Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Судебно-экспертная деятельность и

Поиск

Ее регламентация.

Судебно-экспертная деятельность

И ее особенности.

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, она состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Федеральным Законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации[18]» (далее - ФЗ ГСЭД), принятым в 2001 году, экспертной деятельности впервые был придан официальный статус государственно-правовой формы деятельности государства.

Данный закон содержит общие нормы, регулирующие государственную судебно-экспертную деятельность для уголовного, административного, гражданского и арбитражного судопроизводства. Следует заметить, что нормы ФЗ ГСЭД не распространяются на конституционное судопроизводство, в рамках которого также могут быть назначены экспертизы.

Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Правовой основой государственной судебно - экспертной деятельности являются:

·Конституция РФ.

· ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

·Кодифицированные законы: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно - процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.

·Законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Так, Конституция РФ определяет структуру судебной власти, устанавливает важные принципы отношений между государственными органами и гражданами в сфере осуществления правосудия, на службе которого и находится государственная судебно-экспертная деятельность: равенство граждан перед законом, обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, презумпция невиновности, и др.

ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» является основным российским законом, регулирующим организацию и проведение судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях государственными экспертами. Безусловно, в соответствующем отраслевом процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др.) также подробно регламентируются вопросы назначения и проведения судебных экспертиз. Однако ФЗ ГСЭД не дублирует, не поглощает и тем более не заменяет нормы отраслевого процессуального законодательства, относящиеся к судебной экспертизе. Нормы ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» выполняют обобщающую, разъясняющую и конкретизирующую функцию.

В правовую основу государственной судебно-экспертной деятельно­сти включаются также федеральные законы, как содержащие общие положения, связанные с судебной экспертизой, так и непосредственно направленные на ор­ганизацию и производство судебных экспертиз в различных ведомствах.

В частности, с учетом того, что в организации государственной судебно-экспертной деятельности большое место занимает производство судебно-медицинской экспертизы, в правовую базу этой деятельности входят федеральные законы о здравоохранении, такие, как, например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантияx прав граждан при ее оказании[19] и ряд других.

Для формирования правовой базы производства судебных экспертиз большое значение имеют следующие федеральные законы:

«О милиции»

«Об оперативно-розыскной деятельности»

«Об оружии»

«О государственной дактилоскопической регистрации в РФ»

«О наркотических средствах и психотропных веществах» и ряд других[20].

К постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Феде­рации, входящим в структуру правовой основы государственной судебно-экспертной деятельности, относятся, например:

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года№ 244 «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля № 123 от 25 февраля 2003 года «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» и ряд других.

Примерами ведомственных нормативных правовых актов, направлен­ных на регулирование организации и производства судебных экспертиз, могут служить:

Приказ Минюста РФ от 23.01.2002 N 20 «Об утверждении положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста РФ»;

Приказ от 23.01.2002 N 20 «Об утверждении инструкции об организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» и т.д.

Немаловажен вопрос и о принципах государственной судебно - экспертной деятельности. Под принципами государственной судебно-экспертной деятельно­сти понимаются основополагающие начала, отражающие концептуальные взгляды общества в лице его законодательных и правоприменительных органов на сущность, цели и задачи содействия правоохранительным ор­ганам путем организации и производства судебной экспертизы по кон­кретным делам.

Принципы государственной судебно-экспертной деятельности сфор­мировались в процессе практической работы государственных эксперт­ных служб. Впервые они получили законодательное закрепление в настоя­щем Законе, который придал им статус правовых норм с соответствую­щим механизмом их реализации.

В статье 4 ФЗ ГСЭД указывается, что государственная судебно - экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. В последующих статьях 5- 8 ФЗ ГСЭД конкретизируются названные принципы.

В частности, принцип законности выражается в том, что государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно - экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Например, если эксперт при проведении конкретной экспертизы нарушил принцип объективности и дал заведомо ложно заключение, он может подлежать уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 307 УК РФ либо административной ответственности согласно ст. 17.9 КоАП РФ.

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность. Должны быть соблюдены права на достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Важнейшими международно-правовыми документами, в которых зафиксированы положения о правах человека, являются: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и ли унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и ряд других.

Например, соблюдение принципа равноправия граждан проявляется в том, что для эксперта не должно иметь никакого значения, кто представляет стороны в арбитражном процессе, каково имущественное положение истца или ответчика в гражданском процессе, какова национальная принадлежность лица, обвиняемого в убийстве и.т.д.

