Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы судебной экспертологии.Стр 1 из 25Следующая ⇒
Волчецкая Т.С. доктор юридических наук, профессор
Основы судебной экспертологии.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Судебная экспертиза как особая форма Использования специальных знаний Класс. Криминалистические экспертизы. Данный класс включает в себя три рода экспертиз. Первый род экспертиз- это традиционные криминалистические, формирование которых относится в основном к периоду возникновения и становления судебных экспертиз 1.1. Автороведческая. 1.2. Дактилоскопическая. 1.3. Баллистическая (огнестрельного оружия, боеприпасов и следов выстрела). 1.4. Почерковедческая. 1.5. Портретная. 1.6. Технико-криминалистическая экспертиза документов. 1.7. Трасологическая. 1.8. Холодного оружия. Второй род экспертиз- это — экспертизы, сформировавшиеся в последние десятилетия; 1.9. Видеофонографическая (видеофоноскопическая). 1.10. Взрывотехническая. 1.11. Фототехническая. 1.12. Экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений. К третьему роду криминалистических экспертиз относятся различные виды исследований материалов, веществ, изделий, выделяемые в самостоятельный род – криминалистические экспертизы материалов, веществ, изделий (КЭМВИ) 1.13. Экспертиза объектов волокнистой природы. 1.14. Экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий. 1.15. Экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов. 1.16. Экспертиза стекла. 1.17. Экспертиза металлов, сплавов и изделий из них (металловедческая). 1.18. Экспертиза полимерных материалов, пластмасс, резин и изделий из них. 1.19. Экспертиза наркотических средств и психотропных веществ. 1.20. Экспертиза спиртосодержащих жидкостей. 1.21. Экспертиза парфюмерных и косметических средств.
2 класс. Судебные медицинские и психофизиологические. 2.1. Судебно-медицинская. 2.1.1. Судебно-медицинское исследование трупов. 2.1.2. Судебно-медицинское освидетельствование живых лиц. 2.1.3. Судебно-медицинское исследование вещественных доказательств (крови, волос, выделений организма и т п.). 2.2. Судебно-психиатрическая. 2.3. Судебно-психологическая. 2.4. Судебная психолого-психиатрическая. Класс. Судебные инженерно-технические. 3.1. Пожарно-техническая. 3.2. Экспертиза по технике безопасности.
3.3. Строительно-техническая. 3.4. Электротехническая. 3.5. Компьютерно-техническая. Класс. Судебные инженерно-транспортные. 4.1. Автотехническая. 4.2. Авиационно-техническая. 4.3. Железнодорожно-техническая. 4.4. Иные инженерно-транспортные. Класс. Судебные инженерно-технологические. 5.1. Технологические. 5.2. Товароведческие. Класс. Судебные экономические. 6.1. Бухгалтерская. 6.2. Финансово-экономическая. 6.3. Инженерно-экономическая. Класс. Судебно-биологические. 7.1. Ботаническая. 7.2. Зоологическая. 7.3. Микробиологическая. 7.4. Энтомологическая. 7.5. Ихтиологическая. 7.6. Орнитологическая. 7.7. Запаховых следов человека. Класс. Судебно-почвоведческие. 8.1. Почвоведческая. 8.2. Минералогическая. Класс. Сельскохозяйственные. 9.1. Агробиологическая. 9.2. Агротехническая. 9.3. Зооветеринарная. 9.4. Ветеринарно-токсикологическая. Класс. Пищевых продуктов. Класс. Судебно-экологические. 11.1. Экология среды. 11.2. Экология биоценоза. Класс. Искусствоведческие. Приведенные роды экспертиз находятся на разном уровне развития. Некоторые из них существуют десятилетиями, другие только начали создаваться, третьи рассматриваются в перспективе общего развития судебных экспертиз. Следует также иметь в виду динамичность процесса создания экспертиз и их трансформации: появление новых родов экспертиз, трансформацию видов экспертиз в самостоятельные роды (например, фототехническая, видеофоноскопическая). Таким образом, изложенная выше классификация не может считаться окончательной, полностью завершенной и будет совершенствоваться. Тем не менее, в целях осуществляемой паспортизации экспертных методик Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по проблемам экспертной деятельности утвержден перечень экспертиз, использованный в вышеприведенной классификации. Род и вид судебной экспертизы можно выделить в соответствии с перечнем экспертных специальностей, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.05.2003 N 114[5].
