществ, удаленных записей, измерения письменных знаков, глубины трасс от пишущих приборов, выявления деформации элементов знаков и др.

Исследование проводят как в видимом свете, так и в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах.

О том, какие методы или приемы работы с изучаемым материалом следует использовать в каждом конкретном случае, решает сам эксперт. Это решение принимается им после ознакомления с общими сведениями о происшествии, изложенными в постановлении о назначении экспертизы; в зависимости от количества и состояния объектов и в соответствии с результатами предварительного изучения материалов, поступивших на исследование.

В соответствии с общепринятой методикой исследования объектов криминалистической экспертизы при технико-криминалистическом исследовании документов в первую очередь, по возможности, целесообразно использовать приемы и методы, которые не повреждают и не уничтожают объекты. После чего используют приемы и методы, которые не уничтожают объекты, а приводят лишь к некоторым изменениям их первоначального вида. И в последнюю очередь используют те приемы и методы, которые приводят к повреждению или частичному уничтожению исследуемых объектов.

Автороведческая экспертиза

 

Предмет экспертизы. Автороведческая экспертиза проводится с целью уста­новления автора представленного на экспертизу текста либо получения информации о нем. Такие сведения получают на основании анализа в документе отобра­зившихся особенностей письменной речи.

Часто в качестве исследуемых документов в судебно-авторо­ведческой экспертизе фигурируют анонимные письма с угрозой жизни или чистосердечные признания, от которых отказывается их вероятный составитель, мотивируя это фактом психического насилия. Необходимость в установлении авторства возникает также и в случаях, когда ано­нимный документ написан под диктовку или переписан другим лицом, напечатан на принтере, пишущей машинке, или полиграфическим способом.

Автороведческое исследование позволяет также охарактеризовать автора документа при определении по анализу письменной речи его пол, возраст, образо­вательный и культурный уровень, профессию, региональные особенности речи. В некоторых случаях эксперты могут сделать вывод и о факторах, действо­вавших на автора в период написания текста. Например, установить, в каком состоянии находился автор исследуемого текста во время письма: в обычном или необычном психофизиологичес­ком состоянии (состояниях алкогольного либо наркотического опьяне­ния, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т.п.).

Научная основа экспертизы. Судебное автороведение как система знаний формируется и развивается на основе трансформации данных отрасле­вых наук — преимущественно лингвистики, психолингвистики, психоло­гии, социолингвистики, а также путем собственно автороведческих экс­периментально-теоретических исследований.

Объектом судебно-автороведческой экспертизы, выделяющим ее в отдельный вид, является письменная речь автора текста. Под текстом как объектом судебно-автороведческой экспертизы по­нимается совокупность предложений, связанных единым смыслом, ко­торые могут служить материалом для криминалистического исследова­ния свойств автора и условий составления документа. Практика показы­вает, что решение вопросов об авторе возможно в случае, если исследу­емый текст содержит не менее 100 слов. Это условно минимально допу­стимый объем текста, который может варьировать в сторону увеличения в довольно широких пределах (иногда до 500 слов) в зависимости от преимущественной при­надлежности текста к конкретному функциональному стилю.

В более широком смысле объектом признаются тексты документов, от­носящиеся к стилям: бытовому, публицистическому, официально-дело­вому, научному, литературно-художественному.

Бытовой стиль письменной речи (наиболее информативный в иденти­фикационном плане, поэтому не требует значительного объема) отража­ется в частных письмах, записках бытового содержания.

Публицистичес­кий - в докладах на общественно-политическую тематику, статьях такого же характера.

Деловой стиль - находит отражение в докладных, заявлениях, жало­бах, объяснительных записках, рапортах.

Научный стиль применяется в научных статьях, докладах, диссертациях, отзывах, рецензиях и пр.

Причем эксперту могут быть представлены как объекты-оригиналы: ру­кописные, машинописные и выполненные полиграфическим способом, так и их копии, полученные с помощью множительной техники.

Судебно-автороведческой экспертизой решаются идентификационные, диагностические и классификационные задачи.

Идентификационными являются вопросы:

· является ли автором представленного текста данное лицо;

· яляется ли автором текста нескольких документов (или нескольких фрагментов одного документа) одно лицо или разные лица?

К классификационным вопросам относятся следующие:

· каков образовательный уровень автора текста;

· составлен ли данный документ лицом, обладающим навыками научного (публицистического, делового и пр.) стиля письменной речи;

· какова профессия или род занятий автора;

· является ли данный язык родным для автора текста, если нет, то какой язык предположительно является для него родным;

· носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор текста.