Судебно - экспертные исследования, требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом. Причем лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно - экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Необходимо при этом подчеркнуть, что обжалованию подлежат конкретные действия или бездействия эксперта, но никак не его выводы.

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Принцип независимости эксперта логически вытекает из предусмот­ренной законодательством процессуальной самостоятельности эксперта, состоящей в том, что эксперт обладает статусом, отличным от процессу­ального статуса других участников процесса, и лично отвечает за прове­денное исследование и данное заключение.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Системы государственных судебно-экспертных учреждений самостоятельны и независимы от лиц и органов, назначающих экспертизу даже и в том случае, если это касается подразделений одного ведомства. Например, согласно п. 1.1.1. Приказа МВД РФ № 261 от 1.06.1993 «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ» экспертно-криминалистические управления, отделы, отделе­ния, группы в органах внутренних дел являются самостоятельнымиструктурными подразделениями. Они не находятся в служебной зависи­мости от органов дознания и следствия, назначающих экспертизы. Здесь соблюдается общее правило: в соответствии с действующим законода­тельством лицо, осуществляющее дознание или предварительное следст­вие, принуждающее эксперта к даче определенного заключения путем применения угроз или иных незаконных действий, несет уголовную от­ветственность за преступление, предусмотренное ст. 302 УК РФ. Анало­гичные действия со стороны судьи должны рассматриваться как превыше­ние должностных полномочий, и он должен нести уголовную ответствен­ность за преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ. За воздействие на эксперта в форме понуждения или подкупа со стороны организаций в лице их руководителей или представителей, а также частных лиц ответст­венность наступает по ст. 309 УК РФ и другим в зависимости от характера совершенного воздействия.

Государственный эксперт как должностное лицо административно зависим от руководства того экспертного учреждения, в котором он рабо­тает: от руководителя учреждения, его заместителя, руководителя подраз­деления. Однако эта зависимость не распространяется на производство экспертом конкретных экспертиз и дачу заключения по ним. Механизм со­блюдения принципа независимости эксперта в этом аспекте предусмотрен в настоящем Федеральном законе в виде ряда норм. Это норма, обязываю­щая руководителя учреждения или подразделения при осуществлении кон­троля за соблюдением сроков, полнотой и качеством производства судеб­ных экспертиз не нарушать принципа независимости эксперта, и норма, прямо запрещающая ему давать эксперту указания, предрешающие содер­жание выводов по конкретной судебной экспертизе. В практике государственных судебно-экспертных учреждений принят порядок действий руководителя в случае несогласия руководителя учреждения или подразделения с выводом эксперта по конкретной экспер­тизе. Руководитель создает комиссию экспертов для проведения этой экс­пертизы, включая в нее эксперта, с выводом которого он не согласен. Даль­нейшее производство и оформление исследования происходит в соответст­вии с нормами настоящего Федерального закона и процессуального законо­дательства, предусматривающих производство комиссионных экспертиз.

Таким образом, реализация принципа независимости эксперта имеет сле­дующие аспекты его защиты от влияний: а) органа или лица, назна­чившего экспертизу, других участников процесса, иных государственных и негосударственных органов, организаций и отдельных лиц, заинтересо­ванных в исходе дела; б) руководителя учреждения или подразделения, в котором работает эксперт, а также вышестоящего руководства соответ­ствующего ведомства; в) коллег по работе - других экспертов при произ­водстве комиссионных, в том числе комплексных, экспертиз.

1Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

 

3.2.Виды экспертных учреждений РФ.

Государственными судебно - экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Судебно-экспертные учреждения созданы для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров по вопросам использования специальных знаний посредством проведения судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно - экспертные учреждения (ст. 11 ФЗ ГСЭД)

В России в настоящее время действует целая сеть различных судебно-экспертных учреждений, относящихся к различным ведомствам.

Так, судебные экспертизы в РФ проводятся:

· в системе Министерства внутренних дел,

· в учреждениях, подведомственных Мини­стерству юстиции,

· в учреждениях Ми­нистерства здравоохранения,

· в экспертных учреждениях Министерства обороны,

· в системе Федераль­ной службы безопасности

· в учреждениях Государственного таможенного комитета РФ,

а также в ряде других ведомств.

