Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспертиза в административном процессе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Административные правоотношения – это специфические отношения, поскольку административный процесс включает в себя деятельность большого количества органов исполнительной власти, которые призваны соблюдать и защищать права и интересы граждан. В силу этого, институт специальных познаний играет немаловажную роль для полного, всестороннего и правильного рассмотрения административного дела. Можно выделить процессуальные и непроцессуальные формы применения специальных познаний в административном процессе. Непроцессуальной формой является консультативная и справочная деятельность сведущих лиц. Процессуальные формы использования специальных познаний - это и проведение ревизий; назначение и производство экспертизы; производство предварительных исследований материальных объектов, привлечение специалистов. Явным достоинством нового российского административного законодательства является введение в административный процесс такого его участника как специалист. В качестве специалиста может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающими познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист оказывает помощь при изъятии каких-либо доказательств по делу об административном правонарушении, осуществляет вспомогательную деятельность по проведению фотосъемки и видеозаписи, выполняет некоторые другие действия. Специалист в области медицины, например, при необходимости проводит освидетельствование управляющих транспортными средствами водителей на состояние опьянения. То есть врач, имеющий соответствующую специальную подготовку, осуществляет медицинское освидетельствование, результаты которого оформляются в виде соответствующего акта. В КоАП РФ четко прописан статус специалиста. В частности, специалист обязан: · явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; · участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий; · удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Специалист также имеет права: · знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; · с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; · делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол. Однако основной формой использования специальных знаний в административном процессе является экспертиза. При рассмотрении целого ряда дел об административных правонарушениях могут быть использованы возможности разнообразных криминалистических экспертиз. Так, например, судебно-баллистическая экспертиза может быть назначена при производстве по делам о нарушении правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему. Криминалистические экспертизы наркотических средств и психотропных веществ, спиртосодержащих жидкостей назначаются при рассмотрении дел о распитии алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потреблении наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Разнообразные криминалистические экспертизы назначаются при рассмотрении дел о правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в области таможенного дела, о подделке документов, штампов, печатей или бланков, их использовании или сбыте и т.д. Судебно-трасологические экспертизы проводятся при рассмотрении дел о правонарушениях в области таможенного дела. Судебно-почерковедческая экспертиза и технико-криминалистическая экспертиза документов могут быть назначены в целях установления поддельности документов, сопровождающих грузы. Правовая основа назначения экспертизы по делам об административных правонарушениях несколько специфична. В первую очередь ее проведение регламентируется КоАП РФ. Кроме этого, в ряде отдельных случаев назначение экспертизы в административном процессе регулируется и другими нормативными актами. Нормы о порядке назначения экспертизы содержатся и в иных федеральных законах, например, в ФЗ «Об экологической экспертизе», в законодательстве субъектов РФ.[15] Особенности проведения экспертизы в таможенной практике регламентируются новым Таможенным Кодексом РФ, рядом Инструкций ГТК, например «Инструкцией о назначении должностными лицами таможенных органов экспертиз или исследований и об оценке заключений эксперта и результатов исследований», утвержденной Приказом ГТК РФ.[16] В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи, которым специальные познания необходимы для анализа протокола, объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, показаний потерпевшего, свидетелей, иных документов, показаний специальных технических средств и др. Однако большая часть административных дел рассматривается органами и должностными лицами. Исходя из этого, лицами, правомочными назначить экспертизу в административном процессе являются: · судьи; · должностные лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (милиции, налоговых, таможенных и других органов). КоАП РФ не предусматривает случаев обязательного назначения экспертизы. В ряде случаев, например, при проведении идентификационных экспертных исследований требуется получить образцы для сравнительного исследования, особенности изъятия которых также специфичны. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фотосъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О получении проб и образцов составляется протокол. Согласно ст. 26.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, документ о назначении экспертизы оформляется в виде определения. В нем указываются основания для назначения экспертизы, фамилия, имя, отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза, а также вопросы, поставленные перед экспертом. Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего. При этом необходимо разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта. Определение о назначении экспертизы обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В соответствии со статьей 25.9. КоАП РФ в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В административном процессе эксперт имеет следующие права: · знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; · с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; · указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы. · Эксперт также имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы вышли за пределы его специальных знаний если предоставленных материалов ему недостаточно для дачи заключения. Для реализации предоставленных эксперту прав, на его возлагаются следующие обязанности: · явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении; · дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения. Отводы эксперта и специалиста. Новеллой Кодекса РФ об административных правонарушениях является норма, предусматривающая обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении. Так, к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта лицо не может быть допущено в следующих случаях: · если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело; · или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, · если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела. По результатам проведенного исследования свои выводы эксперт излает в заключении. Однако экспертное заключение, которое не имеет заранее установленной силы.Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Если орган, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, не согласен с мнением эксперта, возможно назначение повторной или дополнительной экспертизы, проведение которых регламентируется ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». В соответствии с КоАП РФ эксперт и специалист несут административную ответственность за отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей. Так, согласно ст.17.9. КоАП заведомо ложные пояснения специалиста, заведомо ложное заключение эксперта влекут за собой наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати МРОТ. Экспертиза в таможенной практике имеет свои некоторые особенности. Экспертизы по делам о нарушении таможенных правил проводят сотрудники таможенных лабораторий, имеющие право на самостоятельное проведение экспертиз, которых назначают экспертами, эксперты других российских организаций, лица, обладающие необходимыми специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла. Таможенные органы Российской Федерации вправе привлекать в соответствии со ст. 183 Таможенного кодекса РФ[17] экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Запрос таможенного органа Российской Федерации о привлечении специалиста или эксперта для оказания содействия в проведении таможенного контроля является обязательным для исполнения руководителем государственного органа, предприятия, учреждения или организации, где этот специалист или эксперт работает. В таможенной практике действует принцип недопустимости оглашения материалов по делу о нарушении таможенных правил. Так, фактические данные по делу о нарушении таможенных правил, содержащиеся в заключении эксперта, могут быть оглашены до рассмотрения такого дела только с разрешения должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится это дело, либо начальника этого или вышестоящего таможенного органа РФ или его заместителей, а также начальника или заместителя начальника структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенного комитета РФ (далее ГТК РФ). Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях Г ТК РФ создана сеть специальных таможенных лабораторий. В целях таможенного оформления таможенные органы РФ вправе брать пробы и образцы товаров и проводить их экспертизу (ст. 135 ТК РФ). Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа РФ могут взиматься лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями и другими органами государственного контроля в целях его осуществления. Пробы и образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность исследования этих проб и образцов. О взятии проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт по форме, установленной ГТК РФ Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов. В отсутствие лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей пробы и образцы товаров могут взиматься таможенными органами РФ в случае неявки таких лиц по истечении десяти дней после представления товаров, а также при обстоятельствах, не терпящих отлагательства. При таком взятии проб и образцов товаров присутствуют не заинтересованные в результате их исследования физические лица. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе знакомиться с результатами проведенного исследования взятых у них проб и образцов товаров. Таможенные органы Российской Федерации должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими органами государственного контроля. Таможенные органы Российской Федерации не возмещают каких-либо расходов, возникших у лица в результате взятия проб и образцов товаров. Расходы на исследование проб и образцов товаров, возникшие у таможенных органов Российской Федерации и таможенных лабораторий, лицом не возмещаются, за исключением случаев, если такое исследование проводится по инициативе указанного лица.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2000; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.011 с.) |