Судебно-психологическая экспертиза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебно-психологическая экспертиза.



Первая попытка проведения судебно-психологической экспертизы в России относится к 1883 г. Экспертиза, которую мы сейчас называем судебно-психологической, тогда была названа известным юристом, общественным деятелем А.Ф. Кони экспертизой чувств и впечатлений.

Предметом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах.

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. В процессе расследования ряда преступлений возникают ситуации, когда не удается вскрыть механизм совершенного преступления, установить побудительные силы, толкнувшие человека на совершение преступления, объяснить поведение потерпевшей стороны при условии, что нет никаких сомнений относительно психической полноценности этих лиц.

По делам об изнасиловании поводами для назначения судебно-психологической экспертизы обычно служат признаки поведения потерпевшей в момент нападения на нее, свидетельствующие о ее психической беспомощности, не связанной с психическим заболеванием (не звала на помощь, не оказывала активного сопротивления, хотя физически могла бы это сделать и т.д.).

По уголовным делам о совершении преступлений несовершеннолетними поводами для назначения судебно-психологической экспертизы обычно служат признаки их отставания в психическом развитии, кажущаяся безмотивность, жестокость, избыточная демонстративность их действий, признаки их педагогической запущенности.

Иногда поводами для назначения экспертизы служат сомнения следователя (суда) относительно способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, давать о них показания, с психологической точки зрения соответствующие действительности.

Одним из наиболее распространенных поводов назначения судебно-психологической экспертизы служит существенная неполнота изучения индивидуально-психологических (характерологических) особенностей субъекта, совершившего тяжкое преступление, устойчивых мотивационно-смысловых образований его личности, не разобравшись в которых нельзя до конца понять причины совершенного им преступления, определить меру наказания, соответствующую содеянному.

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе. Поводом для назначения судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе являются любые фактические данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из конфликтующих сторон.

Например, при рассмотрении судом искового заявления о признании недействительности сделки поводами для назначения судебно-психологической экспертизы могут быть определенные поведенческие признаки психически здорового заявителя, необычное состояние его психики в момент заключения договора.

Поводами назначения экспертизы по гражданским делам также могут явиться данные о сниженных интеллектуальных, познавательных способностях субъекта, который при заключении сделки оказался под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ).

Иногда сам характер спора, например: с кем из родителей после вторжения брака будет находиться ребенок, может послужить поводом для назначения судебно-психологической экспертизы с привлечением для ее проведения специалистов в области детской психологии.

При разрешении вопросов, связанных с возмещением гражданину морального вреда (ст. 151 ГК РФ), поскольку суд должен установить, что именно подтверждает факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий2, в качестве повода для назначения экспертизы могут рассматриваться признаки сильных эмоциональных переживаний, психической травмы, о которых свидетельствует сам гражданин или его близкие, иные лица, наблюдавшие за ним после причиненного ему вреда.

Методика проведения судебно-психологической экспертизы в каждом конкретном случае с учетом задач, выдвигаемых право охранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов экспертного исследования:

· изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;

· метод ретроспективной диагностики, представляющий собой ретроспективный психологический анализ происшедшего события, поведения лица, подлежащего экспертному исследованию;

· беседа с лицом, направленным на экспертизу и другими участниками процесса;

· экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.

Методика судебно-психологической экспертизы должна содержать методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании обще го психического развития испытуемого, т.е. о формировании у него процессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о наиболее выраженных чертах его характерам, особенностях эмоционально-волевой сферы.

Компетенция (основные направления) судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе:

1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности участников процесса. Экспертиза проводится для определения уровня психического, интеллектуального развития личности, наличия у нее определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на поведение в экстремальных условиях. Аналогичная зависимость выявляется при выполнении лицом каких-либо профессиональных обязанностей, в психотравмирующих криминальных ситуациях повышенной сложности.

В качестве примерных вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом-психологом, можно назвать следующие:

· Какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности испытуемого?

· Имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психо­логические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмо­ционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

· Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические осо­бенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и другие), снижающие его способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и адекватно воспринятому воспроизво­дить увиденное (услышанное)?

2. Диагностика состояний психической напряженности. Выявляются возможные состояния тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п., послужившие причиной совершения противоправных действий. Например, в рамках такой экспертизы может подвергнуться анализу неадекватное поведение потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации. Анализируются действия авиадиспетчера, не справившегося со своими профессиональными.обязанностями, повлекшие за собой тягчайшие последствия. Выявляется возможность совершения подозреваемым убийства в состоянии аффекта и т. д.

При расследовании уголовных дел об автопроисшествиях, наруше­ниях правил техники безопасности и других тяжких по своим последст­виям происшествиях, когда субъект (оператор) не справился со своими профессиональными обязанностями, перед экспертом-психологом, спе­циалистом в области инженерной психологии могут быть поставлены следующие вопросы:

· Каким образом индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого, его психическое состояние в момент происшест­вия могли оказать влияние на оценку им сложившейся ситуации, при­нятие решения и его реализацию?

· Каково время двигательной реакции у испытуемого, соответ­ствует ли она требованиям, предъявляемым его профессиональной деятельностью?

3. Исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности.

При возникающих сомнениях относительно невиновного причи­нения вреда, когда субъект, хотя и предвидел вредные последствия, но не сумел их предотвратить, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: соответствуют ли психофизиологические качества испытуемого, уровень соответствия его профессионально-пси­хологических навыков требованиям экстремальных условий, в которых он оказался, характеру нервно-психических перегрузок?

4. Выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими.

· В тех случаях, когда в совершении преступления принимали учас­тие несовершеннолетние, в целях установления у них способности осознавать свои действия и руководить ими на разрешение судебно-пси­хологической экспертизы могут выноситься следующие вопросы:

· Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии или иных аномалий психического развития непатологического характера; если имеются, в чем они выражаются и какое влияние они оказали на его поведение в исследуемой ситуации?

· Мог ли он с учетом уровня своего психического развития в пол­ной мере осознавать значение своих действий и руководить ими?

Если несовершеннолетний правонарушитель участвовал в груп­повом преступлении и по материалам дела видно, что на него могла ока­зать сильное влияние группа, перед экспертом-психологом целесообразно поставить вопрос: учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности личности правонарушителя, какое влияние на его поведение могли оказать члены преступной группы, находился ли он от них в психологической зависимости?

5. Экспертиза «правдивости показаний». Установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.

Например, при расследовании изнасилований, а также иных насильственных действий сексуального характера в ходе проверки версии о том, не находилась ли потерпевшая в беспомощном состоянии (ч. I ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ), на разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

Каково было психическое состояние потерпевшей в ситуации, составляющей содержание уголовного дела?

Могло ли психическое состояние потерпевшей препятствовать пониманию характера и значения совершаемых с нею действий или оказанию сопротивления обвиняемому?

С учетом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, психического развития личности потерпевшей могла ли она осознавать характер, значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление?

Основная задача судебно-психологической экспертизы в подобных случаях состоит в том, чтобы предоставлять правоохранительным органам психологическую характеристику и оценку психического состояния, психологических возможностей потерпевшей, но ни в коем случае не решать за них правовые вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.011 с.)