В системе органов внутренних дел Российской Федерации для реализации функции судебно-экспертных учреждений созда­ны экспертно-криминалистические подразделения. Они орга­низованы во всех республиканских, краевых, областных цент­рах, городах областного значения, в городах, населенных пун­ктах районного значения.

Государственные судебно - экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД РФ выпол­няются судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных орга­нам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, почерковедческие экспертизы, технические исследования документов, фоно- и видеофонографические, баллистические, портретные экспертизы, экспертизы холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологиче­ские, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарно- и взрывотехнические, иные.

Высшим звеном территориальной экспертно-криминалистической службы является Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Он функционирует на правах Главного управления министерства и имеет в своем составе следующие отделы и управления:

Организационно-методическое управление, состоящее из ряда отделов, а также:

· Отдел баллистических экспертиз и исследований.

· Отдел экспертиз документов, денежных знаков и ценных бумаг.

· Отдел экспертиз фото и видеодокументов.

· Отдел трасологических и автотранспортных экспертиз

· Отдел фоноскопических экспертиз.

· Отдел медико-криминалистических экспертиз.

· Отдел экспертиз материалов, веществ и изделий.

· Отдел взрыво- и пожарно-технических экспертиз.

· Отдел экспертиз биологических объектов.

· Отдел экспертиз почвенно-ботанических и минералогических объектов.

· Отдел бухгалтерских экспертиз.

Также при ЭКЦ имеется Научно-исследовательская лаборатория и Федеральная пулегильзотека.

ЭКЦ МВД России осуществляет организационно-методи­ческое, а при необходимости и научно-методическое руковод­ство деятельностью нижестоящих экспертно-криминалисти­ческих подразделений, организует и проводит профессиональ­ную подготовку экспертов конкретных направлений; организует повышение квалификации, перепод­готовку руководителей и экспертов экспертно-криминалисти­ческих подразделений, осуществляет контроль качества профессиональной подготовки и деятельности экспертов - со­трудников экспертно-криминалистических подразделений. Отделы Экспертно-криминалистического центра осуществляют работу по всем существующим в настоящее время направлениям экспертной деятельности и проводят экспертизы и исследования для Центрального аппарата МВД России. Для органов внутренних дел республик, краев и областей выполняются экспертизы и исследования, которые не могут быть выполнены экспертно-криминалистическими подразделениями МВД, ГУВД, УВД: повторные, наиболее сложные, требующие применения уникальной аппаратуры или разработки новых методик исследования вещественных доказательств.

Средним звеном территориальных подразделений является экспертно- криминалистические центры (ЭКЦ) в самостоятельном субъекте Российской Федерации — области или республике. К этому же уровню относятся (ЭКУ, ЭКО) республиканских, краевых, областных, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, транспортных органов внутренних дел. В подразделениях среднего звена ведутся региональные учеты следов и других вещественных доказательств, изъятых с мест нераскрытых преступлений, а также созданы информаци­онно-справочные коллекции объектов, обычно выступающих в качестве сравнительных образцов в данном регионе, следст­венные действия с участием специалистов.

Ряд базовых экспертно-криминалистических подразделений этого звена выполняют функции межрегиональных эк­спертных подразделений. Они проводят экспертизы по естест­венно-научным и инженерно-техническим направлениям как для своего региона, где они дислоцированы, так и для несколь­ких обслуживаемых регионов.

Экспертно-криминалистические подразделения среднего звена ведут организационно-методическую работу, первичную профессиональную подготовку сотрудников нижестоящих по­дразделений.

Основным звеном службы составляют экспертно-криминалистические подразделения (отделы, отделения, группы или лаборатории) органов внутренних дел в городах областного и районного значения, районов городов. В них проводятся в основном наиболее распространенные криминалистические экспертизы: дактилоскопические, трасологические, технического исследо­вания документов и холодного оружия, реже почерковедческие.

Система судебно-экспертных учреждений Министерства юс­тиции Российской Федерации существует с 20-х годов, но наиболее активное развитие получила в 50-е годы. Создавалась она глав­ным образом для обслуживания судов и органов прокуратуры, поскольку органы внутренних дел и безопасности к тому вре­мени уже имели разветвленную сеть своих ведомственных экс­пертных подразделений.

В настоящее время главным направлением деятельности всех экспертных уч­реждений Министерства юстиции РФ является проведение су­дебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям су­дов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, та­моженных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.

Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) - является ведущим экспертным учреждением высшего звена в сис­теме судебно-экспертных учреждений министерства юстиции.