Наука о судебной экспертизе
Предпосылки формирования. Для совершенствования правосудия в России большое значение имеет уровень развития судебной экспертизы. Российская статистика свидетельствует о том, что количество назначаемых судебных экспертиз, в том числе и самых новых, значительно возрастает. И в то же время, с полной уверенностью можно заключить, что отдельный ряд вопросов правового регулирования института судебной экспертизы, ее методологических аспектов требуют еще тщательной проработки. Для этого необходимо выявить, обозначить и решить целый ряд проблем, связанных с судебной экспертизой в разнообразных взаимосвязанных сферах: в области законодательной базы; правоприменительной практики назначения, проведения экспертиз и использования их результатов; в плане совершенствования экспертной деятельности; в рамках новой формирующейся науки о судебной экспертизе. Законодательная база судебной экспертизы в последние годы подверглась существенному прогрессивному реформированию. В 2001 году был принят базовый для судебной экспертизы нормативный акт – федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Значительно изменилась регламентация судебной экспертизы в новом российском процессуальном законодательстве: УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, а также в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Кроме того, в законодательную базу, регламентирующую проведение отдельных видов судебных экспертиз входит и ряд нормативных актов, принятых различными ведомствами[6]. Причем в ряде названных нормативных актов документов имеется ряд несоответствий, коллизионные нормы, что приводит к несогласованности в судебно-экспертной деятельности. Для постановки, осмысления и решения ряда задач судебной экспертизы необходима солидная научная база. В настоящий период наука о судебной экспертизе находится в стадии своего становления.
Ряд вопросов, связанных с процедурой назначения и проведения экспертизы рассматривается в рамках наук уголовного, гражданского и арбитражного процесса, административного и таможенного права. На стыке криминалистики и процессуального права разрабатываются вопросы тактики и технологии реализация назначения и производства экспертиз, тактических основ взаимодействия субъектов судебно-экспертной деятельности. В то же время объективно возникла и начинает развиваться наука о судебной экспертизе. Пока ученые даже не пришли к единому мнению даже в отношении ее названия. В многочисленных монографиях, учебниках и учебных пособиях фигурируют названия «судебная экспертиза», «судебная экспертология», «теория судебной экспертизы». Аналогично не решен вопрос о структуре и содержательной стороне такой науки. Рядом ученых высказывается мнение о том, что наука о судебной экспертизе должна ограничиваться лишь теоретическими аспектами, выполняя методологические основы для любых частных экспертных теорий. Предлагается включать в нее лишь общие вопросы, такие, как объект, субъект, предмет, методы познания. Тем самым, наука об экспертизе в такой ее интерпретации предположительно должна выполнять лишь профессионально - мировоззренческие функции. Нам же представляется, что содержание науки о судебной экспертизе должно быть значительно шире. Наряду с методологическими, в него следовало бы также включить и вопросы, касающиеся специфики правового поля назначения и проведения судебных экспертиз. Представляется, что следует синтезировать общие моменты в назначении всех видов экспертиз и выделить процедурные особенности назначения экспертизы в различных юридических процессах (уголовном, гражданском, арбитражном, административном и.т.д.). Также в рамках науки о судебной экспертизе могут быть исследованы и проблемы, связанные с поведением различных видов судебных экспертиз, с разработкой частных экспертных методик. В развитие общеметодологических начал судебной экспертизы, т.е. того, что с успехом может быть применено в деятельности экспертов самых различных специальностей, следует активнее разрабатывать проблемы материального, мысленного и компьютерного моделирования, ситуационного подхода, используемого в практике производства экспертиз. Эти направление также могут развиваться в рамках науки о судебной экспертизе. Представляется, что развитие науки о судебной экспертизе имеет широкие перспективы. Представляется, что на сегодняшний день судебную экспертологию можно определить какнауку о законах и методологии формирования и развития судебных экспертиз, закономерностях исследования их объектов, осуществляемых на основе специальных познаний, привносимых из базовых (материнских) наук и трансформированных в систему научных приемов, методов, средств и методик решения задач судебных экспертиз. Предметом судебной экспертологии являются закономерности формирования, развития и функционирования отдельных классов, родов, видов и подвидов экспертиз, разработки теоретических, методологических и организационных принципов их производства, создания методов экспертного исследования.