К вопросам диагностического характера, выносимым на разрешение этого рода экспертизы, относятся:

· составлен ли этот текст с намеренным искажением письменной речи или лицом;

· является ли автор и исполнитель текста одним лицом;

· составлен ли текст лицом, пребывавшим в необычном психофизиоло­гическом состоянии;

В отдельных случаях, когда требуется установить, например, факт психического заболевания автора во время составления текста докумен­та, такие вопросы могут решаться в рамках комплексной экспертизы с участием специалистов в области судебной психиатрии и судебного автороведения.

Для проведения идентификационный исследований необходимы образцы для сравнительного исследования. Есть определенная специфика в получении таких образцов.

Свободные образцы письменной речи должны соответство­вать исследуемому тексту по языку (в силу лексических, фразео­логических, стилистических, синтаксических особенностей язы­ков, тексты, выполненные на разных языках, непригодны для сравнительного исследования); времени исполнения (устойчи­вость признаков письменной речи относительна, особенно в мо­лодом и старческом возрасте); функциональному стилю речи (бытовой, деловой и пр.). Автор текста обычно учитывает, кому адресован документ, что также влияет на его содержание. Одна и та же ситуация по-разному описывается, например, в заявлении и частном письме. В первом случае окончательному варианту мо­жет предшествовать составление черновиков. Если известно, что автор при исполнении документа находился в определенном со­стоянии, то тексты, которые выбираются в качестве свободных образцов, должны быть исполнены в аналогичном состоянии (алкогольного или наркотического опьянения, переутомления, депрессии, возбуждения).

Свободные образцы отбираются в количестве не менее 15 листов по месту работы, учебы или жительства лица, у родствен­ников, в различных организациях.

Экспериментальные образцы — это тексты, выполненные по предложению и в присутствии следователя или судьи, в виде самостоятельного сочинения. Вначале сочинение пишется на вольную тему, следователь (судья) указывают лишь форму доку­мента (жалоба, письмо, объяснительная записка и пр.) и язык изложения. Затем сочинение пишется на тему, предложенную следователем (судьей) с учетом исследуемого документа. Наряду с этими образцами, должны быть получены тексты, выпол­ненные в других стилях. Общее количество эксперименталь­ных образцов — не менее 25 листов.

Условно-свободными образцами могут быть жалобы, заяв­ления, объяснительные записки и пр., выполненные после нача­ла производства по делу, но не в связи с назначением эксперти­зы. Однако одних условно-свободных образцов недостаточно для решения экспертных задач.

Автороведческие экспертизы могут производится комплексно с экспертизами других классов или родов. Например, если иссле­дуемый документ мог быть выполнен психически больным лицом, назначается комплексная автороведческая и психиатрическая экспертиза; если текст исполнен от руки неизвестным лицом, пол, возраст и другие особенности этого лица определяются в ходе комплексной автороведческой и почерковедческой экспертизы.

В настоящее время разработаны теоретические и методические ос­новы идентификационной судебно-автороведческой экспертизы пись­менной речи.

Общие положения методики идентификации автора документа носят универсальный характер в том плане, что они применимы при решении идентификационных задач независимо от языковой при­надлежности исследуемого документа.

В последние годы разработаны теоретические и методические осно­вы экспертного решения классификационно-диагностических задач, свя­занных с установлением ряда социально-биографических характерис­тик автора документа, завершена разработка методики установления образовательного уровня автора документа.

Возможности методики судебно-автороведческой экспертизы опре­деляются, с одной стороны, объемом и характером материалов, пред­ставляемых на исследование, с другой — научно-исследовательским по­тенциалом, уровнем разрешающей способности методики.

Первое важнейшее условие реализации возможностей авторовед-ческого исследования — соответствующий (условно не менее 100 слов) объем текста исследуемого документа. Особенно важно учитывать это условие в идентификационном исследовании. Вопрос о достаточности текстового материала в документе в каждом конкретном случае эксперт решает только в процессе исследования.

Второе необходимое условие — надлежащая подготовка материалов на экспертизу, в частности предоставляемых в распоряжение эксперта срав­нительных материалов. Полнота, разнообразие свободных и эксперимен­тальных образцов письменной речи проверяемого лица, соответствие ука­занным выше требованиям методики их отбора способствуют успешному решению поставленных перед экспертом вопросов об авторстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.009 с.)