В настоящее время помимо осуществления научно-методических функций (аналогично ЭКЦ), РФЦСЭ проводит все первичные экспер­тизы для судебно-следственных органов Москвы, Москов­ской, Тверской и Смоленской областей. Наиболее сложные и повторные экспертизы выполняются им по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации. Всего в центре проводится 22 рода судебных экспертиз по 53 экспер­тным специальностям.

Учреждениями среднего звена системы Минюста РФ являются центральные и региональные лаборатории су­дебной экспертизы. В лабораториях судебной экспертизы (ЛСЭ) проводятся в основном традиционные криминалистические, а также судебно-автотехнические и судебно-бухгалтерские эк­спертизы. Наиболее крупные и развитые ЛСЭ, располагающие не­обходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют до 15 родов и видов экспертиз.

Например, в Калининградской лаборатории судебной экспертизы МЮ РФ в настоящее время организовано производство следующих видов исследований:

· почерковедческая экспертиза;

· техническая экспертиза документов;

· трасологическая экспертиза

· исследование уничтоженных маркировочных обозначений;

· бухгалтерская экспертиза;

· финансово-экономическая;

· химическая экспертиза;

· видеофонографическая экспертиза;

· автотехническая экспертиза;

· автотовароведческая экспертиза;

· товароведческая экспертиза (непродовольственных товаров);

· строительно-техническая экспертиза;

· экспертиза информационных технологий;

· психологическая экспертиза;

· лингвистическая экспертиза;

· автороведческая экспертиза.

Судебно-экспертные учреждения системы Минздрава проводят судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы.

Функции судебно-медицинского учреждения высшего звена выполняет Рос­сийский центр судебной медицины, руководитель которого явля­ется одновременно Главным судебно-медицинским экспертом министерства.

В республиках, краях и областях РФ имеются бюро судебно-медицинской экспертизы. Бюро СМЭ имеются и в ряде городов страны: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Находке и Нижнем Тагиле. Это судебно-медицинские учреждения среднего звена.

Судебно-медицинские экспертизы могут также быть проведены и в районных, межрайонных и городских отделениях судебно-медицинской экспертизы, т.е. в учреждениях основного звена.

В состав бюро СМЭ входят отделы: тонатологический (экспертиза трупа); отдел по освидетельство­ванию потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и дру­гих лиц; особо сложных экспертиз; организационно-ме­тодический. Также в бюро СМЭ имеются отделения: биологическое; судебно-химическое; гистоло­гическое; цитологическое; медико-криминалистическое; в республиканских и некото­рых областных и краевых бюро может также быть и отдел геномной дактилоскопии.

Структура отделений судебно-медицинской экспертизы от­личается от структуры бюро СМЭ. В их состав входят лишь тонатологическое отделение и отделение по освидетельствованию потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц и обеспечивающие деятельность этих отделений гистологиче­ская и судебно-химические лаборатории.

При большинстве бюро СМЭ имеются штатные дежурные группы, сотрудники которых входят в состав следственно-оперативных групп и участвуют в осмотре трупа на месте их обнаружения. В подразделениях судеб­но-медицинской экспертизы, где такие группы отсутствуют, работу по первоначальному осмотру трупа выполняют штат­ные судебно-медицинские эксперты по специальному графи­ку. Дежурные эксперты, помимо того, проводят освидетельствование живых лиц, преимущественно в целях экспресс-диа­гностики алкогольного опьянения, отбор тканей и выделений для последующего судебно-медицинского освидетельствования.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно - психиатрическая экспертиза.

Высшим звеном в системе государственных судебно-психиатрических учреждений России является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации. Он осуществляет функции практического экспертного учрежде­ния, проводя первичные судебно-психиатрические эксперти­зы (прежде всего для Москвы), а также наиболее сложные ис­следования для остальных регионов России. Помимо этого Центр выполняет функцию общероссийского научно-методи­ческого центра по судебной психиатрии, причем в области не только судебной экспертизы, но и принудительного лечения психических больных, совершивших общественно-опасные деяния, организации психиатрической помощи в местах ли­шения свободы и пр.

Средним звеном в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений являются региональные центры судебной психиатрии. Они являются не только экспер­тными, но также научно-методическими учреждениями для региона (Северо-запад России, Урал, Сибирь, Дальний Вос­ток).