Теория судебной экспертизы является междисциплинарной теорией, предметно связанной с уголовным, гражданским, арбитражным процессом, административным правом и процессом, а также криминалистикой, другими юридическими, естественными техническими, экономическими науками. Важнейшую и первостепенную роль в развитии науки о судебной экспертизе играет криминалистика, разрабатывающая систему приемов, методов и средств собирания, фиксации и исследования доказательств. Именно на этой основе формируются новые и совершенствуются действующие методики экспертных исследований (например, почерковедческих, трасологических, баллистических и других экспертиз). Тенденцией современного развития судебной экспертизы, является широкое применение новых достижений математических и кибернетических методов, современных информационных технологий, химических, физических и других методов исследования. Исходя из того, что судебная экспертиза проводится в соответствии с порядком, установленным УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, развитие теории судебной экспертизы должно основываться на положениях, предусмотренных процессуальным правом. Особо следует отметить междисциплинарный характер теории судебной экспертизы, распространяющийся на все классы судебной экспертизы, включая судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую, поскольку в теории судебной экспертизы находят свое отражение общие положения экспертного производства. Методы теории судебной экспертизы — способы познания общей теорией судебной экспертизы своего предмета, раскрытия закономерностей формирования и функционирования различных классов, родов и видов судебных экспертиз. К методам теории судебной экспертизы относятся общенаучные и специальные (частные) методы. Структура изучаемого курса судебной экспертологии представлена двумя разделами: общей и особенными частями. В общей части изучаются методологические аспекты судебной экспертизы: понятие, задачи, классификация виды экспертиз. Здесь же рассматриваются сущность, принципы и задачи государственной судебно-экспертной деятельности. В самостоятельные темы выделены: общие вопросы назначения и проведения экспертиз, а также специфические особенности назначения экспертиз в различных правоприменительных процессах. В особенной части рассматриваются отдельные разновидности судебных экспертиз: их предметы, объекты, методики, современные возможности.
Глава 2. Процессуальные и тактические вопросы назначения судебной экспертизы. 2.1. Общие организационные и тактические вопросы Ее регламентация. И ее особенности. Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, она состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Федеральным Законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации[18]» (далее - ФЗ ГСЭД), принятым в 2001 году, экспертной деятельности впервые был придан официальный статус государственно-правовой формы деятельности государства. Данный закон содержит общие нормы, регулирующие государственную судебно-экспертную деятельность для уголовного, административного, гражданского и арбитражного судопроизводства. Следует заметить, что нормы ФЗ ГСЭД не распространяются на конституционное судопроизводство, в рамках которого также могут быть назначены экспертизы. Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Правовой основой государственной судебно - экспертной деятельности являются: ·Конституция РФ. · ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». ·Кодифицированные законы: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно - процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. ·Законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы. Так, Конституция РФ определяет структуру судебной власти, устанавливает важные принципы отношений между государственными органами и гражданами в сфере осуществления правосудия, на службе которого и находится государственная судебно-экспертная деятельность: равенство граждан перед законом, обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, презумпция невиновности, и др. ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» является основным российским законом, регулирующим организацию и проведение судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях государственными экспертами. Безусловно, в соответствующем отраслевом процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др.) также подробно регламентируются вопросы назначения и проведения судебных экспертиз. Однако ФЗ ГСЭД не дублирует, не поглощает и тем более не заменяет нормы отраслевого процессуального законодательства, относящиеся к судебной экспертизе. Нормы ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» выполняют обобщающую, разъясняющую и конкретизирующую функцию. В правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности включаются также федеральные законы, как содержащие общие положения, связанные с судебной экспертизой, так и непосредственно направленные на организацию и производство судебных экспертиз в различных ведомствах. В частности, с учетом того, что в организации государственной судебно-экспертной деятельности большое место занимает производство судебно-медицинской экспертизы, в правовую базу этой деятельности входят федеральные законы о здравоохранении, такие, как, например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантияx прав граждан при ее оказании[19] и ряд других. Для формирования правовой базы производства судебных экспертиз большое значение имеют следующие федеральные законы: «О милиции» «Об оперативно-розыскной деятельности» «Об оружии» «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» «О наркотических