Региональные центры создаются на базе крупных психиат­рических учреждений, имеющих в своей структу­ре экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторную экспертную комиссию и отделение для прину­дительного лечения психических больных, совершивших об­щественно-опасные деяния. В этих центрах помимо практиче­ской экспертной работы осуществляется научно-исследовате­льская деятельность, подготовка экспертных кадров, координация деятельности всех экспертных учреждений на обслуживаемой центром территории, консультативно-методи­ческая помощь нуждающимся в ней учреждениям.

Основным звеном государственной судебно-психиатрической экспертной системы в Российской Федерации являются судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК). Они органи­зуются на правах структурных подразделений психиатриче­ских учреждений общего профиля — психоневрологических диспансеров и психиатрических (психоневрологических) бо­льниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных эк­спертиз в экспертном учреждении.

СПЭК подразделяются на амбулаторные и стационарные. В ряде случаев создаются «смешанные» судебно-психиатриче­ские экспертные учреждения, правомочные проводить как ам­булаторные, так и стационарные исследования.

Работа СПЭК организована по зональному принципу: каж­дая комиссия обслуживает органы предварительного расследо­вания и суды определенной территории. Большинство состав­ляют так называемые областные комиссии, обслуживающие лишь одну область. Межобластные комиссии проводят экс­пертизы по поручению правоохранительных органов не только своей, но также других, как правило, соседних областей. По принципу межобластной комиссии могут функциониро­вать, кроме собственных областных, также республиканские, краевые и городские экспертные учреждения.

Кроме того, судебно-медицинские и некоторые виды кри­миналистических экспертиз проводятся в экспертных подраз­делениях Министерства обороны РФ. Головным учреждением в этой системе является центральная судебно-медицинская ла­боратория. Наряду с указанными, давно сло­жившимися государственными службами, в последние годы (90-е г.) аналогичные были образованы в Государственном таможенном комитете и налоговой полиции. В ГТК РФ действует Главная таможенная лаборатория (г. Москва), а также региона­льные таможенные лаборатории.

Каждое из перечисленных экспертных учреждений выпол­няет задания для своего ведомства (кроме Министерства здра­воохранения).

Государственные судебно - экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно - методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. Чтобы исключить различные методические подходы и толкования при производстве судебных экспертиз в различных ведомствах, в последние годы проводится работа по паспортизации экспертных методик. Создан специальный межведомственный Совет по координации этой работы. На Со­вете рассматриваются предлагаемые к использованию экспер­тные методики исследования вещественных доказательств и рекомендуются в работе всех заинтересованных ведомств.

Государственные судебно - экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно - экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию (в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально - технической базы либо специальных условий для проведения исследований) судебная экспертиза для органов дознания, предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно - экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно - экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Наряду с государственными судебно-экспертными учреждениями в целом ряде регионов России функционирует немалое количество негосударственных экспертных учреждений. К примеру, вМоскве наиболее известны Институт Независимых Исследо­ваний; Центр независимой комплексной экспертизы и серти­фикации; Центр независимой экспертизы; Бюро независимых экспертиз «Версия».

Кроме того, ст. 41 ФЗ ГСЭД предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации, судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно - экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

Случаи, при которых, как правило, возникает необходи­мость обращения к негосударственным экспертным учрежде­ниям и частным лицам, специалистам в тех или иных областях знаний:

· если судебные экспертизы этих видов не выполняются в государственных экспертных учреждениях России или данного региона;

· если судебные экспертизы этих видов в государственных экспертных учреждениях выполняются, но эксперты очень сильно загружены другими экспертизами или от­сутствуют в данный момент (отпуск, болезнь, неукомп­лектованность штатов) и могут приступить к производст­ву только через некоторое время, а дело не терпит отлага­тельства;

· если необходимо провести судебную экспертизу по граж­данскому делу, а в регионе имеется только экспертное уч­реждение МВД, которое производит экспертизы по уго­ловным делам;

· если следователь или суд хотят назначить экспертизу кон­кретному лицу — известному специалисту в данной обла­сти знания.

· В Российской Федерации в настоящее время нет специального нормативного акта, который бы непосредственно регулирован деятельность негосударственных экспертных учреждений. Однако отдельные

На судебно - экспертную деятельность частных лиц и сотрудников негосударственных экспертных учреждений могут быть распространены ряд положений ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», в частности, регламентирующие принципы экспертной деятельности, статус судебного эксперта, дачу экспертного заключения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.012 с.)