средствах и психотропных веществах» и ряд других[20]. К постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, входящим в структуру правовой основы государственной судебно-экспертной деятельности, относятся, например: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года№ 244 «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ»; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля № 123 от 25 февраля 2003 года «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» и ряд других. Примерами ведомственных нормативных правовых актов, направленных на регулирование организации и производства судебных экспертиз, могут служить: Приказ Минюста РФ от 23.01.2002 N 20 «Об утверждении положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста РФ»; Приказ от 23.01.2002 N 20 «Об утверждении инструкции об организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» и т.д. Немаловажен вопрос и о принципах государственной судебно - экспертной деятельности. Под принципами государственной судебно-экспертной деятельности понимаются основополагающие начала, отражающие концептуальные взгляды общества в лице его законодательных и правоприменительных органов на сущность, цели и задачи содействия правоохранительным органам путем организации и производства судебной экспертизы по конкретным делам. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности сформировались в процессе практической работы государственных экспертных служб. Впервые они получили законодательное закрепление в настоящем Законе, который придал им статус правовых норм с соответствующим механизмом их реализации. В статье 4 ФЗ ГСЭД указывается, что государственная судебно - экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. В последующих статьях 5- 8 ФЗ ГСЭД конкретизируются названные принципы. В частности, принцип законности выражается в том, что государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно - экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Например, если эксперт при проведении конкретной экспертизы нарушил принцип объективности и дал заведомо ложно заключение, он может подлежать уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 307 УК РФ либо административной ответственности согласно ст. 17.9 КоАП РФ. Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность. Должны быть соблюдены права на достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Важнейшими международно-правовыми документами, в которых зафиксированы положения о правах человека, являются: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и ли унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и ряд других. Например, соблюдение принципа равноправия граждан проявляется в том, что для эксперта не должно иметь никакого значения, кто представляет стороны в арбитражном процессе, каково имущественное положение истца или ответчика в гражданском процессе, какова национальная принадлежность лица, обвиняемого в убийстве и.т.д. Судебно - экспертные исследования, требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом. Причем лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно - экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Необходимо при этом подчеркнуть, что обжалованию подлежат конкретные действия или бездействия эксперта, но никак не его выводы. При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Принцип независимости эксперта логически вытекает из предусмотренной законодательством процессуальной самостоятельности эксперта, состоящей в том, что эксперт обладает статусом, отличным от процессуального статуса других участников процесса, и лично отвечает за проведенное исследование и данное заключение. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. Системы государственных судебно-экспертных учреждений самостоятельны и независимы от лиц и органов, назначающих экспертизу даже и в том случае, если это касается подразделений одного ведомства. Например, согласно п. 1.1.1. Приказа МВД РФ № 261 от 1.06.1993 «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ» экспертно-криминалистические управления, отделы, отделения, группы в органах внутренних дел являются самостоятельнымиструктурными подразделениями. Они не находятся в служебной зависимости от органов дознания и следствия, назначающих экспертизы. Здесь соблюдается общее правило: в соответствии с действующим законодательством лицо, осуществляющее дознание или предварительное следствие, принуждающее эксперта к даче определенного заключения путем применения угроз или иных незаконных действий, несет уголовную ответственность за преступление, предусмотренное ст. 302 УК РФ. Аналогичные действия со стороны судьи должны рассматриваться как превышение должностных полномочий, и он должен нести уголовную ответственность за преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ. За воздействие на эксперта в форме понуждения или подкупа со стороны организаций в лице их руководителей или представителей, а также частных лиц ответственность наступает по ст. 309 УК РФ и другим в зависимости от характера совершенного воздействия. Государственный эксперт как должностное лицо административно зависим от руководства того экспертного учреждения, в котором он работает: от руководителя учреждения, его заместителя, руководителя подразделения. Однако эта зависимость не распространяется на производство экспертом конкретных экспертиз и дачу заключения по ним. Механизм соблюдения принципа независимости эксперта в этом аспекте предусмотрен в настоящем Федеральном законе в виде ряда норм. Это норма, обязывающая руководителя учреждения или подразделения при осуществлении контроля за соблюдением сроков, полнотой и качеством производства судебных экспертиз не нарушать принципа независимости эксперта, и норма, прямо запрещающая ему давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе. В практике государственных судебно-экспертных учреждений принят порядок действий руководителя в случае несогласия руководителя учреждения или подразделения с выводом эксперта по конкретной экспертизе. Руководитель создает комиссию экспертов для проведения этой экспертизы, включая в нее эксперта, с выводом которого он не согласен. Дальнейшее производство и оформление исследования происходит в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и процессуального законодательства, предусматривающих производство комиссионных экспертиз. Таким образом, реализация принципа независимости эксперта имеет следующие аспекты его защиты от влияний: а) органа или лица, назначившего экспертизу, других участников процесса, иных государственных и негосударственных органов, организаций и отдельных лиц, заинтересованных в исходе дела; б) руководителя учреждения или подразделения, в котором работает эксперт, а также вышестоящего руководства соответствующего ведомства; в) коллег по работе - других экспертов при производстве комиссионных, в том числе комплексных, экспертиз. 1Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
3.2.Виды экспертных учреждений РФ. Государственными судебно - экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Судебно-экспертные учреждения созданы для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров по вопросам использования специальных знаний посредством проведения судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно - экспертные учреждения (ст. 11 ФЗ ГСЭД) В России в настоящее время действует целая сеть различных судебно-экспертных учреждений, относящихся к различным ведомствам. Так, судебные экспертизы в РФ проводятся: · в системе Министерства внутренних дел, · в учреждениях, подведомственных Министерству юстиции, · в учреждениях Министерства здравоохранения, · в экспертных учреждениях Министерства обороны, · в системе Федеральной службы безопасности · в учреждениях Государственного таможенного комитета РФ, а также в ряде других ведомств. В системе органов внутренних дел Российской Федерации для реализации функции судебно-экспертных учреждений созданы экспертно-криминалистические подразделения. Они организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах областного значения, в городах, населенных пунктах районного значения. Государственные судебно - экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД РФ выполняются судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, почерковедческие экспертизы, технические исследования документов, фоно- и видеофонографические, баллистические, портретные экспертизы, экспертизы холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарно- и взрывотехнические, иные. Высшим звеном территориальной экспертно-криминалистической службы является Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Он функционирует на правах Главного управления министерства и имеет в своем составе следующие отделы и управления: Организационно-методическое управление, состоящее из ряда отделов, а также: · Отдел баллистических экспертиз и исследований. · Отдел экспертиз документов, денежных знаков и ценных бумаг. · Отдел экспертиз фото и видеодокументов. · Отдел трасологических и автотранспортных экспертиз · Отдел фоноскопических экспертиз. · Отдел медико-криминалистических экспертиз. · Отдел экспертиз материалов, веществ и изделий. · Отдел взрыво- и пожарно-технических экспертиз. · Отдел экспертиз биологических объектов. · Отдел экспертиз почвенно-ботанических и минералогических объектов. · Отдел бухгалтерских экспертиз. Также при ЭКЦ имеется Научно-исследовательская лаборатория и Федеральная пулегильзотека. ЭКЦ МВД России осуществляет организационно-методическое, а при необходимости и научно-методическое руководство деятельностью нижестоящих экспертно-криминалистических подразделений, организует и проводит профессиональную подготовку экспертов конкретных направлений; организует повышение квалификации, переподготовку руководителей и экспертов экспертно-криминалистических подразделений, осуществляет контроль качества профессиональной подготовки и деятельности экспертов - сотрудников экспертно-криминалистических подразделений. Отделы Экспертно-криминалистического центра осуществляют работу по всем существующим в настоящее время направлениям экспертной деятельности и проводят экспертизы и исследования для Центрального аппарата МВД России. Для органов внутренних дел республик, краев и областей выполняются экспертизы и исследования, которые не могут быть выполнены экспертно-криминалистическими подразделениями МВД, ГУВД, УВД: повторные, наиболее сложные, требующие применения уникальной аппаратуры или разработки новых методик исследования вещественных доказательств. Средним звеном территориальных подразделений является экспертно- криминалистические центры (ЭКЦ) в самостоятельном субъекте Российской Федерации — области или республике. К этому же уровню относятся (ЭКУ, ЭКО) республиканских, краевых, областных, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, транспортных органов внутренних дел. В подразделениях среднего звена ведутся региональные учеты следов и других вещественных доказательств, изъятых с мест нераскрытых преступлений, а также созданы информационно-справочные коллекции объектов, обычно выступающих в качестве сравнительных образцов в данном регионе, следственные действия с уч
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.098 с.) |